19 ноября 2019, вторник, 13:25
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 сентября 2009, 08:53

Медведев и новая архитектура европейской безопасности

Мнения о предложении российского президента Дмитрия Медведева создать новую архитектуру европейской безопасности резко разделились. Критики отвергают эту инициативу, усматривая в ней очевидную попытку поссорить западные государства. Более благосклонные аналитики видят в ней искреннее стремление сформулировать концепцию безопасности XXI века.

Общая идея выдвинутой Медведевым концепции безопасности – переориентировать Европу, чтобы она больше считалась с Россией и ее интересами. После окончания холодной войны Россия почувствовала, что оказалась на периферии. В 1990-е гг. в ней царил политический хаос и социально-экономический кризис, а ее внешнеполитическое влияние резко уменьшилось; в результате, в международной жизни она могла претендовать самое большее на роль младшего партнера. Позднее, когда при Путине экономическая ситуация в России улучшилась, к ней стали относиться как к более влиятельному, но весьма неуклюжему и подчас враждебному государству. Короткая война с Грузией в августе 2008 г. ознаменовала сразу два момента: пик пресловутого возрождения страны и отчуждение между Россией и Европой.

Параллельно с этими процессами происходил еще один: ЕС и НАТО практически полностью отождествились с Европой той эпохи, которая наступила после холодной войны. В прошлом Россия была частью Европы за счет того, что она, с одной стороны, «типичная европейская христианская цивилизация», а с другой, входила в число великих европейских держав: Россия, Франция, Германия и Великобритания. За последние 20 лет процесс европейской интеграции ускорился, и Россия отстала; теперь она оказалась аутсайдером еще в большей степени, чем страны вроде Турции (которая уже более полувека входит в состав НАТО).

Медведев впервые заговорил об этой инициативе в июне 2008 г., перед конфликтом с Грузией. Ее главной целью было ограничить влияние Америки в Евразии. Медведев подчеркивал, что «атлантизм как единственный принцип исторически изжил себя»; утверждал, что нынешняя европейская архитектура несет «на себе отпечаток идеологии, унаследованной от прошлого»; говорил, что НАТО «никак не может обрести новый смысл своего существования». И главное: Москва призывала провести европейский саммит, посвященный разработке новой хартии по образцу Хельсинской. На всякий случай, Медведев пояснил: «Важно, правда, чтобы все государства – абсолютно все государства Европы – участвовали в нём в своем национальном качестве, оставив блоковые и иные групповые соображения за дверью».

Трещины и разломы

Кремль стремится использовать внутренние разногласия западного альянса – как между США и Европой, так и между европейскими государствами. В первый раз Медведев выдвинул свое предложение сразу после бухарестского саммита НАТО в мае 2008 г. В ходе этого саммита у членов альянса возникли серьезные разногласия по поводу того, следует ли давать Грузии и Украине статус стран, готовящихся вступить в НАТО. В итоге им пообещали членство в неопределенном будущем, без указания сроков и без плана по подготовки к вступлению.

Инициатива Медведева стала естественной реакцией на замешательство в Европе. Бухарестский саммит выявил трещины в политике западного альянса в отношении России. Некоторые государства-участники – особенно Германия и Франция – считали, что Запад слишком отдаляется от России и что расширение НАТО на ближайшее время достигло своих естественных пределов. Именно на эту «прагматическую» часть альянса были рассчитаны первоначальные предложения Медведева, столь откровенно ориентированные на Европу. Политика администрации Буша в отношении России и стран бывшего СССР вызывала в Европе беспокойство, на котором и пытался сыграть Медведев. В более широком смысле, он старался использовать пусть даже подспудные антиамериканские настроения в некоторых европейских государствах и их желание стабилизировать отношения между Европой и Москвой.

В отдаленной перспективе Москва хотела добиться таких условий, при которых она бы укрепилась в статусе «региональной сверхдержавы» на постсоветском пространстве, вошла в стратегический мейнстрим европейской жизни и получила формальное и практическое признание себя в качестве великой державы наряду с США и совокупностью европейских государств.

Уточнение деталей при столь же невнятном содержании

Когда Медведев впервые высказал свое предложение (в Берлине, в июне 2008 г.) Европа практически не отреагировала. Его проект привлек внимание, только когда российский президент представил его более разработанную версию на конференции по вопросам мировой политики, проходившей в Эвиане в октябре 2008 г. К тому моменту (как раз после войны с Грузией) отношения России с Западом – особенно с США – были хуже, чем когда-либо за минувшие двадцать лет.

Между заявлением Медведева в Эвиане и его берлинским обращением была большая разница: внимание с Европы переключилось на евроатлантическую сферу. Медведев порицал Вашингтон за предполагаемое участие в грузинском конфликте и осуждал американскую однополярность в целом, но теперь он понимал, что США нельзя исключить из новой архитектуры безопасности. Помимо частого упоминания слова «евроатлантический», Медведев подчеркнул важность вопросов, выходящих за пределы европейской проблематики: распространение оружия массового поражения и международный терроризм. Важно и то, что к участию в конференции по европейской безопасности он призвал «все ключевые евроатлантические организации» – значительное отличие от берлинской версии, где он настаивал, что все государства должны быть представлены индивидуально, а не как члены каких-либо альянсов.

Но по существу эвианская речь осталась маловразумительной и не содержала практически ничего нового. Соблюдение международного права, государственный суверенитет и территориальная целостность; недопустимость силовых методов воздействия; принцип «равной» и неделимой безопасности; жесткая критика НАТО и его безудержной экспансии – все эти заявления Кремль и министерство иностранных дел не раз делали еще в годы правления Ельцина.

Возможно, единственным принципиальным новшеством стал новый тип договора – по образцу Хельсинского, – призванный «на долгие годы в юридически обязывающей форме – обеспечить наши общие гарантии безопасности». Но значимость даже этого пункта еще не доказана. Идея договора «Хельсинки-2» стоит в ряду прочих грандиозных, но по сути пустых проектов вроде «мирового многополярного порядка XXI века», оси Москва-Пекин-Нью-Дели и БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Она не опиралась на современную концепцию международной безопасности. Вместо этого Медведев подчеркивал важность военных вопросов. Мнение, что международная безопасность – это военно-политическая проблематика, отражает культуру более чем трехсотлетней давности; тогда «мягкая сила» и «мягкая безопасность» (в политической и гуманитарной сфере) считались скорее декоративной, нежели основополагающей составляющей.

Меняя приоритеты

Развитие медведевской инициативы раскрывает также чувствительность Москвы к изменениям внутри- и внешнеполитических обстоятельств. Относительное единодушие Европы по поводу Грузии, влияние мирового финансового кризиса и – с недавнего времени – возрождение США с приходом Барака Обамы – радикально изменили внешнеполитический контекст деятельности России. Откровенно враждебный по отношению к Америке и НАТО тон больше неэффективен. Это, собственно, было очевидно еще на встрече в Эвиане, когда французский президент Николя Саркози подчеркнул, что любое соглашение по безопасности «от Ванкувера до Владивостока» должно основываться, прежде всего, на НАТО, и призвал Россию к более тесному взаимодействию с уже существующими институтами и механизмами, такими, как Совет Россия-НАТО и Европейская политика безопасности и обороны ЕС.

Сейчас Москва явно стремится сгладить острые углы своей инициативы по безопасности. Когда отношения с США и НАТО начали улучшаться, Кремлю невыгодно омрачать этот процесс.

Есть ли у России оправдание?

Сейчас модно обвинять западные правительства (в первую очередь, США) в разрушении евроатлантической безопасности. Их ругают за то, что России постоянно утирают нос: особенно это заметно на примере экспансии НАТО на Восток с целью включить в себя большинство стран Центральной и Восточной Европы. В последние несколько лет Запад поддерживал цветные революции в Грузии и Украине; разрабатывал проекты по противоракетной обороне США в Польше и Чехии; безуспешно пытался сбалансировать российские амбиции в постсоветском пространстве – всё это вызвало сильное негодование Москвы. Нынешнюю европейскую архитектуру безопасности, сосредоточенную вокруг НАТО и ОБСЕ, критикуют за то, что она не только не смягчила противоречия, но и довела их до критической точки.

При поверхностном подходе может показаться, что у россиян есть оправдания: нынешняя архитектура безопасности неэффективна во многих отношениях. Она не препятствует войнам; служит плодородной почвой для развития враждебных отношений, – а западные державы используют это в национальных или коллективных (т.е. НАТО) интересах. Однако не следует забывать о том, что характер таких международных организаций зависит от того, какие страны входят в их состав. При всех достижениях многосторонней дипломатии со времен Второй мировой войны, в международных отношениях господствуют великие державы, а не многосторонние институты.

Как показал пример России – тому были примеры и ранее, – великие державы не всегда придерживаются международного права; они могут и не уважать суверенитет и территориальную целостность других государств; они будут иногда применять силу во внешнеполитических отношениях; они будут обеспечивать себе безопасность за счет других; они будут преследовать свои государственные интересы так, как сочтут нужным, невзирая на приоритеты и чувства других. Никакая архитектура в мире не изменит такого положения дел.

Вместо того чтобы искать и без того очевидные недостатки нынешней системы безопасности, нам следует установить, можно ли ее исправить – хотя бы в перспективе. Может ли НАТО больше учитывать российские интересы? Как превратить ОБСЕ в более эффективный институт? Можно ли разрешить патовую ситуацию с ДОВСЕ (Договором об обычных вооруженных силах в Европе)? Повысится ли уровень европейской безопасности благодаря созданной при поддержке Москвы Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)? И выйдет ли Хельсинская хартия на уровень XXI века благодаря новому паневропейскому договору?

«Поправляя» непоправимое

Говоря о перспективах, трудно оставаться оптимистом. Возьмем, к примеру, НАТО. После холодной войны альянс пытался перестроиться. Он перестал позиционировать себя как оборонительный альянс, противостоящий военной угрозе со стороны Советского Союза, и стал организацией, отвечающей за стабильность, продвигающей демократию и помогающей странам Центральной и Восточной Европы развивать гражданское общество. Несомненно, этим странам – как и европейской безопасности в целом – было бы намного хуже, если бы они так и остались гнить в замкнутом пространстве (или в «буферной зоне»). Пример балканских конфликтов показывает, что было бы с этими странами, если бы они продолжали оставаться исключенными из общего контекста.

В то же время, НАТО стремилось к более тесному сотрудничеству с Россией по вопросам национальной безопасности. В 1990-е гг. альянс включил Россию в программу «Партнерство во имя мира» с перспективой вступления в НАТО. В 1997 г. был подписан Основополагающий акт НАТО-Россия, после чего Москва впервые была допущена к консультациям с альянсом. В 2002 г. возник Совет Россия-НАТО, и были разработаны механизмы совместного принятия решений по общим вопросам безопасности.

Однако ничто из этого не искоренило московского отношения к НАТО как «реликту холодной войны», главная цель которого – ограничивать действия России. Несмотря на некоторое сотрудничество в рамках Совета Россия-НАТО (например, совместное антипиратское патрулирование Средиземного моря), российские политики продолжают считать альянс, в сущности, враждебной силой.

Что касается ОБСЕ, в течение 1990-х гг. Москва очень любила эту организацию. Россия не просто была ее полноправным членом, но и, по правилам, могла наложить вето на любое решение, которое ей не нравилось. ОБСЕ была привлекательной альтернативой НАТО, особенно потому, что не покушалась на суверенные прерогативы великих держав, в первую очередь – России.

Ситуация изменилась после саммита ОБСЕ в Стамбуле в декабре 1999 г., когда члены организации осудили действия Москвы во время второй постсоветской войны в Чечне. С того момента ОБСЕ заняла влиятельную позицию в сфере «мягкой безопасности». В частности, Бюро по демократическим институтам и правам человека сосредоточилось на наблюдении и оценке избирательных процессов в Центральной и Восточной Европе (в том числе, в России). Москва в таком пристальном внимании усматривает посягательство на свои суверенные права. Она хочет вернуть старые добрые времена – и «ключевые» функции ОБСЕ в обеспечении безопасности, – когда организация практически не имела влияния.

Потенциал для значительных улучшений есть у ДОВСЕ. Договор необходимо пересмотреть («модернизировать»), чтобы он соответствовал переменам, произошедшим на стратегической карте Европы со времен распада СССР. Нынешняя версия ограничивает Москву в переправлении войск на юг – главный источник угроз российской национальной безопасности. Государства-члены НАТО ошибочно связывали ратификацию пересмотренного ДОВСЕ с выводом российских ВС («миротворцев») из Абхазии, Южной Осетии и Молдавии. Москва такую связь отрицает: она выдвинула другие мотивировки своему отказу от участия в ДОВСЕ. Тем не менее, все эти проблемы касаются только самого договора и не затрагивают более широких (и большей частью абстрактных) вопросов об архитектуре безопасности на континенте. Такие проблемы следует решать в рамках специализированных переговоров по ДОВСЕ.

ОДКБ с момента возникновения в 2002 г. была для Москвы военно-политическим альянсом, объединявшим ближайших в бывшем СССР союзников России: Белоруссию, Армению, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Даже при минимальной военной эффективности он, тем не менее, показывает, что у России есть друзья, и что Москва, претендующая на более значительную роль в сфере европейской безопасности, имеет собственные инструменты воздействия. В результате, российские политики сейчас заговорили о необходимости «равного партнерства» НАТО и ОДКБ. Проблема состоит в несоизмеримой разнице масштабов, возможностей и значимости этих двух организаций. Если ОДКБ станет частью новой архитектуры безопасности, ее роль в ней будет периферийной, а Москва будет и дальше обижаться, усматривая в этом несправедливость принципов безопасности в Европе.

Идея договора «Хельсинки-2» – или «Хельсинки-плюс» – встретила некоторую поддержку Запада. В принципе, нет ничего плохого в том, чтобы обновить Хельсинский заключительный акт 1975 г. в соответствии с положением дел после холодной войны. Однако Медведев акцентирует «жесткую безопасность» (см. выше), а это указывает на то, что, по мнению Москвы, договор станет отражением традиционного российского мышления. Разрыв между провозглашением предположительно общих ценностей и их трактовками, принципиально различными для участников предполагаемого Хельсинского соглашения, остается слишком большим. Новый договор неизбежно будет политизирован и только углубит уже существующие противоречия в Европе. (В этой связи мысль о том, что Запад может как-то «принудить» Россию к соблюдению демократического порядка и прав человека, представляется бредовой).

Наконец, нам следует задуматься о том, имеет ли вообще смысл говорить об архитектуре безопасности. Сейчас условия менее чем когда-либо подходят для реализации благих побуждений. Региональные организации открыто конкурируют друг с другом; легитимность механизмов европейской безопасности трактуется по-разному; разница в понимании ценностей в России и в западных странах велика, и этот разрыв растет; Москва конкурирует с Западом за влияние в так называемом «европейском соседстве». Заниматься новой архитектурой безопасности, не решив фундаментальные проблемы – значит делать вид, что такой сложный процесс возможен при отсутствии стабильного прогресса в этой сфере.

Назад к США

Российские инициативы часто критикуют за невнятность. Причина невнятности, видимо, в следующем: Москва гораздо лучше понимает, что ей не нравится, чем то, какой должна быть альтернативная архитектура. Другое возможное объяснение состоит в том, что медведевское предложение попало в неожиданный контекст: мировой финансовый кризис и, главное, потепление в отношениях России и США.

Администрация Обамы не только говорила о «перезагрузке» американско-российских отношений, но и нашла новые пути взаимодействия с Москвой в тех областях, где роль России представляется важной: контроль над стратегическими вооружениями, иранский ядерный вопрос и Афганистан. В то же время, США практически свели на нет те проблемы, которые раньше служили причиной огромных конфликтов, как, например, расширение НАТО и противоракетная оборона. Благодаря действиям новой администрации изменился психологический климат, а Москва – хоть и с осторожностью – начала осознавать возможность взаимодействия с Вашингтоном по таким вопросам, в которых они оба живо заинтересованы и где она может сыграть реальную роль. Ввиду перспективы возобновить сотрудничество с США в сфере безопасности, померкли грандиозные планы по внесению системных изменений в международную архитектуру безопасности.

Обобщая, можно сказать, что Вашингтон снова заинтересовался Москвой, а это вернуло российское стратегическое мышление к старым американоцентристским традициям. Пусть больше половины российского экспорта и иностранных инвестиций приходится на Евросоюз, для руководства России главным игровым полем остаются отношения с США, так как это самая сильная страна в мире, несмотря даже на то, что перед ее властями стоят такие проблемы, каких ни разу не бывало за два прошедшие десятилетия. Можно сказать, что для России грубая сила важнее географического положения, экономического взаимодействия и культурной близости.

Пока российско-американские отношения строятся вокруг конкретных приоритетов, в них практически нет места концепциям и схемам, особенно если Вашингтон, как сейчас, не будет проявлять к ним интереса. Но как только двусторонние отношения испортятся, проект европейского/евроатлантического договора о безопасности получит новый импульс.

Вызов Европе

Для европейских политиков главный вызов заключается в том, что в медведевском проекте им не за что «зацепиться». В прошлом он содержал пункты, с которыми легко было не согласиться: например, идея исключить НАТО и США. Но что еще хуже, им трудно понять, чего на самом деле хочет Россия.

Москва пыталась поссорить европейские страны между собой и с Америкой; с этой угрозой европейцы справились. Они отказались признать притязания России в сфере привилегированных интересов. Они подчеркнули первенство НАТО в вопросах европейской безопасности и сохранили за ОБСЕ центральную позицию. Они предоставили Москве шанс детализировать свою инициативу в области безопасности.

Но главный тест заключается в том, сможет ли европейское единство выстоять против более тонкой внешней политики России. Здесь его подстерегает ряд ловушек. Одна из них – это неуместное мнение, будто Россия осознала ошибочность конфликтных методов. Мировой финансовый кризис, конечно, стал для российского руководства проверкой на прочность; но это не значит, что его отношение к Западу улучшится. Возможно, Москва смягчит свои внешнеполитические действия, но есть вещи, которые всё равно останутся неизменными: неискоренимое ощущение, что Россия – великая держава; убежденность, что бывшие советские республики относятся к ее сфере влияния; и представление о мире как об арене для конкуренции.

Другая ошибка может заключаться в представлении, будто сближение Москвы и Вашингтона – это безусловное благо. Заигрывание Вашингтона с Москвой оживит дремлющий американоцентризм российской элиты и породит новую стратегическую биполярность – за счет многосторонних отношений с Европой.

Наконец, есть заблуждение, к которому европейские государства особенно предрасположены: это квазимифические представления об общих приоритетах. Конечно, у государств-членов ЕС и НАТО есть некоторые общие с Россией интересы в сфере безопасности: контроль над обычными вооружениями, борьба с терроризмом и международной преступностью; но по множеству вопросов их взгляды расходятся. Например, российский подход к странам европейского соседства практически ни в чем не совпадает с позицией НАТО и ЕС. Толкование предположительно общих стандартов настолько различно, что использовать их как основу для общих политических стратегий не имеет смысла.

См. также:

Бобо Ло – руководитель российско-китайских программ Центра Европейских реформ

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13:24 Следственный комитет возбудил уголовное дело после исчезновения редактора агентства «Интерфакс»
12:47 Проректор ВШЭ приняла участие в рэп-челлендже
12:46 На аукционе в Париже три неопубликованных рассказа Шарлотты Бронте продали за €780 тысяч
12:29 Алина Кабаева и ее родственники владеют недвижимостью на 1,25 млрд рублей
12:18 Минюст РФ: мужчины страдают от домашнего насилия и дискриминации больше, чем женщины
10:54 Студенты МГУ требуют вернуть выборы ректора и дать вузу автономность и независимость
10:52 Forbes: лучшим работодателем России стал «Норильский никель»
10:00 Насекомое длиной всего 1 миллиметр спасет капусту от африканского клопа
09:56 В Подмосковье ликвидировали крупнейшую нарколабораторию. За месяц там производили около 1,5 т наркотиков
09:49 Советские киноленты получили награды первого Каннского кинофестиваля, отмененного из-за войны
08:10 «Коммерсантъ»: согласована схема продаж «красивых» номеров через портал госуслуг
07:17 В поезде Пекин – Москва изъяли полтонны китайской колбасы и пельменей без документов
06:52 В топ-500 самых мощных компьютеров в мире вошли три российских суперкомпьютера
06:27 МЧС доставило из Ирака в Москву 32 российских ребенка
05:43 «Яндекс» разработал камеры, отслеживающие движения водителя за рулем автомобиля
18.11 21:59 Во Франции запретили цирк с животными
18.11 21:33 «Невские новости»: Историк Соколов пытался покончить с собой во время следственного эксперимента
18.11 20:38 Депутат отозвал законопроект о об иностранном владении «значимыми сайтами»
18.11 19:59 В Удмуртии вынесли приговор сутенерам, отправлявших женщин в секс-рабство в Бахрейн
18.11 19:35 На крыше в «Москва-Сити» руферы и охрана усроили массовую драку
18.11 19:08 Роналду устроит ужин для игроков «Ювентуса». Так он хочет извиниться за свое поведение во время матчей
18.11 18:29 Россияне пожертвовали €1 млн на восстановление Венеции
18.11 18:06 Петербургский аспирант впервые в истории победил сразу в двух дисциплинах американского чемпионата по программированию
18.11 17:02 Россия не будет участвовать в «Мисс Вселенной» в этом году – конкурс пройдет в США
18.11 17:01 МВД: на коррупцию в России за восемь месяцев ушло 102 млрд рублей
18.11 16:03 Аэропорт Сан-Франциско нанял свинку. Она помогает пассажирам бороться со стрессом и отвлекает от рутины
18.11 16:03 РКН забрал аккредитацию у экспертов – они критиковали Егора Крида
18.11 15:56 Мосгорсуд отказал дизайнеру в возбуждении дела против полицейских. Они сломали ему ногу
18.11 15:09 «Яндекс» решил изменить структуру компании по закону о «значимых сайтах»
18.11 15:00 Новые данные о вирусе бешенства позволят создать более удобную в применении вакцину
18.11 14:43 Эрмитаж застраховал картину Боттичелли на €3 млн у неизвестной компании
18.11 14:40 Гонорары Лолиты за выступления начинаются от €40 тысяч
18.11 14:05 Глава полиции чеченского Аргуна опубликовал пост с пистолетом — он «заменяет 40 минут воспитательной беседы»
18.11 14:03 Роскомнадзор предложил вести госучет интернет-пользователей. Сайты, которые откажутся предоставлять данные, лишатся рекламы
18.11 14:00 Компания «Боинг» предлагает доставлять людей на Луну прямыми рейсами с 2024 года
18.11 13:09 Эмиратский холдинг купит 50% акций конструкторского бюро «Вертолетов России»
18.11 12:49 Суд заочно арестовал предполагаемого убийцу главы ингушского центра «Э»
18.11 12:17 Мосгорсуд вернул звания двум бывшим полицейским. Они сидят за взятки от подчиненных
18.11 12:00 Жители 14 регионов инвестировали 30 млн рублей в «проекты» мошенницы из Иркутска
18.11 12:00 Золотое кольцо Оскара Уайльда вернули через семнадцать лет после кражи
18.11 11:37 Кадыров назвал чеченской этикой свое высказывание о наказании за оскорбления в сети
18.11 11:21 Экс-мэр Магаса Беслан Цечоев пообещал спасти 30 медведей из крымского зоопарка
18.11 11:00 Найденному в Чехии бронзовому мечу не менее 3200 лет, но он по-прежнему острый
18.11 10:58 Фильм «Ford против Ferrari» за четыре дня собрал более 200 млн рублей
18.11 10:40 Хакер за 20 минут взломал сеть «Сапсана» и получил доступ к данным пассажиров
18.11 10:07 Мост через Лену построят за 83 млрд рублей через пять лет
18.11 10:03 Экс-управделами Сибирского отделения РАН обвиняют в незаконной приватизации коттеджа
18.11 09:20 97-летняя участница Второй мировой войны завела блог в Instagram
18.11 08:40 В Ставропольском крае пятерых человек заразили ВИЧ в больнице. Среди пострадавших есть дети
18.11 07:46 «Роскосмос» изобрел двигатель для «космолета»
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.