9 июня 2023, пятница, 18:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 октября 2009, 16:48

Переход на коррупционные безналичности

Так уж совпало, что замминистра МВД Евгений Школов рассказал о борьбе с коррупцией сразу после истечения "антикоррупционного месячника", который объявил его непосредственный начальник Рашид Нургалиев. Но говорил он преимущественно о коррупции вне родного ведомства.

Российские правоохранительные органы выявили за январь-август 2009 года более 34 тыс коррупционных преступлений. Такую цифру привел сегодня заместитель главы МВД РФ Евгений Школов на всероссийском семинаре-совещании руководителей подразделений по противодействию коррупции и организованной преступности МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ (цитата по "Прайм-ТАСС").

Замминистра отметил, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число таких преступлений увеличилось на 10 %. "Установлено более 10 тыс лиц, их совершивших, - заявил Школов. - Почти 6,5 тыс преступлений связаны с получением взятки". По его словам, в настоящее время средний размер взятки в стране составляет 24 тыс руб, при том, что по итогам 2008 года это было в два с половиной раза меньше - 9 тыс руб.

"Коррупционная динамика", которую привел министр довольно сложно оценить. ведь официальные лица в разных выступлениях назхывают сильно отличные и даже взаимоисключающие цифры. Как заявлял генеральный прокурор Юрий Чайка по итогам прошлого года в результате прокурорских проверок было возбуждено 3400 уголовных дел (не по всем фактам возбуждаются уголовные дела) о коррупции. По его словам, в число обвиняемых попали около 200 чиновников и руководителей муниципальных образований (Школов лишь отметил, что в этом году их стало больше).

По сведениям Юрия Чайки, за 2008 год удалось выявить свыше 200 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции в области государственной и муниципальной службы. В десяти тысячах нормативных актов, действующих в различных российских регионах, прокуратура обнаружила, по выражению Чайки, «коррупциогенные факторы». Помимо этого, в 2008 году удалось выявить более 40 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

А по оценке главы СКП при Прокуратуре Александра Бастрыкина, коррупция за 2008 год нанесла России ущерб почти в миллиард рублей. По данным главного военного прокурора Фридинского, только в армии щерб, причиненный коррупционными посягательствами, в 2008 году вырос вдвое и превысил 2 млрд рублей.

А по оценке фонда "Индем", «предприниматели тратят на взятки должностным лицам $33,5 млрд, а бытовая коррупция оценивается на сумму около $3 млрд». Эти цифры тоже нравятся некоторым чиновникам - их озвучивал, напрмер,  в июне 2008 года начальник главного управления процессуального контроля СКП при прокуратуре Василий Пискарев.

Впрочем, не вполне ясно не только то, как милицейская статистика соотносится с прокурорской или статистикой Следственного комитета. Не вполне ясно и как отслеживать динамику, ведь только в декабре 2008 года был принят рамочный закон о противодействии коррупции, в котором была дана дефиниция, а до этого милиционеры и прочие "силовики" могли трактовать преступления как "коррупционные" по своему усмотрению (и соответственно, корректировать статистику в зависимости от "линии партии").

Согласно закону, "«коррупция» — злоупотребление служебным положением, дача (получение) взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо иное незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами или совершение указанных деяний от имени или в интересах юридических лиц".

Как бороться с этими злоупотреблениями в МВД тоже придумали.  Евгений Школов думает, что если ввести ограничения на оборот наличных денег, то это поможет в борьбе с коррупций. Потому что правоохранительным органам легче контролировать безналичный расчет. Рецепт МВД побороть коррупцию прост - ограничить хождение нала. И таким образом, возложить ответственность за антикорруционную борьбу на финансовую разведку - Росфинмониторинг. Неизвестно, правда, что скажут на это ЦБ и Минфин, ответственные за монетарную политику, но в виде первичного предложения видна неэффективность инновационной милицейской меры.

Согласно данным прошлогоднего исследования «Природа и структура коррупции в России», которое провел Институт общественного проектирования («Иноп») при участии Института сравнительных социальных исследований («Цесси»),  масштабнее всего коррупция в среде менеджмента и в звене среднего уровня чиновников, крупный бизнес решает вопросы за счет связей в элите и интересов страны. При этом суммы взяток, которые фигурировали в исследовании, былим исключительно в долларах США. Таким образом, замглавы МВД, по всей видимости, предложил ограничить хождение наличного доллара. К тому же имеется еще и немонетизированное получение выгоды в виде  "ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц". Ограничение взяток в виде денег (во что верится слабо) приведет к увеличению доли неденежных видов взяток - борзыми ли щенками или по бартерным схемам - не суть.

Не стоит забывать и о ментальном ограничителе деятельности взяткоборцев-монетаристов. По данным Transparency International (исследование «Барометр мировой коррупции 2009»), борьба российских властей с коррупцией неэффективна, поскольку российские граждане не верят в верховенство закона. Согласно опросу, за последний год еще большее число россиян было вынуждено дать взятку, чтобы получить услугу, которая и так полагается им по закону (29% по сравнению с 17% в 2007 году). При этом лишь 7% российских граждан, столкнувшись с вымогательством взятки, посчитали необходимым обжаловать поведение госслужащих  (Вот с этой статистикой цифры МВД коррелируют - число коррупционных преступлений, вероятно, растет. Впрочем, следует оговориться - если растет число преступлений в милицейской статистике, это лишь означает, что "стали больше ловить", а не "стали больше брать взятки". Другое дело, что до суда из этих 34 тысяч все равно дойдет тысячи три дел, если пользоваться статистикой прошлых лет).

Это означает, что побороть коррупцию надо будет в социальной, а не монетарной плоскости. Или, выражаясь словами инициатора антикоррупцинной "движухи" президента Медведева, "мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения". "Без этого ничего не выйдет», – заявил президент в мае 2008 года. Пока не вышло - "движуха" ограничивается "кодексами поведения чиновников" (с пунктами типа "если Вам предлагают взятку - сообщите начальству"), рамочными законами (с формулировками типа "провести экспертизу законов") да предложениями вроде озвученного замглавы МВД.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.