НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 марта 2009, 08:56

Как урегулировать грузино-российский конфликт


Мне как пока еще последнему послу Грузии в России удалось поработать в Москве всего пару месяцев. Тем не менее, основной акцент в ходе работы моей командой совместно с российскими коллегами и экспертами был сделан на создание необходимых условий для «перезагрузки» грузино-российских взаимоотношений и выработки позитивной повестки для двусторонних отношений. В силу целого ряда причин и начала военных действий в августе прошлого года работу в данном направлении не удалось привести к позитивному результату.

Сегодня уже очевидно, что это был правильный выбор. Эпоха конфронтации и давления, приоритет фактора силы становятся достоянием истории во всем мире. Наиболее острые и застарелые кризисы проходят испытание новой тактикой администрации президента Барака Обамы и американской дипломатии. На передний план в качестве главного аргумента выступает сила разума. Мир, похоже, вступает в новую эру дипломатии, которая приходит на смену противостоянию и вооруженной конфронтации. Дипломатия как основной и решающий фактор формирует контекст современного международного правопорядка.

Американская дипломатия сосредоточилась на решении самых острых и застарелых конфликтов современности – Ближний Восток, Иран, Афганистан, Корея. Это основные приоритеты повестки дня.

Процесс продолжается. На этот раз приоритетом повестки дня встает Россия как ключ к решению основных проблем, обозначенных новой администрацией. И в этом плане необходимо подчеркнуть очень интересную и показательную деталь, наглядно демонстрирующую класс нынешней американской дипломатии.

В первую очередь обращает на себя внимание и восхищает, как новая администрация США сумела создать платформу для начала диалога с Россией, предварив процессу мощную дипломатическую обработку. Несколько авторитетных аналитических центров, послы Советского Союза и России в США и послы США в Советском Союзе и России, двухпартийная американская независимая группа подготовили несколько параллельных документов, объединенных общим смыслом – настало время придать позитивное содержание российско-американским взаимоотношениям. Венцом усилий стал визит в Москву группы мудрецов во главе с такими авторитетами, как Генри Киссинджер, Джордж Шульц, Джеймс Бейкер, Сэм Нанн и др. Итогом этих усилий стало создание максимально благожелательной стартовой площадки для двух президентов накануне российско-американского саммита 1 апреля в Лондоне.

Мы обязаны отдать должное искусству дипломатии – на примере усилий по перезагрузке российско-американских отношений удалось снять накопленный за годы взаимных обид, упреков, недопонимания слой. Хотя дипломатам нельзя терять бдительность ни на минуту: в мире, в самих США, тем более в России достаточно не просто скептиков, но и открытых противников таких усилий. К сожалению, в Грузии официальные власти так же явно продолжают оставаться вне процесса, придерживаясь тактики и идеологии вчерашнего дня, апробированной в мире прежней администрацией США. Интересно, с какой неохотой усилия новой американской администрации оцениваются официальным Тбилиси. Американской стороной вполне может быть это истолковано как пожелание неудачи. Действия грузинской дипломатии, а вернее, её практическое бездействие на фоне прежней агрессивной риторики говорит о том, что мы предпочитаем вернуться к языку силы, давления и конфронтации между сверхдержавами.

Между тем, опытные кадровые дипломаты в Грузии говорят, что необходимы фундаментальные перемены курса, что нам надо научиться идти в ногу с современным миром, двигаться в такт с нашими основными союзниками. Принципиальная позиция Америки, озвученная ее президентом и вице-президентом, заключается в том, что новые отношения с Россией Вашингтон должен строить, основываясь на том, что объединяет две страны, а не концентрироваться на спорных, конфликтных и нерешенных вопросах в двусторонних отношениях. В новой американской администрации все продумано до мелочей – администрация нынешнего президента выглядит единой сплоченной командой по всем принципиальным вопросам американской внешней политики, в том числе в отношении России. В "российскую команду" Обамы вошло немало отличных специалистов по России. При этом тактически все продумано настолько тщательно, что в структурной иерархии американской администрации по российскому направлению работают лучшие эксперты по России и, главное, единомышленники.

Надо признать, что еще совсем недавно грузинская дипломатия умело подстроилась под тот контекст, который доминировал в мире. Отсутствие взаимного доверия между супердержавами позволяло играть на их противоречиях.

Так или иначе, но теперь задачи грузинской дипломатии усложнились. На данный момент перед Грузией стоят особые проблемы, связанные с задачей деоккупации. Давлением и конфронтацией с Россией действовать контрпродуктивно. В создавшейся ситуации нам необходимо восстанавливать диалог и активизировать весь ресурс нашей дипломатии для решения этих проблем. Поведение властей ведет в тупик. У нас на данный момент только один формат женевских переговоров. Если правильно проанализировать результат, достигнутый на последней встрече сторон в Женеве, станет очевидно: мировая дипломатия сделала основной акцент на ограничение возможностей партии войны в этом регионе и открыла дорогу для активной фазы дипломатии. Поэтому абсолютно неслучайно, что участники проходящих в Женеве консультаций по проблемам безопасности в Закавказье договорились о создании постоянного механизма по предотвращению военных инцидентов именно сейчас. Договоренность предусматривает участие международных посредников. Это механизм по предотвращению инцидентов, которые могут негативно сказаться на безопасности в регионе. Гарантированный высокой и авторитетной международной поддержкой такой дипломатический механизм создает основу для стабилизации ситуации, открывает дорогу международной дипломатии.

Если в самое ближайшее время мы не покончим с дипломатическим бессилием, мы не просто останемся в хвосте мировых процессов, но, в силу склонности к агрессивной риторике и импульсивным действиям со стороны отдельных представителей власти, будем признаны страной, угрожающей новым международным усилиям вернуть мир к стабильности и сотрудничеству.

В период до восстановления дипломатических отношений основная работа по преодолению кризиса между грузинскими, российскими, американскими, международными экспертами могла бы быть сосредоточена в рамках Совета по восстановлению грузино-российских отношений, работа которого и должна быть направлена на разработку рекомендаций и соображений по острейшим вопросам грузино-российской повестки дня. В свою очередь, работа в данном направлении будет способствовать созданию необходимых и достойных условий для восстановления полноценных дипломатических отношений между двумя странами.

Инициатива по созданию Совета была поддержана большинством бывших послов Грузии в России и СССР. Предложение одобрил так же г-н Тедо Джапаридзе, бывший министр иностранных дел Грузии, и многие известные в Грузии дипломаты. Официальный Тбилиси эту идею пока не поддержал.

На официальном уровне, выработка новой повестки дня грузино-российских отношений может быть серьезно осложнена грузом взаимных ошибок. К процессу необходимо подключить мозговой штаб, лучших и наиболее уважаемых в Грузии и в России людей. К процессу следует подключить также авторитетных представителей международного экспертного сообщества.

Такой подход вполне соответствует именно новому видению возможностей урегулирования кризисных ситуаций в мире. На передний план необходимо выдвинуть фактор дипломатии и диалога как альтернативу фактору силы и давления. В то же время, такая работа по силам лишь экспертному сообществу и коалиции международных дипломатов, которые должны придти на помощь официальному Тбилиси и Москве, втянуть их в современный международный контекст.

До восстановления дипломатических отношений для координации работы в Москве и Тбилиси можно было бы рассмотреть идею введения института Спецпредставителя по отношениям с РФ и по отношениям с Грузией соответственно.

К процессу работы было бы целесообразно подключить Секции интересов Грузии в Москве и России в Тбилиси при Посольстве Швейцарской Конфедерации. При этом официальному Тбилиси следует расширить дипломатический состав Секции, собрать лучшую команду и, в тоже время, вернуть в Москву отозванных наиболее опытных и квалифицированных дипломатов. Работа команды могла бы быть направлена в первую очередь на содействие и координацию работы экспертного сообщества и официальных властей.

Для обеспечения максимально высокого уровня общественного доверия работа Совета со стороны Грузии должна вестись с участием представителей оппозиции.

В рамках возглавляемого мною Фонда 2020 работа в этом направлении в Грузии уже началась.

Нельзя не отметить еще одно немаловажное обстоятельство. В Грузии наблюдается невероятно высокая активность гражданского общества, что во многом было спровоцировано внешнеполитическими ошибками, фактором войны с Россией, внутренними противоречиями, неспособностью властей наладить диалог с политическим оппозиционным спектром, деградацией демократических институтов и нагнетанием атмосферы несвободы в обществе. Все это обусловило то, что именно гражданское общество реально стало во главе позитивных процессов в стране, оказывая мощное давление как на власти, так и на оппозицию. Именно общество подталкивает оппозицию к действиям, выражая несгибаемую волю к массовому проявлению организованного протеста в рамках мирных и ненасильственных акций. В качестве даты начала массовой гражданского инициативы обозначено 9 апреля.

Особо следует отметить, что именно в Грузии гражданское общество отличается особой активностью по сравнению со всем постсоветским пространством, именно подавление митинга в Грузии 9 апреля 1989 г. стало мощным толчком к процессу развала СССР, именно под давлением общественности в Грузии всем представителям власти, которые позволяли себе отходить от демократического пути развития, пришлось разделить одну и ту же судьбу – уйти в отставку.

По всей видимости, по мере развития событий в стране ответственность за диалог между сторонами возьмут на себя именно представители грузинской общественности. Но особую обеспокоенность вызывает то, что ситуация искусственно провоцируется, на людей оказывается психологическое давление и очень высока опасность силового конфликта. Именно в этой ситуации гражданскому обществу в Грузии будет необходима международная солидарность, группа авторитетных международных посредников, в том числе - как знак времени - в составе американских, российских и европейских модераторов, своего рода Совет попечителей на основе международного консенсуса как символа общей ответственности за мир и стабильность, на этот раз в данном регионе, опекунство во имя укрепления демократии. Такой подход станет лучшим свидетельством международной солидарности со свободолюбивым грузинским гражданским обществом. В то же время необходимо особо подчеркнуть, что добрым знаком перемен для грузинской общественности было бы формирование именно авторитетной международной группы посредников. Совершенно контрпродуктивно и крайне нежелательно делегировать в Грузию в качестве международных посредников людей, дискредитировавших себя в глазах грузинской общественности, даже вопреки их вполне высокому статусу и легитимности.

Эроси Кицмаришвили – грузинский политический и общественный деятель. В 1996 году основал телекомпанию «Рустави-2», ставшую в 2003 г. рупором «революции роз». В феврале 2004 ему пришлось продать акции «Рустави-2». Кицмаришвили становится президентом Торгово-промышленной палаты Грузии. Спустя год переезжает в США, где вновь пробует себя в бизнесе, а потом в течение 3-х лет работает там в качестве посла по особым поручениям. В феврале 2008 года он был назначен на должность посла Грузии в России. В августе 2008 года был отозван на родину. Выступил с жесткой критикой политики властей Грузии в ходе августовской войны, после чего ушел в оппозицию.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.