29 марта 2024, пятница, 09:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 июля 2009, 13:42

Памяти Василия Аксенова

10 лет назад в телеинтервью Василий Аксёнов, иронически заметив о себе: «Я вообще-то сильно русский, но не совсем», – определил своё место в русской литературе ХХ века. В свойственной ему манере Аксёнов несерьёзно сказал о самом серьёзном. Это своё особое место в литературе Аксёнов занял ещё в начале 60-х годов, став знаменитым автором популярного журнала «Юность».

Н.С. Хрущёв пообещал к 1980 г. не только построить в СССР коммунизм, но и «догнать и перегнать Америку». Именно в 1980 г., лишённый советского гражданства, Василий Аксёнов лично Америку «догнал». А потом 24 года в качестве профессора Университета Дж. Мейсона, пропагандируя достижения русского авангарда начала ХХ века, и «перегнал». Вот и получилось, что из всего многомиллионного советского народа чуть ли не один Василий Аксёнов претворил в жизнь планы Н.С. Хрущёва.

Аксёновская ирония в подходе к патриотической теме традиционно раздражает критику, при этом выражая общее отношение постоянных его читателей к наше Родине, которая «бредит прошлым, манит в будущее, отсутствует в настоящем». И в романе «Ожог» (1969), и в романе «Редкие земли» (2007) в иронической форме автор выражает нашу общую любовь и боль. И нашу веру. «В России у нас всегда так. Ведь даже самый маленький модерняшка, поклонник всего западного, хулитель всего домашнего, в глубине души убеждён, что главный мировой талант растёт у нас, и стоит его как следует вскормить, как он тут же выскочит и поразит весь мир, не менее, чем атомный гриб или баллистическая ракета», – так написал В. Аксёнов в «Ожоге», а вот слова из последнего романа «Редкие земли»: «Так или иначе, мы отрываемся от осквернённых совдепом поверхностей, вернее, мы снимаем на выброс их первый экологически заразный слой. Конечно, глупо цепляться за патриотизм на исходе ХХ века, но неглупо всё-таки развивать то, что я назвал бы планетаризмом. Развитие и усовершенствование человечества как единой земной расы – разве может быть более высокая цель у всей череды человеческих поколений?»

В интервью польскому журналу «Политика» по поводу выхода в Польше романа «Московская сага» интервьюером М. Островским отмечалась «большая любовь автора к России». Это замечание ценно вдвойне, поскольку отечественные критики не заметили в романе ни польской темы, ни авторской любви к родине. Авторы двадцатидвухсерийного телесериала «Московская сага» польскую тему вообще проигнорировали, о чём сам В. Аксёнов очень сожалел. Между тем молодые герои послевоенного времени, советские мушкетёры, понимали, что в Польше они «совсем не в тех стреляли после войны» и клялись друг другу не Богом, не мамой и уж тем более не Сталиным – Польской Народной Республикой.

В дни семидесятилетия начала Второй мировой войны именно в Польше, в Познани, состоится международная конференция по европейской русистике. Там автор этой статьи будет выступать с докладом «Тема Польши в «Московской саге»». Думаю, что должна это сделать. «Самому главному аксёноведу» – это ведь мне Василий Аксёнов написал на своей книжке «Зеница ока» четыре года назад. Он читал все мои статьи, написанные до 2008 года, и не раз приходилось слышать от него, что я «опять угадала настроение».

Сестра Василия Павловича, Майя Павловна, помнит, что её младший братец Вася долго боялся воды, не учился плавать. Но потом большая вода его всегда притягивала: реки, моря и океаны стали непременными участниками всех романов. Так, героев «Коллег» привлекала романтика «штормовых условий», и один из них замечательно сформулировал эту страсть: «Мальчики, должен же кто-то бороздить мировой океан?»

Видится нечто пророческое в уходе из жизни героя последнего романа «Редкие земли», «несравненного суперподростка», «чемпиона вечно вздымающихся волн». Этот «представитель самой новой волны» нырнул в океан, «в свою среду – в Морское», им Морское и «овладело», «иными словами, полное и нормальное одиночество».

Как и своего последнего героя, Василия Аксёнова в январе прошлого года «покинул страх небытия», а вчера он нырнул в своё «полное и нормальное одиночество». За полтора года те, кто с ним «одной крови», понял, что при этом он от нас не ушёл. Чтобы убедиться, достаточно бросить взгляд на свою книжную полку. Василий Аксёнов – величина постоянная. Уйти от него можем только мы. Тем хуже для нас.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.