Адрес: https://polit.ru/article/2009/06/30/knijnii_rinok1/


30 июня 2009, 17:48

За кем пойдёт читатель? О выборе читателя рассуждают издатели и их авторы

'"Полит.ру" продолжает ряд публикаций, посвященных теме "Книжный рынок и финансовый кризис".

Главной интригой книжной индустрии сегодня стал вопрос, за кем пойдёт читатель: за производителями литературы развлекательного или скорее публицистического и научного характера, серьезной интеллектуальной прозы. С этим вопросом мы обратились к  издателям и их авторам.   

Кризис заставит людей думать

Когда ситуация в той или иной степени стабильна, человеку свойственно расслабляться, смотреть на мир сквозь гламурные розовые очки, не утруждая себя изучением ситуации вокруг. Но кризис потребует от людей иного подхода: те, кто захотят выжить, должны будут сбросить с себя сонное состояние, думать и работать с удвоенной энергией. А для этого им понадобятся и соответствующие книги. На наш взгляд, будут востребованы книги по антикризисному управлению, по выживанию в условиях кризиса, прикладная юридическая и финансовая литература. То же самое и в сфере средств массовой информации: востребованными будут те газеты и журналы, которые предложат читателю наиболее точные сведения о происходящем, а не пропаганду.

Дмитрий Лобанов, генеральный директор издательства «Книжный мир»


Человек, выросший на комиксах, не возьмется за Фейхтвангера

Привычка к чтению вообще и чтению литературы того или иного рода, формируется в детстве – семейным укладом, кому как повезет в школе с учителем словесности. С течением времени возможны и даже, наверное, неизбежны изменения в настроении и мировоззрении и, соответственно, в читательских пристрастиях, но ограниченные, не выходящие за некие рамки. То есть, человек, выросший на комиксах, не возьмется вдруг за Фейхтвангера и не переключится на книги по философии, истории или на поэзию – для этого у него не хватит интеллектуального бэкграунда, да и просто не возникнет такой потребности. Во всяком случае, такие метаморфозы не могут быть массовыми, статистически значимыми, заслуживающими того, чтобы издатели учитывали их при выработке стратегии. Нынешний кризис - конечно, сильный внешний фактор воздействия на сознание, но и он, мне кажется, не сможет радикально изменить уже сложившуюся ситуацию. Да, если говорить о периодике, мы видим сегодня рост тиражей бизнес-изданий, и это, наверно, может указывать на неизбежный, но быстротечный всплеск интереса к сегменту книг о бизнесе, но не более того. В целом, распределение «книжных» интересов консервативно и, думаю, останется без особых изменений: и при смене вех люди будут читать, в основном, то, к чему привыкли, что дает им душевный комфорт или интеллектуальное удовлетворение. Другими словами, рынок сегментировался и устоялся, так что читатель пойдет за тем, за кем и шел.

Юлия Жеглова, редактор отдела журнала «Компания»


Издатель должен обслуживать массу и элиту

Сегодняшняя ситуация в сфере книгоиздания поразительно похожа на то, что было в XVIII веке. Налицо резкое расслоение читательской массы. На одном, нижнем, полюсе оказываются широчайшие слои полуобразованных и вовсе необразованных людей, которые тоннами потребляют достаточно низкопробную литературу. На другом, верхнем, полюсе вызревает крайне немногочисленный читатель raffiné, требующий литературы лабораторного, экспериментального характера, интеллектуальной и эзотерической, сочетающей мастерство слова и напряженный поиск новых смыслов (и конкурирующей на этом поле с наукой). Ручеек подобной литературы очень тонок, но и крайне востребован в данной среде, наиболее чуткой и влиятельной. Его роль, между прочим, еще и в том, что именно в подобных экспериментах вывариваются рецепты литературы завтрашнего дня. В то время как массовый невзыскательный читатель требует приключений, фантастики, дешевых чудес, примитивной эротики, сдобренных примитивными же (псевдо)научными концепциями. Каков читатель, такова и литература. По мере имущественного расслоения бывшей советской более-менее однородной аудитории, а также по мере накопления различий в качестве образования верхних и нижних слоев населения, указанное разделение книжного потока на лавину массового чтива и тонкий ручеек элитарной литературы будет углубляться и усиливаться. Издатель должен учитывать данную закономерность и взять четкий ориентир на обслуживание, с одной стороны, масс (это принесет деньги), а с другой стороны - узкого слоя духовно-интеллектуальной элиты (это принесет славу).  

Александр Севастьянов, политолог, кандидат филологических наук, автор книги «Диктатура интеллигенции против утопии среднего класса"


Нам не нужно обманываться

Издатели бизнес-литературы надеются, что в кризисное время люди начнут больше думать и читать. Уверен, что это будут делать не более всё тех же 7-8% активных людей, которые интересовались серьезной литературой и раньше. Сложность  заключается в том, что основанная масса людей думать по-прежнему не хочет. Почему? Потому, что мышление – это тоже труд и изменить отношение к нему от «не хочу» до «могу и буду», как бы нам этого ни хотелось, быстро невозможно. Для этого нужны длительные периоды времени и кропотливая работа многих институтов общества. Занимаясь ежедневно практическим бизнесом, я часто сталкиваюсь с позицией людей, не готовых к труду и принятию ответственности за его результаты: «это не моё дело», «для этого есть начальники», «пусть думает мой босс, а я буду выполнять», «мне всё равно» и т.д. И разве кризис сможет заставить изменить такую позицию? Люди, которые еще вчера не умели и не хотели думать, сегодня вдруг начнут это делать? Они начнут интересоваться деловой литературой?  Я в это не верю. И нам не нужно обманываться по этому поводу. Это инертная масса. Она всегда была и будет в любом социуме. Для нашего – проблема в том, что такой массы у нас слишком много. Для неё бизнес-литература так и останется чем-то непонятным, ненужным и далеким. Такие люди предпочитают, как писал Ж.Сартр: «…. приятно впадать в безнадежное отчаяние. Это даёт повод дуться на весь мир».

Сергей Шпитонков, бизнес-консультант, автор книги «Коммерческий директор: философия выживания в офисных джунглях»


Умная книга уходит в Интернет

В последние 3-5 лет наблюдалась тенденция роста продаж и появления бестселлеров на рынке интеллектуальной литературы. Читатель испытывал потребность в литературе, которая позволяла получить определенный объем информации, способствовала развитию личности. Бестселлерами становились такие книги, как «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт, «Смарагдовое ожерелье» Джанет Глисон, книги Бернара Вербера. Люди интеллектуальных профессий, которые с начала перестройки и все 90-е годы испытывали финансовые трудности, в последние годы начали зарабатывать и, соответственно, тратить на книги гораздо больше.

В последние полгода ситуация стала резко меняться – во время кризиса у интеллигенции первой возникли финансовые проблемы. Рынок интеллектуальной литературы начал проседать.

Другая опасная тенденция – книжные магазины в период кризиса сокращают ассортимент книжной продукции, в первую очередь, ассортимент интеллектуальной литературы. Приоритет отдается наиболее рейтинговым позициям и новинкам – книгам, которые позволяют обеспечить максимальную рентабельность с квадратного метра площади. Умная книга уходит в Интернет.

Чего больше захочется читателю в тяжёлые  времена – засыпать или просыпаться? Данные книжных продаж, к сожалению, дают неутешительный ответ: самой большой популярностью среди читающих пользуются приключенческая литература, «женские» детективы и фэнтези. Современный читатель все больше начинает впадать в спячку, и финансовый кризис только усугубляет это желание.

Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия»


Сильные сорвут куш

Серьёзная пресса, деловая и общественно-публицистическая литература всегда были властителями дум. Кажется, сейчас для дум больше причин, чем для развлечений. Таким образом, можно предположить, что в период кризиса многие издательства и СМИ при правильном подходе смогут вернуть читателя, восстановить свой статус экономического и общественного навигатора.

Рынок печатной продукции, как и любая отрасль, испытавшая дыхание кризиса, будет структурирован по принципу «качества». Сильные усилятся, слабые сойдут со сцены. Вероятно, кризисный отбор приведет к тому, что выжившие и усилившиеся лидеры будут собирать урожай без помех со стороны аутсайдеров, которые перестанут портить рынок и сбивать с толку рекламодателя. Субъектов рынка станет меньше, сами они – больше. Подешевеют авторы и журналисты, покладистее станут полиграфисты и распространители, сконцентрируются на меньшем количестве адресов рекламные и тиражные поступления. И уж тем более в фазе выхода из кризиса через полтора года сильные, устоявшие производители сорвут куш.

Андрей Мирошниченко, главный редактор журнала «Банковское обозрение»


См. также