У Москвы окончательно испортились отношения с еще одним постсоветским соседом. Российско-белорусская «молочная война» и внезапное и демонстративное отсутствие Александра Лукашенко на саммите Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в российской столице породили сообщения о том, что Москва готова применить против Лукашенко хорошо испытанное средство – газовую атаку.
На саммите в Москве лидеры семи стран-членов ОДКБ планировали подписать соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР). Этот документ должен был развить договоренности, достигнутые в феврале 2009 года между Россией, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией, Таджикистаном, Арменией и Узбекистаном. Однако подписание соглашения о КСОР оказалось под угрозой срыва из-за «молочной войны» между Москвой и Минском.
14 июня, президент Белоруссии Александр Лукашенко отказался принимать участие в мероприятии. Причины были названы прямо: «В настоящее время мы являемся свидетелями открытой экономической дискриминации со стороны одного из государств – членов ОДКБ против Республики Беларусь по важной товарной группе. Подобные действия объективно подрывают экономическую безопасность государства – члена организации – то есть основу основ стабильности и, соответственно, комплексной, всеобъемлющей безопасности», – заявил белорусский МИД.
Напомним, Роспотребнадзор сначала запретил ввоз почти 500 наименований, а потом еще 800, объяснив это тем, что белорусские производители не переоформили документы в соответствии с требованиями техрегламента по молоку. Решение Роспотребнадзора последовало после резкого обострения российско-белорусских отношений – отказа Москвы предоставить Минску транш кредита в $500 млн. и резких высказываний Лукашенко в адрес России. В частности, Лукашенко заявил, что уже несколько месяцев Москва шантажирует его, требуя признать независимость Абхазии и Южной Осетии и заявляя, что только в этом случае он может рассчитывать на кредит в $500 млн.
Бойкот саммита ОДКБ выглядел особенно вызывающим, учитывая то обстоятельство, что в ходе саммита председательство в ОДКБ должно было перейти к Белоруссии от Армении.
В итоге соглашение о КСОР было подписано главами шести государств, с учетом «особого мнения» Узбекистана по ряду позиций, а председательство от Армении пришлось принять России как принимающей стороне. Белорусская сторона пошла на дальнейшее обострение: В белорусском МИДе сообщили, что Минск считает нелегитимными решения, принятые на саммите в отсутствие Лукашенко, в частности, соглашение о создании КСОР.
Президент России Дмитрий Медведев назвал действия Минска избыточно политизированными и призвал не связывать экономические вопросы с обеспечением безопасности на пространстве ОДКБ. По мнению Медведева, Лукашенко поступил не по-партнерски, не позвонив ему и не сообщив лично о решении не участвовать в саммите. Медведев не скрывал раздражения: «Надеюсь, что эта мясо-молочная истерика не испортит работы по Коллективным силам оперативного реагирования», – заявил он.
Теперь «Коммерсантъ» пишет о возможности применить «газовый рычаг» в отношении Белоруссии. Повод для этого есть. В конце мая советник посольства России в Белоруссии по экономическим вопросам Андрей Кузнецов говорил, что Белоруссия расплачивается за российский газ не в полном объеме. «Цена на газ в первом квартале должна была составлять 210 долларов за тысячу кубометров, однако оплата идет в пределах 150 долларов», – сказал дипломат.
В Минске также начали готовиться к противостоянию с Москвой. Так, по поручению Лукашенко белорусские пограничники готовятся к «возможности введения элементов пограничного и таможенного контроля на границе с Россией», сообщили в пресс-центре госпогранкомитета Белоруссии. Сейчас таможенный контроль и оформление товаров из третьих стран, идущих через Белоруссию, существует с российской стороны границы, с белорусской никаких таможенных структур нет.