27 мая 2020, среда, 05:36
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Нетиповой объект культурного строительства

Мы публикуем резюме регулярного вторничного семинара «Полит.ру», проводимого под эгидой Фонда «Свободная кафедра общественных наук» на базе Института современного развития (ИНСОР). Предметом обсуждения на очередном семинаре стали новые культурные площадки в современном городе. Участники обсуждения (кроме собственно «Полит.ру»): Т. В. Абанкина, руководитель центра прикладных экономических исследований и разработок ГУ ВШЭ, Е. В. Абрамова, арт-критик, Е. Ю. Гандрабура, зам. главного редактора журнала "Градоустройство", Н. В. Гладких, общество "Мемориал" (соавтор исследования "Фабрики воображения или культурная конверсия"), А. Гончарик, аспирант ИНИОН, Е. В. Зеленцова, директор агентства «Творческие Индустрии» (соавтор исследования "Фабрики воображения или культурная конверсия"), А. Змеул, директор агентства «P-Arch», О. В. Карпова, декан факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН, Е. В. Ковалевская, Институт "Открытое общество", О. Лобач, психолог, Г. А. Никич, куратор Московского Форума художественных инициатив, Н. Е. Прянишников, специалист в области городского развития, сотрудник НИИП им. Мезенцева, С. В. Сазонов, руководитель проекта PRO-наследие, Н. И. Сергиевская, Центр современной культуры «Гараж», Е. М. Тупысева, директор агентства театров танца "ЦЕХ", К. Л. Филимонова, координатор фонда "Оксфорд" (соавтор исследования "Фабрики воображения или культурная конверсия"), А. Л. Филиппова, директор проекта "Фабрика". Затравочный доклад сделала Елена Зеленцова по материалам исследования Фабрики воображения, или Культурная конверсия 

 

В Москве работают «Винзавод», «Проект_FабRика», «Гараж». В Петербурге - «Открытая студия «Сквот непокоренных»» и лофт-проект «Этажи». В Красноярске, Самаре, Петрозаводске, Екатеринбурге создаются и развиваются новые культурные площадки, пытающиеся совмещать в виде установок творчество и коммерцию.

С каким феноменом мы имеем дело? Являются ли эти площадки ситуативным продуктом освоения промышленных пространств - или перед нами системный фактор развития культуры и городов? Какой вариант генеалогии явления поможет говорить о нем наиболее содержательно? Какое взаимодействие выстраивается между ними и другими культурными институциями: музеем, театром, библиотекой? Где здесь место государственных и муниципальных структур? И, наконец, какое имя дать новому явлению?

Место - город

Новые культурные площадки создаются именно в городах. И факт их создания, а главное – успешного функционирования (на выставки «Винзавода» выстраиваются очереди) – указывает на то, что они в города вписались.

Возможно объяснение этого феномена через постиндустриальность, предполагающую уход городов от индустрии. В отношении Москвы можно говорить даже о «постиндустриальном буме»: огромное количество промышленных предприятий уже вынесено за черту города, очень многие закрыты или закрываются. В отношении менее крупных городов, где промышленность в последнее время встала, мы видим скорее действие кризиса, нежели сознательный уход от индустрии.

Но даже в Москве одна из новых культурных площадок - «Проект_FабRика» - размещается на территории фабрики технических бумаг, и производство там по-прежнему функционирует.

Условия формирования

С точки зрения экономики города и социальной политики новые культурные площадки попадают в ситуацию высвобождения занятости, в том числе, на тех промышленных предприятиях, которые переводятся за городскую черту.

Для муниципальных властей адаптация свободных трудовых ресурсов является одной из важнейших задач. Во всяком случае, за пределами столиц.

При этом современная занятость в столицах (в меньшей степени – в других крупных городах) тяготеет к рабочим местам «новой экономики», куда относятся отрасли так называемого «третичного сектора»: здравоохранение, образование, культура и другие. И эти места занимают преимущественно коренные жители данного города, в то время как рабочие места на сохраняющихся промышленных предприятиях заполняются частично мигрантами.

Получение дохода с бывших промышленных территорий также заботит городские власти: фабрики или заводы вносили некоторый вклад в бюджет города (это относится к градообразующим и другим крупным предприятиям). И задача муниципальных (для Москвы и Санкт-Петербурга - региональных) властей - сохранить аналогичный уровень финансовых поступлений.

Для территорий, стоимость которых предельно высока, вопрос о занятости и об их «культурном» использовании решается в пользу тех собственников, кто обеспечит наибольший доход, без обращения к социальному аспекту. Или их придется к этому специально стимулировать.

По сравнению с бизнес-центрами, которые имеют репутацию высокодоходных, новым культурным точкам трудно, почти невозможно конкурировать за территорию. Их возникновение имеет во многом случайный характер. Их дальнейшее существование зависит также от случайных факторов, и, скорее всего, эти территории будут дальше как-то иначе переосваиваться.

Но и здесь (особенно - в условиях кризиса) могут появляться временно неосвоенные территории. Например, в ситуации, когда нет желания сдавать / продавать их задешево, а хороших предложений нет. Стоит учитывать и такое обстоятельство: бывшие промышленные объекты располагаются в срединной зоне. Это, как правило, не центр города. Такие территории имеют сниженную ценовую привлекательность. Освоение их художниками, дизайнерами, архитекторами не только повышает статус района, территории, но и позволяет использовать ее с минимальными затратами на время, пока, скажем, идет спор между будущими собственниками.

Там же, где стоимость земли недостаточна для игнорирования проблемы занятости, может присутствовать понимание местными властями значимости новых проектов, в том числе – культурных площадок. Но там может не быть других условий для этого – кадрового ресурса для их появления. Может понадобиться помощь столиц.

Разные площадки для размещения творческих проектов, их сохранение, возобновление или изменение требуют разного объема инвестиций, в зависимости от развития инфраструктуры и других факторов. Обращение к европейскому опыту показывает, что если мы возьмем проект восстановления территории Рурского бассейна, то для его реализации потребовались огромные инвестиции не только немецкого правительства, но и всего Евросоюза.

Функция площадок

Новые культурные площадки существуют в том же городском пространстве, что и прежние – музеи, театры, галереи, различные другие культурные центры.

Напрашивающимся критерием различения функций традиционных и новых культурных площадок могла бы служить установка на инновацию. Традиционные культурные площадки ставят перед собой задачу трансляцию и популяризацию традиции. Новые – ее обновление. Но если к библиотеке и отчасти к музею эта схема применима, то, скажем, установка театра, кинотеатра, концертного зала, картинной галереи может варьироваться между этими двумя полюсами, точнее – тремя, с учетом полюса массовой культуры.

При этом установка на трансляцию классических образцов в большей степени понятна, кажется соответствующей интересам стабильного существования и развития государства и поддерживается чиновниками (в том числе, материально). Современное искусство даже в Москве пока не в состоянии конкурировать с классикой за внимание местных чиновников или за поддержку городского бюджета.

Новые культурные площадки пока во многом остаются на периферии городской жизни. Они так и не стали (возможно, пока) «точками роста» в городе, стратегическими центрами, которые не только создают рабочие места, но и производят некоторый творческий продукт для местного сообщества и туристов.

Сами инициаторы новых культурных площадок не соотносят себя с городским масштабом, например, с Генеральным планом. И это рождает дополнительное непонимание, хотя и городские власти, и творческие центры нуждаются в диалоге.

Для развития творческих кластеров требуется не только частная инициатива, но и включение их в национальные культурные программы. Такие программы могли бы охватывать не только традиционные культурные институции, но и новые культурные площадки. В рамках подобных программ могла бы создаться основа для их взаимодействия.

Но для этого представители государственных и муниципальных властей должны быть уверены, что новые площадки влияют на развитие города, что это влияние осуществляется в том направлении, которое их не пугает, и что влияние это может быть как-то измерено. Ожидать понимания в ином случае не приходится.

Специфика кластеров

Возможно специфика новых культурных площадок не только и не столько в их установке на создание нового, сколько в синтетичности. Сфера деятельности творческих кластеров (англ. - creative cluster) принципиально «междисциплинарна», ориентирована на сосуществование, а то и синтез разных сфер творческой деятельности. Там появляются возможности реализовывать идеи, для которых закрыты стены других культурных институций. Это могут быть и масштабные инсталляции, перформансы, и эксперименты в области современного танца, для которых просто иногда физически нет места в традиционном музее или концертном зале.

Там есть большие дешевые площади, как в случае с «Проектом_FабRика». «Гараж» вообще располагается в бывших гаражах, спроектированных знаменитым архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым. И именно там появилась возможность показать музейный проект в области современного искусства такого масштаба, который не знаком современной России: ни одна из московских площадок не была в состоянии реализовать музей-инсталляцию Кабаковых.

Художественные галереи, дизайнерские бюро, рекламные агентства, музыкальные клубы и продюсерские компании, книжные магазины и бутики, кафе и рестораны комфортно чувствуют себя на одной площадке. Они образуют конгломерат партнёрских организаций, которые консолидируют свои творческие усилия и привлекают гораздо больше народу. То, с чем мы имеем дело, относится именно к творческой индустрии, так называемому «business for fun».

Отличительными особенностями творческих кластеров является наличие творчески ориентированного бизнеса и зоны, открытой для свободного посещения. То есть речь идет о комплексной междисциплинарной коммуникационной социально ориентированной площадке. И именно на такой площадке не просто есть установка на новое в искусстве. Там создана инфраструктура для творческого риска, эксперимента.

В то же время, такие экспериментальные, культурные площадки можно отнести и к социально ориентированному предпринимательству. Когда экономическая целесообразность, получение прибыли сбалансировано в той или иной мере с этикой, с идеей социального блага.

Однако в России не только практика, но и идея социального блага, реализуемого посредством культурных инициатив и проектов, несколько внове. В лучшем случае, создание новых культурных площадок происходит случайно и как копирование европейского опыта – для Москвы и Петербурга, и столичного – для регионов. В регионах, где ощущается недостаток всего, и финансов в первую очередь, но имеется избыток оставленных промышленных площадей, создание культурных площадок происходит именно от нужды хоть как-то освоить и сохранить территорию.

Закономерна ли промзона?

«Винзавод», «Проект_FабRика», «Гараж» созданы на территории и в стенах бывших промышленных предприятий. В Петербурге центр современного искусства им. С. Курехина располагается в бывшем кинотеатре. Культурный центр «Лига» - на территории коломенского кремля. В регионах новые культурные площадки создаются как в бывших производственных, так и в жилых или других нежилых помещениях (скажем, домах культуры). И это ставит вопрос, является ли расположение в помещениях бывших фабрик и заводов конституирующим признаком новым культурных площадок.

Так или иначе, это два разных процесса – создание новых культурных пространств и освоение бывших промышленных предприятий. В ряде случаев эти процессы пересекаются.

Более того, по отношению к пустующим промышленным зданиям культурные площадки, которые в них создаются, нередко являются всего лишь временным и не единственно возможным этапом «конверсии». На месте бывших заводов организовывались небольшие частные цехи (скажем, мебельные или по пошиву одежды), складские помещения, торговые ряды и мн. др. Ближайшее время покажет, насколько творчески ориентированные площадки способны удержаться хотя бы на освоенных ими промышленных пространствах.

Имеет значение еще один аспект – сохранение промышленного наследия. Новые культурные площадки – вероятно, наилучший способ для решения подобной задачи. С их помощью промышленные объекты становятся доступными, открытыми и привлекательными для большого количества людей, избежав кардинального слома. Как показывает практика, художники, дизайнеры, архитекторы подходят к решению этих пространств несколько иначе, чем создатели традиционных бизнес-центров.

Традиционное, современное, массовое

Рассмотрение творческих кластеров как междисциплинарных объектов ставит вопрос о том, какого рода искусство производится на этих территориях. (В той степени, в которой можно говорить именно о производстве искусства).

Само понятие «синтеза искусств» ассоциируется с авангардом, новаторством. Представление может быть видео-артом, инсталляцией, перфомансом, балетом и театральной постановкой одновременно. Так, скажем, может происходить в «Проекте_FабRика».

Но если перед нами такой объект, как «ARTPLAY», где соседствуют архитектурные и дизайнерские бюро, а также магазины по продаже стройматериалов, то где там место для современного искусства? Или в случае с городом Муромом, где художники обосновались в бывшем лимонадном цехе и работают вместе с резчиками по дереву, токарями и другими мастерами. Там происходит совместное спасение, но вряд ли сотворчество. А если и сотрудничество, то вряд ли в создании нового искусства.

Вне зависимости от установки на новое или традиционное искусство арт-кластеры обычно выступают альтернативой массовому искусству. Правда, эта оппозиция ставит под вопрос статус, скажем, «Винзавода», где уже почти стерлась граница между этими альтернативами.

Городок в городе

Можно посмотреть на творческие кластеры как на своего рода «городок в городе». Чем больше разнообразия мы можем там организовать, исходя из индивидуального профиля места, города, проекта, тем лучше. Тогда мы получим разные «рисунки» кластеров. И тем больше оснований у нас будет рассматривать их как площадки для эксперимента, как нетиповой объект по производству опыта самостоятельной жизни.

Понятна заведомая затрудненность разговора о таких нетиповых объектах со средним чиновником, но не вызывает сомнение необходимость этого разговора, необходимость найти общий понятийный язык. И поговорить на нем о достаточно значимых аспектах, в которых новые творческие площадки помогают решать хорошо знакомые проблемы или помогают нащупывать пути вперед, в сферы, которые только начинают административно осваиваться. Однако такой разговор выдвигает свои требования и к инициаторам проектов новых творческих площадок, к их готовности акцентировать социальную функцию своих проектов, их роль в росте социального капитала. Готовности говорить о них на «внешнем» языке, нащупываемом в процессе коммуникации с иными людьми. Впрочем, ненамного меньшие трудности ожидают людей культуры на пути диалога с бизнесом

Где-то рядом стоит вопрос о языке нового искусства, границах этого понятия (как в части новизны, так и искусства), причинах и механизмах его заключения в гетто.

См. также:

Резюме обсуждений “Открытого семинара “Полит.ру”

Данный текст содержит следы полемики, дискуссии, различных реплик, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с мнением редакции, если об этом специально не сказано. Отдельные линии, позиции и оппозиции, возможно, найдут отражение в других жанрах и формах нашей работы. 

Обсудите в соцсетях

Главные новости

26.05 21:42 Количество безработных в России за апрель увеличилось на 800 тыс. человек
26.05 21:15 В России подтвердили первый случай коронавируса у домашней кошки
26.05 20:54 YouTube удаляет критические комментарии о КНР — сервис более 10 лет в стране заблокирован
26.05 20:34 Пентагон обвинил Россию в переброске нескольких истребителей в Ливию на помощь ЧВК Вагнера
26.05 19:50 Компания «Аэрофлот» начала выдавать ваучеры вместо денег за неиспользованные билеты
26.05 19:12 Джоан Роулинг бесплатно выложит в сеть новую сказку, написанную 10 лет назад
26.05 18:45 Глава кабмина Армении заявил о второй волне коронавируса в стране
26.05 18:26 Роспотребнадзор составил правила работы для бассейнов и фитнес-клубов после ослабления ограничений
26.05 18:20 Журналиста Илью Азара задержали за проведение одиночного пикета в поддержку основателя паблика «Омбудсмен полиции»
26.05 17:42 «Здесь нет никакого подвоха». Песков назвал нормальным ссылку в законопроекте Путина на еще не принятую статью Конституции
26.05 17:04 У 61% россиян упал уровень доверия к государству за время пандемии COVID-19
26.05 16:37 Рамзан Кадыров впервые с 21 мая появился на публике. СМИ писали, что он заразился коронавирусом
26.05 16:12 Минздрав сообщил о смерти 101 медика от коронавируса. В «Списке памяти» их в три раза больше
26.05 16:10 Экс-офицер ГРУ Кравцов, которого осудили за разглашение гостайны в резюме, вышел на свободу
26.05 15:50 СК возбудил уголовное дело из-за вспышки коронавируса в доме ветеранов в Орловской области
26.05 15:24 Путин: пик распространения коронавируса в стране пройден
26.05 15:09 В Петербурге более 3 тыс. врачей заразились коронавирусом
26.05 15:06 Парад Победы пройдет 24 июня
26.05 14:45 От коронавируса умер первый министр энергетики России
26.05 14:24 Выпускники СПбГУ написали открытое письмо против харрасмента в высшей школе
26.05 13:50 На главу поселения в Адыгее, где 155 человек заразились коронавирусом на похоронах, завели уголовное дело
26.05 13:43 Смертность трудоспособного населения в России за три месяца превысила прошлогодний показатель
26.05 13:30 В Средней Азии ели рис более 1700 лет назад
26.05 13:02 Умер король игорного бизнеса Макао Стэнли Хо
26.05 12:36 Глава «Росатома» сообщил о 100 заболевших коронавирусом на Белорусской АЭС
26.05 12:30 Новые средства от грибковых болезней будут безопасны для насекомых-опылителей
26.05 12:04 Тренер сборной России по ММА Владимир Осия задержан по подозрению в организации убийства
26.05 12:00 Новость из прошлого: 26 мая 2000 года — НДР объединяется с «Единством» и «Всей Россией»
26.05 11:41 Глава Минстроя России Владимир Якушев вылечился от коронавируса и вышел на работу
26.05 11:23 Дочь Эдуарда Успенского попросила не называть премию именем отца из-за обвинений в домашнем насилии. Ей отказали
26.05 11:00 Фишки из римской настольной игры найдены в норвежском погребении
26.05 10:41 В России выявили 8,9 тыс. новых случаев коронавируса. Всего заболели 362 тыс. человек
26.05 10:33 Петербургская больница, в которой произошел пожар, закупила китайские аппараты ИВЛ на 100 млн рублей
26.05 10:30 Сверхтонкую пленку гексагонального хлорида натрия получили на поверхности алмаза
26.05 10:06 Из-за урагана в Свердловской области погибли четыре человека
26.05 09:41 На Чукотке при крушении военного вертолета погибли четыре человека. Это вторая катастрофа Ми-8 за последние восемь дней
26.05 09:18 В Москве умерли еще 76 пациентов с коронавирусом
25.05 21:44 «Иосиф Александрович вряд ли одобрительно отнесся бы к своему появлению на школьном заборе». Власти Петербурга — о закрашенном граффити с Бродским
25.05 21:19 В США умер легендарный джазовый барабанщик Джимми Кобб
25.05 20:45 В Краснодарском крае полицейские задержали местного жителя за нарушение карантина и оставили его детей одних на улице
25.05 20:14 Пробные ЕГЭ пройдут без школьников
25.05 19:32 Администратора «Омбудсмена полиции» Игоря Худякова арестовали по делу о порнографии
25.05 19:10 В Москве волонтерам разрешат посещать приюты для животных с 26 мая
25.05 18:51 В Адыгее мужчина набросился на сожительницу с топором. Ее спасли сотрудники ГИБДД
25.05 18:34 В Екатеринбурге при урагане погиб человек
25.05 17:47 Дмитрия Пескова выписали из больницы после лечения от коронавируса
25.05 17:35 Бывшего главу Минздрава Пензенской области приговорили к трем годам колонии за изнасилование врача
25.05 17:11 «Давайте вместе откроем Россию для себя». В правительстве заявили, что не видят предпосылок для восстановления международного туризма
25.05 17:03 В Москве суд арестовал обвиняемого в захвате заложников в отделении Альфа-банка
25.05 16:39 Гитарист Queen Брайан Мэй перенес сердечный приступ
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.