Адрес: https://polit.ru/article/2009/06/19/nats/


19 июня 2009, 09:01

Плюсы и минусы "Стратегии национальной безопасности "


"Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года" пытались утвердить трижды. Первый раз работа началась в 2004 году, но вскоре угасла. Подготовка проекта активизировалась в июне 2008 года -- после специального поручения президента Медведева. В марте 2009 года документ обсуждался на заседании Совета безопасности, и тогда на окончательную доработку документа отвели еще месяц. В Совбезе пояснили, что «поступила пара-тройка новых предложений, которые необходимо рассмотреть и включить в текст». Работа над проектом документа, который придет на смену принятой более десяти лет назад концепции, продолжалась почти пять лет. Однако августовские события прошлого года на Кавказе заставили разработчиков поторопиться.

Важно, что в новой «Стратегии национальной безопасности» определенны основные понятия, которое ранее формулировали кто во что горазд: "национальная безопасность", "национальные интересы Российской Федерации", "угроза национальной безопасности", "стратегические национальные приоритеты", "система обеспечения национальной безопасности", "силы обеспечения национальной безопасности", "средства обеспечения национальной безопасности".

Стратегия национальной безопасности уместилась на 27 страницах. Из шести глав только одна («IV. Обеспечение национальной безопасности») относится к национальной обороне. В стратегии перечислены наиболее вероятные противники Москвы. Хотя конкретные страны не названы, из текста ясно, от какой мировой державы нужно ждать неприятностей.

Понятно, к кому относятся слова: «Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки».

В «Стратегии» неприемлемыми с точки зрения безопасности России названы американские планы по созданию противоракетного щита в Восточной Европе, а также присоединение к НАТО бывших советских республик (следует понимать: Украины, Грузии, Азербайджана).

К сожалению, другой российский сосед не упомянут - практически повторяются предложения 10-летней давности, в которых тоже было упорное отрицание военно-политическим руководством страны существования китайской угрозы. А зря.

Сегодня Вооруженные силы Китая строятся в соответствии с концепцией «стратегических границ и жизненного пространства», которая разработана для обоснования и правомочности ведения ВС Китая наступательных боевых действий. Концепция базируется на представлении, согласно которому рост населения и ограниченность ресурсов вызывает естественные потребности в расширении пространства для обеспечения дальнейшей экономической деятельности государства и увеличения его «естественной сферы существования». Предполагается, что территориальные и пространственные рубежи обозначают лишь пределы, в которых государство с помощью реальной силы может «эффективно защищать свои интересы». «Стратегические границы жизненного пространства» должны перемещаться по мере роста «комплексной мощи государства» (под ней понимается совокупность экономики, науки и техники, внутренней политической стабильности, военной мощи). Концепция КНР подразумевает перенесение боевых действий из приграничных районов в зоны «стратегических границ» или даже за их пределы, притом, что причинами военных конфликтов могут стать сложности на пути «обеспечения законных прав и интересов Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)».

Долговременная программа строительства вооружённых сил Китая состоит из трёх этапов. По окончании первого (2000 г.) ВС достигли способности защитить жизненные интересы Китая, в том числе путём успешного ведения локальных войн низкой и средней интенсивности по всему периметру границы, а также «эффективно сдерживать и устрашать потенциальных противников». На втором этапе (до 2010 г.) ВС должны превратиться в силу, «гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства». На третьем этапе (до 2050 г.) предполагается завершение формирования ВС, способных «одержать победу в войне любого масштаба и продолжительности с использованием всех средств и способов ведения вооруженной борьбы».

Хотя указанная концепция не называет прямо направление, в котором будут расширяться «стратегические границы жизненного пространства» Китая, достаточно очевидно, что это может быть только Россия, в первую очередь, её восточные регионы, прилегающие к границе с Китаем, а также Центральная Азия, в первую очередь - Казахстан. Восточная Сибирь и Дальний Восток РФ обладают гигантской территорией и природными ресурсами при очень небольшом, причём достаточно быстро сокращающемся населении. Схожая ситуация имеет место в Казахстане. В Индокитае (другом потенциальном направлении китайской экспансии) ситуация во всех отношениях является прямо противоположной: недостаток территории и природных ресурсов при высокой плотности коренного населения. Индия в качестве направления экспансии, разумеется, рассматриваться не может – по меньшей мере, по причинам географического (между Китаем и Индией лежат Гималаи) и демографического (население Индии почти равно китайскому при гораздо меньшей площади территории) характера. В настоящее время официальная китайская историография рассматривает действия России в отношении Китая, начиная с XVII века, исключительно как агрессию, а все договоры, кроме Нерчинского, –“неравноправными” и “несправедливыми”.

То, что экспансия Китая будет вестись главным образом в направлении России, подтверждается как ведущейся в этой стране официальной пропагандой, так и характером военного строительства в КНР. Следует подчеркнуть, что в Китае вся полнота власти остаётся в руках коммунистической партии, поэтому как официальная пропаганда, так и научные труды находятся под полным контролем партийных органов и отражают исключительно официальную точку зрения. Потому ссылки на то, что рассуждения о возможной военно-политической экспансии КНР могут отражать позицию неких маргиналов, не имеющих реального отношения к реальной власти (как это нередко бывает в современной России), заведомо неубедительны.

Следует подчеркнуть, что КНР не следует представлять в качестве иррационального агрессивного тоталитарного режима. Его политическое руководство в высшей степени рационально. Однако перед этой страной стоит комплекс весьма серьезных проблем: демографических, экологических, экономических. Можно лишь сказать, что сочетание этих проблем таково, что решение одних ведет к усугублению других. Экспансия с целью захвата территорий и природных ресурсов в среднесрочной исторической перспективе является для Китая, возможно, единственным способом избежать серьезнейшего кризиса, угрожающего самому существованию этой страны как единого целого. Хотя экспансия эта, предположительно, будет носить, в первую очередь, экономический и демографический характер, нельзя исключать и прямой военной экспансии.

Если ранее это было талька военная доктрина, то в настоявшее время в Китае опубликована книга «Китай сердится» - и моментально разошлись 270 000 экз. Авторы призывают китайцев вспомнить о великих корнях китайского народа и занять подобающее место в мире. Призывают китайцев дать отпор Западу и начать искать жизненное пространство на территории России. Думается, что китайское руководство упустило момент, и, возможно, ситуация пойдет по непредсказуемому пути.1

Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов. Одновременно с этим в стратегии нашли отражение главные проблемы, с которыми может столкнуться Россия. В частности, в документе говорится о несовершенстве архитектуры мировой и региональной безопасности, угрозе нарушений норм международного права со стороны отдельных государств, о нарушении баланса силы вблизи российских границ и границ ее союзников, на что негативно влияют ситуация в Афганистане и Ираке, ближневосточные конфликты и неспокойность на Корейском полуострове, нас ждет борьба за энергетические ресурсы на Ближнем Востоке, в Арктике и Каспийском регионе. В качестве возможных «зон разногласий» там упоминаются Баренцево море и Центральная Азия - регион, где за влияние соперничают Россия и Китай. Основными угрозами интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере являются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы, незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами, - отмечается в этом документе, где анализируются угрозы безопасности страны на период до 2020 г. В «Стратегии национальной безопасности» прогнозируется активизация соперничества за владение гигантскими неосвоенными нефтегазовыми месторождениями вблизи российских границ. Она определена как один из источников потенциальных военных конфликтов в ближайшее десятилетие. Борьба за энергоресурсы будет играть все более важную роль в международных отношениях. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников.

К главным стратегическим рискам и угрозам национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу документ относит сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокую зависимость страны от внешнеэкономической конъюнктуры. Продовольственная безопасность будет обеспечиваться за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания.

Россия будет наращивать взаимодействие в многосторонних форматах -- в G8, G20, РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), использовать возможности других неформальных международных институтов. А развитие отношений со странами СНГ, Организацией Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества обозначено для России как приоритетное. При этом ОДКБ названа главным межгосударственным инструментом противостояния региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера. Особое значение для России будет иметь укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества. Россия выступает за укрепление взаимодействия с Евросоюзом, формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности.
На основе «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020» к концу лета сформулируют новую военную доктрину. Возможно, что в новую стратегию могут добавить новые возможные угрозы. Среди них - сценарий заселения этническими китайцами Дальнего Востока с последующим появлением собственной администрации. Другой угрозой может быть создание европейскими странами торговой блокады российского рынка энергоресурсов, в результате которого Россия лишится основного источника доходов.

Думается, что в первую очередь нужно определить реальные, а не мнимые угрозы: Наибольшую угрозу для России представляет нестабильная обстановка в Афганистане, где НАТО контролирует 2-3% всей территории, да и то только в дневное время. Альянс не смог решить ни одну из поставленных первоначальных задач и практически все вернее теряет контроль над ситуацией не только в восточных, южных и юго-восточных районах, но не в силах предотвратить возможное столкновение между Афганистаном и Пакистаном, владеющим ядерным оружием. Сколь бы серьезными ни были возможности одного или другого государства в борьбе с наркоагресссией, в одиночку ни одному из них с ней не справиться, и только совместными усилиями можно минимизировать последствия этой агрессии.

Угрозой последнего времени для России стали споры о пересмотре принадлежности Ледовитого океана. "Битва" России, США, Канады, Дании и Норвегии началась за Арктику пока в рамках дозволенного, но окончательно переходит из разряда гипотетической возможности в категорию очевидной геостратегической реальности.

Усиливаются угрозы национальной безопасности РФ в информационной сфере. Угрозы в информационной сфере тесно переплетаются с информационной безопасностью. Развитие мирового сообщества наглядно демонстрирует, что важнейшим фактором, определяющим развитие современного общества, является бурное внедрение информационных и коммуникационных технологий во все сферы современной жизни. Наиболее важным ресурсом, оказывающим все большее влияние на национальную безопасность, становится информация, циркулирующая в автоматизированных системах управления и связи.

Национальными приоритетами России в стратегии названы развитие демократии, обеспечение незыблемости конституционного строя и территориальной целостности, диверсификация экономики и вхождение в ближайшее время в пятерку мировых экономических лидеров.

1 Габуев А. Черноземные захватчики // Коммарсант Власть. 2009. .№ 18(822). 11 мая.