29 марта 2024, пятница, 12:57
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 октября 2009, 08:45

Битва за грузинские СМИ

В годовщину войны с Россией грузинский президент Михаил Саакашвили перешел в «наступление очарованием» в западных СМИ, заявляя о том, что Грузия укрепляет свои демократические институты. Президент употребил правильные слова: ключевым пунктом в его реформаторском проекте было обещание создать государственную телекомпанию, в которой бы работали как представители провластных взглядов, так и члены оппозиционных партий. Но пока что его действия противоречат этим словам. Различные гражданские организации в столице Грузии то и дело жалуются на одно и то же: нынешнее правительство жестко контролирует телевизионное вещание.

Международные активисты также открыто осуждают президента за манипулирование СМИ. В июне Комитет защиты журналистов провел в Грузии расследование и установил, что «государственные компании «Рустави-2», «Мзе» и «Имеди ТВ» фактически не критикуют правительство Саакашвили», а Бая Ромелашвили, аналитик аппарата Народного защитника Грузии, сообщила мне, что оппозиции сейчас еще труднее добраться до эфира, чем в черные времена Эдуарда Шеварднадзе

Что касается недавнего обещания Саакашвили воспрепятствовать «преследованию журналистов и нанесению им физических увечий», оно отсылало к издевательствам над многими тбилисскими журналистами, которых избивали и увольняли во время его президентства.

Каждое последующее правительство так или иначе притесняло телекомпании страны, а Саакашвили преследовал независимые компании не менее энергично, чем проводил свои экономические и институциональные реформы.

Когда Шеварднадзе наконец устранили от власти в ноябре 2003 г., наибольшим доверием пользовался частный канал «Рустави-2», потому что он открыто говорил о коррупции, которая пронизывала весь режим. В октябре 2001 г. агенты Шеварднадзе атаковали телекомпанию, но журналисты «Рустави» заперлись в здании и транслировали происходящее в прямом эфире, взывая к общественной поддержке и вынуждая правительство к отступлению.

Саакашвили, пришедший к власти в январе 2004 г., быстро ограничил деятельность независимых СМИ. Владелец «Рустави-2» Эроси Кицмаришвили поспешно продал канал бизнесмену со связями в министерстве обороны; позднее он утверждал, что эта сделка служила лишь прикрытием, а на самом деле канал захватили власти.

Постепенно направленность канала изменилась, а знамя протеста перешло к компании «Имеди («надежда») ТВ». Ее финансировал Бадри Патаркацишвили, магнат, близкий к Борису Березовскому. Канал «Имеди ТВ» первым стал расследовать убийство Сандро Гиргвлиани, в котором были замешаны лица из саакашвилиевского министерства внутренних дел.

25 сентября 2007 г. «Имеди ТВ» передал заявление бывшего министра внутренних дел Ираклия Окруашвили о том, что президент Саакашвили отдавал распоряжения убивать своих оппонентов, в том числе владельца «Имеди ТВ», магната Бадри Патаркацишвили. Окруашвили арестовали и вынудили опровергнуть эти утверждения в ходе допросов, но уже после того, как на улицах начались антиправительственные демонстрации.

Демонстрации продолжались, и 7 ноября Саакашвили объявил чрезвычайное положение. В тот же вечер в офис «Имеди ТВ» вторглась вооруженная полиция: обыскивали оборудование, арестовывали, угрожая оружием, журналистов; говорят, что эти действия они сопровождали словами: «Вы, собаки Бадри, делаете работу за русских!».

Всё время, пока полиция бушевала в здании, в прямом эфире выступал ведущий канала Георгий Таргамадзе, а операторы снимали происходящее на камеры.

Под конец Таргамадзе обратился напрямую к международной общественности: «Вместе с нами в здании находится глава «Имеди» Луис Робертсон, которого схватила полиция. На третьем этаже идет обыск, на первом этаже все сотрудники лежат лицом вниз. Я не знаю, что происходит снаружи, не знаю, что делается в аппаратной; кто-нибудь меня слышит? Мы сейчас в очень трудном положении, нас не предупредили, что в помещение ворвется полиция. Закрывая канал, правительство нарушает конституцию. Это означает, что режим – диктаторский. Я обращаюсь ко всем организациям и посольствам с просьбой заступиться за граждан. Вот они, входят в студию. Я хочу вас поблагодарить. Я слышу крики из аппаратной; надеюсь, наши сотрудники не пострадают. Вот они, наши “гости”».

И «Имеди» пропал из эфира. И так и не появился до внеочередных президентских выборов, состоявшихся в следующем году, когда Саакашвили, в отсутствии независимого общенационального телевидения, которое бы давало эфир кандидатам от оппозиции, снова одержал победу. В столице, где еще сохранились местные независимые телеканалы, оппозиция пользовалась большим успехом. Но президент удержал власть за счет голосов со всей страны.

В то время «Имеди ТВ» управлялся холдингом Руперта Мердока News Corporation. Мердок пришел в ярость. Он рассказал Associated Press, что, согласно его инструкции, «Имеди» строго соблюдал нейтралитет: «Мы специально отслеживали каждый выпуск новостей, чтобы убедиться в его объективности, честности и непредвзятости… но, очевидно, власти не обратили на это внимания. Мы приглашали их в эфир, чтобы они выражали свою позицию. Вместо этого явились две сотни головорезов, крушили офис и нападали на людей».

Правительство потребовало, чтобы News Corporation подтвердила свои права на владение каналом, и Бадри Патаркацишвили бежал в Великобританию, где в феврале прошлого года умер в своем доме в графстве Суррей. Дальний родственник Бадри, Иосиф Какиашвили (он же Джозеф Кей) заявил, что владение «Имеди ТВ» перешло к нему. Жена Бадри успешно опровергла его притязания в Нью-Йоркском суде, но Какиашвили (близкий друг Андрея Лугового из ФСБ/КГБ, которого подозревают в политических убийствах) одержал победу в ходе параллельно проходившего судебного разбирательства в Тбилиси.

Какиашвили быстро уволил выпускающего редактора радио «Имеди» Нонну Кандиашвили под тем предлогом, что она слишком «негативно» относится к правительству, а затем продал медиахолдинг «Имеди» арабской компании-застройщику Rakeen. В переводе с арабского “rakeen” означает «надежная поддержка», а главой отдела общественно-политического вещания «Имеди» назначили пресс-секретаря из грузинского министерства обороны.

Георгий Таргамадзе, телеведущий, остававшийся на своем посту, когда в здание ворвалась полиция, после того случая организовал политическую партию «Христианско-демократическое движение», которая сейчас представлена в парламенте в рядах оппозиции Саакашвили. Члены партии опубликовали состоящий из семи пунктов план по установлению диалога между правительством и оппозицией. Четыре из этих семи положений имеют отношение к СМИ; в частности, это требование вернуть «Имеди» его «законным владельцам», а также рекомендации по повышению плюрализма и непредвзятости в общегосударственных СМИ.

Георгий Ахвледиани, один из бывших соведущих Таргамадзе, ныне возглавляющий парламентскую фракцию партии, пояснил: «Проблема грузинского телерадиовещания состоит в том, что у нас сейчас есть плюрализм взглядов, но он либо очень проправительственный, либо очень антиправительственный; а в середине ничего нет». Оппозицию тоже обвиняют в запугивании журналистов: протестующие устраивали «стену позора» с фотографиями журналистов из государственной телекомпании, которые не захотели оттуда уволиться.

Христианские демократы воспользовались своим положением в парламенте и поддержали зарождающийся прооппозиционный канал «Маэстро ТВ», но, по мнению Ахвледиани, здесь важнее работа государственной вещательной компании, которая, как он утверждает, могла бы задать грузинским СМИ планку профессионализма и объективности. Государственная вещательная компания уже получала смешанное руководство, в состав которого вошли члены противоборствующих партий, но это не привело к приемлемому уровню непредвзятости. Ахвледиани утверждает, что политическая объективность – это не вопрос консенсуса между различными партиями, а дело нового руководства, состоящего не из политиков, а из журналистов.

Такую систему ввели на канале «Маэстро ТВ», который недавно получил лицензию на спутниковое вещание. В компании недавно назначили совет доверенных лиц, состоящий из опытных журналистов; компания также отказалась от финансирования со стороны политических групп. Канал работает под сильнейшим давлением: в здание бросают гранаты; в офис ежедневно поступают звонки с угрозами. Но основатель канала Мамука Глонти убежден, что «Маэстро» жизненно важен для Грузии. По его словам, канал предназначен для того, чтобы «противостоять потоку дезинформации, льющемуся из государственных каналов. 25% населения Тбилиси верят «Рустави-2» и «Имеди ТВ», утверждающим, что мы выиграли войну».

Сотрудники «Маэстро» - это в основном студенты и добровольцы; Глонти заявил, что канал будет «обращаться за помощью к населению, а также к местным бизнесменам и грузинским бизнесменам за рубежом» и таким образом собирать средства на спутниковую трансляцию. Это может потребовать порядка 18 000 долларов в месяц. При таком враждебном правительстве и слабо развитом рекламном рынке «Маэстро» будет нелегко выжить в качестве общенациональной вещательной компании. В настоящее время канал все еще работает только как кабельный, и его потенциальная аудитория ограничена.

Однако организаторы уверены, что «Маэстро» не пойдет по пути «Рустави-2» и «Имеди ТВ», а останется независимым. Степень свободы, предоставленной журналистам «Маэстро», и их безопасность послужат главным критерием достоверности обещаний укрепить демократию, которые дает Саакашвили, пытаясь обеспечить своему правительству дальнейшую поддержку со стороны Запада.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.