В СИЗО «Матросская тишина» умер управляющий партнер
аудиторской компании Firestone Dunken 37-летний Сергей Магнитский, защищавший
интересы британского инвестиционного фонда Hermitage Capital Management и
единственный имевшийся у следствия обвиняемый по делу о неуплате налогов этим
фондом.
Hermitage Capital Management до недавнего времени являлся одним из крупнейших зарубежных инвестфондов на российском рынке. Магнитский был арестован в ноябре 2008 года. Его обвинили в участии в схеме уклонения фонда от уплаты налогов и взяли под стражу с формулировкой, что он, «имея заграничный паспорт и открытую визу в Великобританию, может скрыться».
Аналогичное обвинение, но заочно, было предъявлено проживающему в Лондоне главе этого фонда Уильяму Браудеру, который не был в России с 2005 года. 9 октября Следственный комитет (СК) при МВД России объявил Браудера в международный розыск. По данным ведомства, «Магнитский создал незаконную схему уклонения от уплаты налогов, используя ООО «Дальняя степь» и «Сатурн инвестментс», зарегистрированные в Республике Калмыкия и находившиеся под управлением фонда Hermitage Capital. В этих компаниях якобы работали инвалиды, что позволяло получить 50-процентную льготу по уплате налогов. В результате таких действий в бюджет Российской Федерации не поступило более 500 миллионов рублей. Исполнитель данной преступной схемы – Уильям Браудер – объявлен в международный розыск».
Ранее российские правоохранительные органы обвиняли Hermitage Capital в неуплате 4 млрд рублей налогов. Летом 2007 года следствие провело первые обыски в Hermitage Capital и связанных с ним структурах, а Браудер был объявлен в федеральный розыск.
В СК сообщили, что Магнитский скончался 16 ноября около десяти вечера от «острой сосудисто-сердечной недостаточности» в больнице «Матросской Тишины», куда он был переведен в понедельник из «Бутырки», при этом ранее он на здоровье не жаловался.
Однако представители фонда утверждают, что в СИЗО его подзащитному практически не давали возможности лечиться. В доказательство они приводят письма Сергея Магнитского, в которых он рассказывал, что был лишен медицинской помощи и с ним жестоко обращались. В Следственном комитете при МВД говорят, что законодательство «не возлагает на следователя обязанность контролировать состояние здоровья содержащихся под стражей подозреваемых».
Hermitage Capital связывает преследование Магнитского с разоблачениями фонда, направленными против российских милиционеров и налоговиков. «Сергей Магнитский дал обличающие показания о вовлечении ряда сотрудников правоохранительных органов в осуществление мошенничества, связанного с хищением компаний фонда, приведшего в последующем к хищению бюджетных средств в размере 5,4 млрд рублей. Вскоре после этого он был арестован», – говорится в пресс-релизе Hermitage.
Здесь речь идет о следующем. Фонд Hermitage Capital Management выступал с заявлением, что при помощи налоговиков и московской милиции из российского бюджета были похищены 5,4 млрд рублей.
Были три компании «Парфенион», «Рилэнд» и «Махаон» (принадлежали банку HSBC, управлялись Hermitage), которые в 2006 году заплатили более 5,4 млрд рублей налогов. Как утверждает фонд, в сентябре 2007 года эти компании были незаконно перерегистрированы на других владельцев – некое казанское предприятие «Плутон», гендиректором которого был некий Виктор Маркелов. В Hermitage утверждают, что необходимые документы и печати мошенники получили от сотрудников московского ГУВД.
Затем, с октября по ноябрь 2007 года, эти компании проиграли несколько однотипных дел и должны были выплатить истцам 30,7 млрд рублей упущенной выгоды. По версии фонда, эти дела были сфабрикованы, чтобы создать видимость убытков. Далее, в связи с убытками, все три предприятия подали заявления о возврате переплаченного в 2006 году налога на прибыль. В декабре 2007 года они получили возмещение уплаченных налогов, после чего были ликвидированы.
В мае Виктор Маркелов получил от Тверского суда пять лет колонии за хищение у государства 5,4 млрд рублей. Следствие признало, что Маркелов действовал не в одиночку, а «в группе неустановленных лиц». Руководители и сотрудники инспекций, которые принимали решение о возврате налогов, были признаны лицами, «введенными в заблуждение». Однако Hermitage Capital в своем расследовании утверждает, что Маркелов не смог бы совершить преступление без помощи сотрудников ГУВД по Москве и налоговиков.
В прошлом месяце результаты своего расследования фонд направил в Минфин России, в Федеральную налоговую службу, в Генпрокуратуру, а также председателям Следственного комитета при прокуратуре, Счетной палаты и Центробанка.