Адрес: https://polit.ru/article/2009/08/16/mitrvel/


16 августа 2009, 17:48

Шагануть в великое

Прежде всего, сегодня юбилей – юбилей дефолта. Конечно, он не такой круглый и красивый, как год назад. Год назад было десять лет дефолта, девять лет Путину и старт Мирового Кризиса, сегодня же 10 лет Путину и 11 лет дефолту и год Мировому кризису. Но в среднем что-то такое судьбоносное все равно прослеживается. Потому как, например, Медведев уже год разруливает наш Мировой кризис, и если Путин вырос на разруливании дефолта, то и Медведева можно как-то систематизировать в этом контексте.

Причем, все декорации  идеально подобраны, чтобы сделать что-нибудь великое. Хотя бы  подвести черту под предыдущим режимом, как на то решился и сам Путин ровно десять лет назад. Теперь в этой ситуации Медведев, а «прежнее для Путина кончилось» – замечает тонко чувствующий момент Глеб Павловский, - «как сильный человек и состоявшийся лидер Путин обязан предоставить президенту Медведеву шанс стать сильным и, кто знает, может быть и великим президентом».

Однако этому сценарию мешают, собственно,  три вещи. Первое: конечно, дружба великая и трогательная. Путин и Медведев до сих пор ходят парой, тандемом, Марксом и Энгельсом, став в народном сознании эдаким мифическим кентавром. Видели недавно их вместе и за пивным столиком в отпускном обличии. Операция по разделению Сиамских близнецов будет болезненной.

Второе: обязан-то обязан, а даст ли? Ведь каким-то образом должны проявиться либо воля у одного, либо план (отхода) у другого. Подозреваю, что Путин и рад был бы как-то соскочить, но достойно, не потеряв лица и получив гарантии безопасности, пока кризис и новая война на Кавказе не обнулили вообще все его «достижения».

И третье: сам Медведев – он проблема для себя. Хотя декорации подобраны идеально, входи и говори крылатую фразу, типа «я пришел и все исправил!», крылатые слова для новой драмы не написаны. Их некому – кроме Суркова и Павловского - писать в сервильном на все соглашающемся окружении.

Медведев пытается сказать что-то сам. Пока получается не очень удачно. Так, обращается он к молодежи, но по верхам и пока  это исключительно селигерская, карьерная, дистиллированная молодежь.  Реальная молодежь с реальными проблемами (хотя бы с проблемой того же ЕГЭ и перспективами угодить в армейскую мясорубку) для него загадка и опасность, ему нечего ей предложить. Медведев идет лишь то, чтобы рассказать анекдот элите стройотрядов – та глупо хихикает банальности. А что делать?  На выходе лишь предложения сродни новациям то ли Павла 1, то ли Леона Троцкого  – придать стройотрядам (по сути, шабашникам) определенный правовой статус, квотировать их участие в частнопартнерских, как сейчас говорят, госстройках капитализма.  То ли на правах младшего партнера, то ли на правах стройотрядовской госкорпорации. Эх, а создать бы министерство рвачества и шабаша. И не только для студентов, а лицензировать вообще всех «халтурщиков» в стране!

Вообще – истины ради - Медведев попробовал шагануть в новое великое со стороны госкорпораций, затеяв 7 августа их проверку. В какой-то мере, это похоже на начало пересмотра концепции частногосударственного партнерства, вылившегося за годы прежнего режима в создании вокруг государства получастных фирм, опутавших своей паутиной уже и сами госучреждения путем навязывания им услуг, от которых невозможно оказаться. Например, в оформлении загранпаспорта, либо в плате за навязанную электронную программу какого-нибудь учета и контроля. Ленин же говорил: Главное, учет и контроль!» Либо через обязательные тендеры на закупку офисной техники втридорога. Со своей стороны, госкорпорации  – это тоже такие всепожирающие монстры на рынке, имеющие все блага прибавочной стоимости, но гарантированные от конкуренции заграницы и настоящих агентов рынка. Проверить, чем они на самом деле занимаются – повод для хорошенькой экономической революции.

Результат же парадоксальный – до революции еще идти и идти, а к середине августа начала зарождаться… восьмая госкорпорация, «Российское финансовое агентство». Да и, собственно, и сами проверяльщики, кидающиеся при команде «фас!» в различные полудохлые организации с проверками – имя им легион, чем они отличаются от госкорпорации проверки? Что-то Газпром они не очень проверяют. Зато самое милое дело – волкам проверять овец.

В прошлой колонке мы писали о том, что блогер amoro1959 придумал поразительную объяснительную модель поведения для Путина десятилетней выдержи. Он - такой бегущий по лезвию бритвы во времени назад к развилке, от которой игра, по общему мнению, пошла неудачно, то есть в 1989-й год. Главное, считает amoro, чтобы он не убежал еще дальше. Однако и Медведев превращается точно в точно такого же бегуна назад. Мы все такие бегуны. И вот уже добежали до Госплана и горбачевской антиалкогольной кампании…

***

В великое Дмитрий Анатольевич попробовал шагануть и через Украину, направив на прошлой неделе странное по смыслу и причине его вызвавшего письмо Виктору Ющенко. Причем, кажется, что основной причиной был все же активный отдых в Сочи. Однако моральный климат в нашей стране таков, что тут же сему было найдено множество логический объяснений. Главное именно такое: «Это новый стиль в политике — более жесткий, более честный и открытый, но дающий коридор возможностей». Коридор возможностей, действительно, широкий – вплоть до насильственного заталкивания сомневающейся Украины в НАТО и возобновления мандата недостаточно популярного Виктора Ющенко на волне антироссийских настроений.

Но интересно: ведь что-то этому стилю должно конкретно предшествовать?

Понятно, что украинская элита сильно раздражает Кремль, а Кремль сильно раздражает Киев. Причем корни того еще в советской политике, постоянных поисках националистов на Украине, арестах украинских руководителей и инспирировании там голода для народа. Указывают обычно на голодомор 30-ых, но Никита Хрущев в своих воспоминаниях, например, пишет и о голоде 47 года, когда по указанию из Москвы изъяли зерно вплоть до семян.

«Кириченко (он  был  тогда  первым  секретарем  Одесского  обкома  партии) рассказывал, что, когда он приехал в какой-то колхоз проверить, как проводят люди зиму, ему сказали, чтобы он зашел  к  такой-то  колхознице.  Он  зашел: "Ужасную я застал картину. Видел, как эта женщина на  столе  разрезала  труп своего ребенка, не то мальчика, не то девочки,  и  приговаривала:  "Вот  уже Манечку съели, а теперь Ванечку засолим. Этого хватит  на  какое-то  время».

В Московии почему-то считается, что все это давно забыто, быльем поросло и не имеет никакого значения, но, безусловно, если ты чувствуешь себя украинцем, говоришь по-украински, странно было бы совсем забывать историю взаимоотношений Москвы и Киева. Тем более, что Москва почему-то не дистанцируется от своего советского прошлого, а наоборот, как бы гордиться размахом посеянного в советской Евразии хаоса, хамит и ведет родословную от крутых советских руководителей.

На публику Москва обижается, что Киев задерживал агреман Зурабову (приезд которого отложили и из Москвы), благодаря чему ранее не известное широкой общественности слова «агреман» вошло в один ряд с такими популярнейшими новыми словами, как «дефолт» и «реструктуризация». Вместе с Кремлем обижается и вся российская пена, отказывающая Украине даже в праве на существование: нет, мол, такой нации, и страны такой нет, и Севастополь тоже наш. Причем, страшно оскорбляясь, что «отсутствующий» объект реагирует на поощряемое властями хамство.

Обижается даже Зюганов, до того, кажется, метавший в Зурабова громы и молнии, хотя и не со зла, а по должности главного коммуниста.

Странное дело, в России никто не дал бы агреман Зурабову, чтобы он представлял его хоть какие-нибудь частные интересы хоть в какой-нибудь российской организации, но обижаются, что с таким же недоверием относятся к Зурабову и на Украине, где, наверняка, воспринимают такого московского посредника между народами, как заведомое и тщательно просчитанное оскорбление. Да, хотели позлить Ющенко, а  он и разозлился. Теперь вполне по-русски - оскорбить и обидеться.

Конечно, они на Украине там тоже не сахар, тоже коррупционны, тоже путаники и тоже непоследовательны. Тоже перегибают палку, например, заставляя русскоязычных деятелей культуры работать на непривычном для них украинском. Но в основе иррационального эпистолярного скандала, очевидно, другое. И даже не только желание похимичить на выборах в соседней стране. Тут присутствуют еще и какие-то темные стороны, например, невыполнения каких-то негласных пунктов того же газового договора. Может быть, вообще все дело только в том, что «дачку Миллер» засветили именно с Украины. Ну, так это же семейный скандал, который должен решаться в узком семейном кругу, где все всё понимают. Не надо втягивать сюда народы.