НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 октября 2009, 16:48

Метрополитен имени Лужкова

Москва планирует частично приватизировать 4 ключевых инфраструктурных компании города. Правительство города намерено акционировать и продать часть акций «Московского метрополитена», «Мосгортранса»,  «Мосгаза» и «Мосводоканала», заявил сегодня замруководителя департамента имущества города Москвы Игорь Игнатов. В настоящее время, сказал он, город рассматривает вопрос о приватизации этих предприятий, однако «осторожно подходит к этому вопросу — так, чтобы создать рыночный механизм привлечения инвестиций и не потерять контроль».

Напомним, в конце июля глава департамента и транспорта связи Москвы Василий Кичеджи заявил, что крупнейшие московские перевозчики — «Мосгортранс» и метрополитен — могут объединиться в госкорпорацию с уставным капиталом в $50 миллиардов. Основной целью этого слияния станет дальнейшее развитие объединенной компании в мощнейшую транспортную структуру.

28 июля мэр Москвы Юрий Лужков высказывался на тему такого объединения. «Некоторые пишут, что метро и наземный транспорт — это абсолютно разные вещи и не могут быть никак объединены. Когда что-либо случается в метро — сбои или задержки, кто спасает наших пассажиров? Спасает только наземный транспорт, со своей системой единого диспетчерского управления», — заявил Лужков, отметив, что вопрос объединения «будет проработан» в ближайшее время.

Заявление Лужкова не означает, что мэр поддержал чиновников собственного правительства в стремлении объединить метро с автобусами, но в нем имеется очевидные сомнения в дееспособности многолетнего главы метрополитена Дмитрия Гаева.

Сам Дмитрий Гаев, мягко говоря, скептически относится к вопросу объединения. Глава Метрополитена сравнил возможное объединение двух транспортных корпораций со слиянием Большого театра с макаронной фабрикой: «Я скажу одно: нельзя сравнивать Большой театр с макаронной фабрикой. Никому же не приходит в голову их объединять», — заявил он в начале июля. По его словам, идея о необходимости объединения «Мосгортранса» с «Московским метрополитеном» — личное мнение главы департамента транспорта и связи Москвы Василия Кичеджи.

Московское метро — огромная компания, от работы которой напрямую зависит жизнь столицы. За 2008 год, по данным руководства метро, в подземке проехалось более 2,5 миллиардов пассажиров. Однако метро старается не раскрывать своих доходов. Известно, что дотации города и федерации в 2008 году составили более 45 миллиардов рублей (более 92% — деньги Москвы). Известно также, сколько человек воспользовалось разнообразными билетами на метро (1 поездка, 2 поездки и т.д.). Если предположить, что все билеты были куплены именно в 2008 году, то на продаже проездных метро заработало еще не менее 23 миллиардов рублей. С одной стороны, не все билеты были куплены в 2008 году, значит, нужен небольшой понижающий коэффициент; с другой, у людей часто остаются «неиспользованные поездки», а значит, необходим и повышающий коэффициент. Еще как минимум 8 миллиардов правительства города и страны выделяют подземке в качестве компенсации за проезд льготников. Официальных данных о заработках от рекламы нет, но по оценкам экспертов объем рекламного рынка в метро составляет, по меньшей мере, $100 млн, то есть около 3 миллиарда рублей. Таким образом, выручку ГУП «Московский метрополитен» за 2008 год можно оценить в 79 миллиардов рублей. По этим подсчетам метро занимает достойное место в рейтинге непубличных компаний России, самая крупная из которых — по данным последнего номера русского Forbes это «Русал» — в 2008 году имела выручку 358 миллиардов рублей, всего лишь в 4,5 раза выше. Сам столичный бюджет в 2008 году по плану должен был заработать около триллиона рублей — то есть в 12,6 раз больше подземки.

Надо отметить, что идея объединения метрополитена с наземным транспортом, и идея приватизации таких важных инфраструктурных компаний не является из ряда вон выходящей. Федеральное правительство уже акционировало основную транспортную компанию страны — «Российские железные дороги». О ее приватизации речи пока не идет, но первый шаг в эту сторону все же сделан. Во многих городах Европы и мира весь общественный транспорт управляется одной компанией. Например, в Париже существует госкомпания RATP, которая является оператором трамваев, автобусов, метрополитена, части линий RER (пригородные электрички имеющие линии и внутри города) и фуникулера на Монмартре. Оператор второй части линий RER — компания SNCF, французский аналог отечественных РЖД, также принадлежит государству. При этом над всей этой конструкцией стоит Syndicat des transports d'Île-de-France, независимый от властей города или республики орган, который координирует работу RATP, SNCF и профсоюза транспортников в столичном регионе Франции.

Команда Лужкова, что вполне нормально, имеет интересы у к столь крупным активам, как метрополитен или газовая сеть столицы. Уже сейчас идет процесс приватизации ЖЭКов: с одной эти структуры обременены многими проблемами; с другой, у них в собственности находятся зачастую «золотые» активы. Если Лужков со своими товарищами будет находиться у власти в столице еще продолжительное время, вполне естественно ожидать передела и в этой части городского хозяйства и приход на руководящие посты «эффективных менеджеров» вместо старых технократов.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.