Адрес: https://polit.ru/article/2009/10/12/vote/


12 октября 2009, 09:29

Мосгордуму расписали на двоих

В Московскую городскую Думу V созыва прошли всего лишь две партии. 18 мандатов, которые «разыгрываются» по партийным спискам разделят «Единая Россия», которая после подсчета примерно 90% голосов имеет 66,26% и Компартия, которая набрала 13,27%. Остальные партии не прошли барьер в 7%. ЛДПР имеет 6,15%, «Справедливая Россия» 5,33%, «Яблоко» 4,69% и «Патриоты России» 1,82% соответственно. Во всех семнадцати одномандатных округах, по данным Мосгоризбиркома, лидируют кандидаты от партии власти. Явка составила 34,82%. Если после подсчета 100% бюллетеней ситуация с распределением голосов не изменится кардинально, то «Единая Россия» получит 32 места из 35. В действующей пока Думе ЕР имеет 28 мест.

Нельзя сказать, что голосование прошло без шума. На многих участках были наблюдатели от оппозиционных партий. Так, по данным ассоциации «Голос», «Единая Россия» покрыла наблюдателями 79% участков, КПРФ — 57%, ЛДПР — 25%, «Справедливая Россия» 15%, Яблоко 11%, «Патриоты России» — 10%. По тем же данным на многих участках были зафиксированы достаточно серьезные нарушения. На участке №1789 наблюдателями был зафиксирован вброс бюллетеней сотрудником милиции. Приехавшая на избирательный участок кандидат от КПРФ Галина Романенко, вызвала представителей из ТИК. На что, члены комиссии пригрозили вывести кандидата с участка, как «препятствующей работе комиссии». Вообще достаточно много сообщений о загадочных людях, которых автобусами развозили по участкам и они смогли проголосовать несколько раз.

Глава Центризбирком Владимир Чуров прокомментировал информацию о многочисленных нарушениях, якобы имевших место во время подсчета голосов в различных российских регионах. «Это, конечно, истерика. Это даже не столько истерика, сколько попытка оказать незаконное моральное давление во время подсчета голосов», — сказал Чуров. По словам главы ЦИК, речь идет о моральном терроре. Чиновник пожаловался на то, что о написанном в Интернете узнают родственники членов избиркомов, которые «в ужасе начинают им звонить».

Кандидаты от «Единой России» с большим или меньшим перевесом победили во всех округах. К двум округам внимание наблюдателей было изначально повышенное. В округе №14 (университетский) шел спикер городского парламента Владимир Платонов и лидер столичных коммунистов Николай Губенко. На выборах 2005 года Губенко отстал от Платонова на нескоько тысяч голосов. Вчера, по официальным данным, Губенко набрал 32,03%, а единоросс Платонов 48.84%. Стоит отметить, что очень много нарушений пришлось именно на четырнадцатый округ. Другой интересный округ — №17 (запад Москвы: Митино, Куркино, Тушино и т.д.). В нем с довольно серым единороссом Валерием Скобиновым сражалась бывшая яблочница, а ныне эсерка Галина Хованская, которая известна своей антилужковской направленностью, особенно по жилищным вопросам. Поражение Хованской оказалось намного более заметным: 16,55% против 55,04%.

На выборах в Москве имеют право голосовать и практически все руководители страны, так как зарегистрированы в столице. Своим правом голоса воспользовался и президент Медведев, однако без супруги, которая в воскресенье присутствовала на освящении храма Петра и Павла в Сестрорецке Ленинградской области. При этом главное государственное информационное агентство ИТАР-ТАСС зачем-то сообщило о том, что Светлана Медведева «проголосовала по открепительному талону». Сделать этого она, безусловно, не могла: на московских выборах по открепительному удостоверению можно проголосовать только в Москве. Не могла Светлана Медведева и проголосовать досрочно: на региональных выборах, по крайней мере в Москве, такой процедуры законом не предусмотрено. На это посетовали официальные лица Мосгоризбиркома, пообещав обратиться в столичную Думу нового созыва с предложением изменить городской закон.

Вообще пока на сайте ГАС «Выборы» опубликованы только предварительные данные, подсчитаны еще не все бюллетени. Также нету данных о голосовании на отдельных участках, только цифры по районам. Без точных цифр сложно анализировать голосование и выделять те участки, на которых практически точно был вброс, больший или меньший. Остается надеяться, что точные данные о голосовании, вплоть до участков, которые без сомнения есть у Мосгоризбиркома, будут опубликованы в Интернете.

С другой стороны, выборы в Москве можно признать образцово-показательными по сравнению с выборами мэра дагестанского города Дербент. Официально председатель ЦИК так прокомментировал ситуацию в этом древнейшем городе: «серьезных инцидентов каких-то: убийств или взрывов, — не было. Зафиксирован один факт перестрелки, с легким ранением ноги». По сообщениям же СМИ, выборы в городе были фактически сорваны действующей администрации при полной поддержке руководства республики. На выборах мэра Дербента соревновались действующий мэр Феликс Казиахмедов, которого поддержала «Единой России» и руководство Дагестана, и экс-прокурор республики, глава Сулейман-Стальского района Имам Яралиев.

Утром в воскресенье из 36 избирательных участков 16 оказались закрыты (в течение дня на трех из них ситуация была исправлена). В двух случаях это объяснялось отсутствием кворума в избирательных комиссиях, на остальных 14 участках члены избиркомов просто не вышли на работу. На открытых участках, по данным «Коммерсанта», в течение дня образовывались, по утверждению наблюдателей от оппозиционных кандидатов, искусственные очереди. Помещения для голосования были заполнены сотрудниками ОМОНа, а желающих проголосовать внутрь не пускали. «Я видел, как к толпе выходил человек, забирал паспорт у "своего" избирателя и потом голосовал за него», – рассказал один из очевидцев происходившего, не пожелавший называть своего имени. Своими на участках считались лишь те, кто готов был отдать свой голос за Казиахмедова. На одном из участков для разгона толпы был применен слезоточивый газ. Член ЦИК Геннадий Райков заявил, что результаты выборов в Дербенте могут быть отменены. В Дагестан уже выехал полпред президента на Юге Владимир Устинов. Можно только надеяться на то, что передовые выборные технологии, примененные в Дербенте, не найдут применения в остальной России.