2 апреля 2020, четверг, 11:21
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Общество и экономика с точки зрения сферы потребления

Мы публикуем резюме открытого семинара «Полит.ру» и Свободной кафедры общественных наук на тему «Социальный эффект современной торговли и российское общество с точки сферы потребления». В этом проекте мы ставим цель увидеть структуру российского общества с точки зрения разных исследовательских подходов, отражающих разные стороны социальной реальности, в этот раз – с точки зрения сферы потребления. Основной докладчик этого семинара – один из ключевых специалистов в стране по экономической социологии и социологии торговли, профессор кафедры экономической социологии Государственного университета — Высшей школы экономики Вадим Радаев. Участники семинара – Дмитрий Ицкович, Борис Долгин, Руслан Хестанов, Павел Бурмистров, Виталий Лейбин.

 Волновая функция торговли: до дефолта

История российской торговли складывалась следующим образом – в определённый момент появилось то, что сейчас называется современный торговый формат. С этого началась собственно новая торговля. Этот современный формат имел массу специфических особенностей, но ключевые – это магазинная форма торговли и форма самообслуживания. Главная специфика его развития заключается в том, что рынок нового формата осваивался волнообразно. Эти волны шли сверху вниз, то есть от самого дорогого сегмента рынка к более дешевым. При этом наряду с первой волной должна начинаться и вторая, и идёт она также сверху вниз, но имеет несколько другие профили.

Первая волна началась в конце 80-ых – на рубеже 90-х годов. Это были элитные, западные и, как их называли тогда, валютные супермаркеты. Как пример – Irish House на Новом Арбате в Москве, в который тогда ходили как в музей. Дальше появилась целая цепь. Из иностранных супермаркетов выжил только «Калинка Стокманн», а все остальные ушли. В том числе «Джулиус Майнл» – мощная австрийская торговая сеть, которая, тем не менее, не выжила. Это была инновация в торговле, это было страшно красиво и дорого. По ценам товары, продававшиеся там, были для подавляющего большинства потребителей абсолютно недоступны, а по ассортименту – не обязательны. Это было то, что сегодня называется «премиальный сегмент». Так до сегодняшнего момента и непонятно, по какой причине эти представители первой волны не выжили на нашем рынке, заняв на нем определённые ниши. Но что пришло им на смену, – вполне понятно.

Начиная с 1992-94 годов пошла вторая волна – стали появляться сети супермаркетов, которые как раз дожили до наших дней как одна из базовых форм торговли. В продовольственном секторе и секторе бытовой техники и электроники все основные сети, которые мы сейчас знаем, возникают именно в этом небольшом временном отрезке. Известно, чем прежние сети отличались от современных – они были ориентированными на высший класс. Это не то, что мы сейчас называем массовым производством, а уже следующая ступень сверху вниз.

В то же самое время, параллельно развивались и рынки. Их целевой аудиторией были не только низшие с точки зрения покупательной способности слои населения, но и средние. Многие вполне небедные люди закупались на рынках, хотя супермаркеты уже и существовали.

В конце 90-ых супермаркеты начали развиваться – конечно, не так быстро, но всё же достаточно динамично. Соответственно они претендовали на расширение рыночной ниши. Вопрос – куда им было расширяться? Они расширялись и ориентировались уже не только на высший, но и на средний слой населения, т.е. становились более демократичными. Осваивая новую свободную нишу, им пришлось расширять и варьировать ассортимент, а также снижать цены.

После дефолта

Эта тенденция продолжала развиваться, но тут наступил 1998-й год – дефолт, финансовый кризис, падение доходов населения, сокращение потребительского спроса. Этот кризис, с одной стороны, усилил уже существовавшую тенденцию – сильно помог демократизации супермаркетов. А с другой, породил новую тенденцию – форму, которая выжила, живёт и благополучно развивается по сей день – возникли дискаунтеры или универсамы эконом класса. Это была третья нисходящая волна. Сегмент дискаунтеров уже начал конкурировать с розничными рынками. В России цена товара имеет большое значение, но отличительной чертой российского потребителя является то, что он всё ещё не может на 100% отказаться от сервиса в пользу цены.

В 2001 году появлением в России сети «Метро» ознаменовалось начало четвертой волны освоения рынка. «Метро» – это cash & carry, но смысл в том, что это крупный экономичный формат. Его отличительные черты – это огромный ассортимент, приличное качество и низкие цены. Вслед за магазинами третьей волны – дискаунтерами, которые начали конкурировать с розничными рынками, это уже была прямая конкуренция с ними. Например, «Ашан» напрямую ориентировался на цену розничных рынков и переманивал к себе их клиентуру.

Последней точкой в этом волнообразном движении сверху вниз по сегментам рынка в России стала искусственно созданная волна. Речь о создании социальных магазинов – магазинов для малообеспеченных. Они стали появляться в начале 2000-х годов и создавались в двух формах. Первая – это отдельный магазин для малообеспеченных, который спонсируют власти с помощью снижения ставок аренды, за счёт платежей и другими средствами. Вторая форма – это программы в супермаркетах, как например, снижения цен в определённое время. Таких социальных магазинов появились сотни. За пять лет их появилось около 300. Но на самом деле это мало – учитывая размеры Москвы и возможность целевой аудитории этих магазинов добираться до них.

Вторая первая волна

Нисходящие волны, прокатившиеся по российскому рынку с начала 90-х, не были каким-то уникальным историческим явлением. Они имеют свойство повторяться, что и случилось в первой половине 2000-х годов. В это время, когда уже началось развитие крупного экономического формата и социальных магазинов, опять стали возникать премиальные магазины, т.е. возобновилось освоение верхнего сегмента рынка. Началось опять освоение сверху, но на этот раз волна была более специфическая, более «нишевая».

В это же время появляются этнические магазины: тайские, японские, индийские и другие. Их появилось немного – пять, десять или пятнадцать, но, тем не менее, они есть и продолжают возникать. Как и премиальный сегмент, это тоже весьма узкая ниша, хоть цены здесь и не такие высокие. Их клиенты – это в основном иностранцы, россияне, кто жил за границей, люди с нестандартными потребительскими запросами. Их круг и вне ограничений ценового сегмента достаточно узок.

Далее в 2008 году наступил кризис, и относительно равномерное волновое движение в освоении рынка нарушилось, поскольку, естественно, произошли искажения, начались упрощение и экономизация.

Кроме того, в 2000-е годы появляется такой новый торговый формат, как торговые центры. Торговый центр – это комбинация торговых объектов, работающих на разных рынках, комбинация разных форматов, а также комбинация крупных магазинов, которые работают в определённой категории. Всё это, конечно, заимствовано с Запада. Самые крупные торговые центры – это «Мега». И что бы после нее ни строилось, эти центры по-прежнему остаются некоей канонической формой. Например, здесь торговля товарами мощно дополняется торговлей услугами. Одна из основных форм – это кинотеатры. Кино и торговля – это вообще родственные формы. Кино, конечно, вышло не из торговли, у них разные источники, но общее в том, что эти формы предлагают свой мир иллюзий и именно за счёт этого они так хорошо сочетаются друг с другом.

Где потребителей застал кризис

Сейчас в стране современные торговые форматы занимают всего 27% от общего объема рынка продовольственных товаров, не больше. Доля рынков упала сильно – они теряли примерно по 1% в год. И перед кризисом их доля сжалась уже до 13%. Правда, из-за кризиса в 2009 году рынки отыграли 1%. Тем не менее, в долгосрочной перспективе они обречены. Им на смену придут торговые центры. Доля киосков сейчас составляет около 10%. А все остальное, т.е. половина рынка – это простые магазины. Центры ещё физически не дошли до массы людей, страна большая, логистические проблемы решаются плохо. Поэтому центры не получат 90% рынка никогда, хотя на данном этапе их развития в России у них ещё есть большие возможности для наращивания доли на рынке. Кроме того, закон о торговле может помешать их распространению.

Кризис, начавшийся в России в 2008 году, как и любой кризис, деформирует сложившуюся динамику развития рынка. С другой стороны, он демонстрирует, что социальный организм обладает некой «упругостью». На него постоянно оказываются воздействия кризисного типа, и в выявлении того, как он устроен, большую роль играет и реакция этого организма на такие воздействия. Что показал кризис, кроме очевидного? Если явления подаются как глобальные, то они в той или иной степени одинаково воздействуют на все группы населения. Как только где-то начинают говорить, что наступил кризис, люди начинают это осознавать, даже если происходящее не влияет на их финансовую ситуацию, т.е. их доход, работа и прочее не менялись. Пиком стал март 2009 года, когда правительство говорило населению, что мы находимся в самой низшей точке кризиса, и вот-вот экономика пойдёт в гору, хотя, объективно говоря, все показатели продолжали ухудшаться. И в этот момент все начали экономить. Но при этом, не меняя своего образа жизни. То есть потребитель берет что-то попроще и подешевле, не отказываясь от этого продукта в принципе. Хотя в сфере бытовой техники и электроники ситуация складывалась хуже, поскольку многие люди стали отказываться от приобретения товаров длительного пользования или их обновления.

География российской торговли

В географическом разрезе развитие торговли в современной России имеет два тренда – основной и вспомогательный. Основной тренд состоит в том, что всё основное возникает в Москве и Санкт-Петербурге. А затем, начиная с 2000-ых годов, все оттуда начинает распространяться по стране. Этот тренд состоит из двух векторов движения. Первый – это движение на восток страны. Второй – это движение из столиц в города-миллионники Поволжья и Урала, затем Западной Сибири и так далее, и одновременно в мелкие города, которые находятся недалеко от центров (например, Калуга или Ярославль). Причем движение на восток пока не достигло своего предела – до Иркутска и тем более до Магадана оно пока не очень дошло.

Вспомогательный тренд – это, наоборот, движение из регионов в столицы. Например, крупнейшая в России сеть универсамов эконом класса «Магнит» (первый магазин был открыт в Краснодаре) и крупнейшая российская торговая сеть по продаже бытовой электроники «Эльдорадо» (первый магазин – в Самаре). Эти магазины начинали с маленьких площадей и по мере развития начали увеличиваться и становиться гипермаркетами. Их владельцы ездили за границу и наблюдали иностранный опыт, а затем всё привозили в Россию. В 2000-е, заработав достаточно денег, они стали всё больше и больше приглашать иностранцев. В логистику, в качестве коммерческих директоров, для развития сетей – брали тех людей, которые имели определённый опыт и знали подводные камни.

На вопрос о том, сколько в городах-полумиллионниках может поместиться гипермаркетов с кинотеатрами, нет однозначного ответа, то есть какой-то четкой модели. Потому что это зависит от расположения конкретного города. У нас есть много городов, которые, например, вытянуты вдоль реки. Тот же Волгоград. В таком городе при равном населении можно разместить больше таких торговых центров, чем в городе, чьи основные жилые районы относительно равноудалены от центра. На этот счет, прежде чем строить, проводятся специальные исследования.

На микроуровне один из главных географических трендов – приход мега-моллов в типичные «советские» кварталы. Это оказывает огромное влияние на потребителей и их поведение. Они фактически резко меняют потребительскую ориентацию, несмотря на привычки. Люди очень быстро привыкают к новому. Больше страдают от изменений пожилые люди. Если закрылась дешёвая булочная, то до супермаркета им дойти сложно. Но если вместо булочной рядом открылась «Копейка» или «Пятёрочка», то претензий у них нет.

Торговля как коммуникация

Торговля – это тип коммуникации, обмен сигналами. И понятно, почему торговля в нашей стране так развивалась. В советское время продавец находился в очень сильной хозяйственной и очень низкой культурной позиции по отношению к покупателю и был человеком, с которым тяжело иметь дело. Поэтому стремление убрать его как посредника – это было естественное направление развития.

На следующем этапе, когда начали появляться люди, которые знали, как продавать, то премиальный сегмент стал чётко связан с продавцом. Чем сложнее покупки, тем выше должны быть экспертные качества продавца. На этой позиции человек действительно очень хорошо зарабатывает. Например, булочные, такие как «Волконский», которые сейчас переживают бум, – их стало очень много.

Сейчас наличие консультантов в зале является достаточно дорогой услугой, дополнительным сервисом, который зачастую необходим и достаточно высоко ценится. Как сказал владелец одной крупной сети, работник в зале должен уметь хорошо делать только две вещи: расставлять товар и улыбаться. Кроме того, что это сервис, ты также получаешь консультацию. Когда разнообразие товаров становится столь велико, покупателю начинает хотеться какого-то общения. Начала возникать потребительская культура. Человеческая коммуникация, пусть даже и минимальная, нужна. Эти люди – консультанты в зале – тебе помогают, отвечают на твои вопросы. Речь даже не об «Азбуке вкуса», а о таких магазинах, как «Перекрёсток». Это стало революционным элементом в отношениях людей.

Недавно проведенное глобальное исследование на тему, в какой стране в торговле улыбаются чаще, выяснило, что Россия оказалась на 8-м месте в мире. Это неожиданно, поскольку у нас в культуре нет так называемой «дежурной улыбки» в бытовом общении – и, следовательно, откуда она может появиться в сервисе?! Более того, мы не очень требовательны в этом вопросе. Когда мы входим в магазин и видим продавца, которой широко улыбается, у нас, наоборот, возникает подозрение. У нас улыбку воспринимают серьёзно. Если вы улыбнулись – это значит: что-то уже не так. Но когда к тебе подходят вежливо, внимательно и не очень назойливо, то это позитивно.

Новации потребительского рынка: чего стоит ждать

Сейчас развивается тенденция следующего характера: разработка и внедрение в торговые сети программного обеспечения, позволяющего создавать базы данных о самых разных параметрах и динамике потребления по этим сетям на основании информации о клиентах и их покупках. На товарах существуют штрих-коды, они считываются и попадают в кассовый аппарат, и, следовательно, попадают в единую базу. Одновременно покупателю выдают (бесплатно, например) карту с индивидуальным номером, которая одновременно побуждает ходить именно в этот магазин. И с покупателя считывается вся информация, причём детально – его пол, возраст, социальное положение, место жительства, товары, которые он приобретает, частота совершения покупок, сумма, которую он регулярно тратит, потребительские предпочтения и их изменения. Такая система дает возможность накопить колоссальное количество индивидуализированной информации.

Если готовится открытие магазина в том или ином месте, то здесь место в физическом значении играет очень важную роль. Проводится множество различных исследований, вплоть до того, какие люди живут в данном районе, какие магазины находятся поблизости и многое другое.

На Западе продавцы давно очень подробно изучили своего потребителя и постоянно держат под прицелом текущие и потенциальные изменения в его предпочтениях. В России продавцы начинают перенимать этот опыт. Тем же самым занимаются российские покупатели – перенимают потребительские моды с Запада. Там сейчас существует множество различных движений в сфере потребления, как, например, этического потребления. Это борьба за определённый тип потребления. Борьба за чистые продуты, где не используются ГМО (генетически измененные организмы) и ряд других. В нашей стране это пока почти не развито, но всё еще впереди.

Чего ждать не стоит

Впрочем, некоторые давно устоявшиеся и привычные на Западе параметры потребительского рынка имеют слабые шансы в скором времени распространиться на Россию. На Западе, например, в Испании существуют сети крупных супермаркетов, в которых работает взаимозаменяемый персонал. Т.е. сейчас человек может подметать торговый зал, а через десять минут уже сидеть за кассой, общаться с посетителями, решать какие-то другие вопросы. Цель этой концепции – создание более домашней обстановки в магазине. У нас в стране этот опыт пока не используется. В сетевой торговле в России существует жёсткая дифференциация на группы, которые между собой никак не пересекаются. Для описанной в примере концепции требуется другая мотивационная система, которая для нас пока ещё в новинку. К тому же, у нас в магазинах работники, которые подметают полы, как правило, очень плохо знают русский язык. Поэтому они не смогут заменить кассира, так как на этой должности нужно общаться с клиентами, понимать их, понимать цифры.

Другой пример – формат круглосуточного маленького магазина, распространенный на Западе, в нашей стране не распространён, поскольку у нас эту функцию выполняют универсамы эконом класса. Это комбинированный формат, нечто среднее между супермаркетами и магазинами у дома. Часть дискаунтеров должна позиционироваться как магазин у дома. Но кризис сейчас эту тенденцию, как минимум, приостановил. Магазины у дома со временем тоже станут сетевыми.

В Америке или, например, в Японии эти сети равномерно существуют во всех городах вне зависимости он количества проживающего там населения. У нас в стране так тоже будет, но со временем – существуют географические препятствия. Огромная территория – это очень серьезная проблема. Продукты (по крайней мере, их основная часть) доставляются автотранспортом, и это вряд ли изменится в ближайшее время. Но это, в общем, объективное ограничение. В целом же, за 15 лет российская торговля прошла путь, который в других странах проходили за 50 лет. Поэтому есть основания полагать, что все или почти все, что есть там, у нас появится, только позже.

См. также:

Резюме обсуждений “Открытого семинара “Полит.ру”


Обсудите в соцсетях

Главные новости

10:55 Росстат предложил перенести всероссийскую перепись населения на 2021 год
10:52 За сутки в России обнаружили 771 новый случай коронавируса. Всего заболели 3,5 тыс. человек
10:37 Жителей Волгоградской области обязали заполнять уведомления для выхода из дома
10:30 В Подмосковье обнаружено гнездовье черного аиста
10:00 «Коммерсантъ»: следующая неделя тоже будет нерабочей
09:56 От коронавируса умер американский музыкант Адам Шлезингер
09:05 В мире коронавирусом заразились около 940 тысяч человек, более 47 тысяч умерли
07:58 Полиция привлекла к ответственности 1250 человек за нарушение карантина
07:29 Более 120 колоний ФСИН начнут шить медицинские маски
06:53 В Москве от коронавируса умерли три человека
06:30 В США глава владеющей известными марками одежды компании PVH заразился коронавирусом
05:56 Хабиб Нурмагомедов сообщил об отмене боя против Тони Фергюсона на турнире UFC
01.04 21:45 Премьер Мишустин уволил замглавы здравоохранения Костенникова
01.04 21:04 Врач подмосковной больницы три дня не говорил о коронавирусе у госпитализированного пациента
01.04 20:32 В 10 регионах России не зарегистрировано ни одного случая коронавируса
01.04 19:45 Путин подписал закон о праве правительства вводить режим чрезвычайной ситуации
01.04 19:24 Мосгордума ввела штрафы до 5 тыс. рублей за нарушение режима самоизоляции
01.04 18:55 Роспотребнадзор считает необходимым продлить нерабочую неделю
01.04 18:33 Уимблдонский турнир отменен впервые с 1945 года
01.04 17:56 Родители попросили отпустить фигурантов дела «Сети» из СИЗО из-за коронавируса
01.04 17:24 В России запретят жениться и разводиться до 1 июля
01.04 16:55 В Сочи из Кавказского заповедника выгоняют туристов. Они хотели переждать карантин в палатках
01.04 16:46 Чечня с 5 апреля полностью закрывает границы из-за коронавируса
01.04 16:27 В Коми 53 человека заразились коронавирусом в больнице
01.04 15:59 Минздрав напомнил, что COVID-19 передается половым путем
01.04 15:56 Опека нашла семью девочке, которая с детства жила в клинике
01.04 15:31 Табачные фабрики Санкт-Петербурга и Ленинградской области остановили работу
01.04 14:38 Вернувшиеся из-за рубежа россияне будут обязаны вести дневник о своем здоровье на госуслугах
01.04 14:30 Италия продлила карантин минимум до 13 апреля
01.04 14:11 «Ъ»: Белоруссия попросила у России помощи для борьбы с коронавирусом
01.04 13:58 Фонд «Нужна помощь» запустил кампанию по поддержке благотворительных организаций во время кризиса. Акцию поддержали Иван Ургант, Александр Петров и Андрей Звягинцев
01.04 13:43 Госдума временно разрешила продавать рецептурные лекарства онлайн
01.04 13:40 Владимир Путин впервые проведет дистанционное совещание с правительством
01.04 12:59 В Крыму введут карантин и установят блокпост на Крымском мосту
01.04 12:58 В Чечне зафиксировали первую смерть от коронавируса
01.04 12:35 В Москве на дому лечатся около 550 пациентов с коронавирусом
01.04 12:33 В Шереметьево закрылся третий терминал из шести
01.04 12:00 Геофизики подтвердили теорию происхождения хоровых излучений в магнитосфере Земли
01.04 11:51 Роспотребнадзор обязал жителей страны соблюдать дистанцию в общественных местах не меньше метра
01.04 11:48 В Китае зарегистрированы более 1,5 тыс человек с бессимптомным коронавирусом
01.04 11:27 В России за сутки еще 440 человек заболели коронавирусом. Семь умерли
01.04 10:58 Москвичей с коронавирусом обеспечат смартфонами с приложением для контроля перемещений
01.04 10:43 «Коммерсантъ»: правительство ввело квоты на вывоз россиян из-за рубежа
01.04 10:35 Новый тест определяет пятьдесят видов рака по образцу крови
01.04 09:57 Российский суд впервые в истории рассмотрел дело по WhatsApp
01.04 09:44 Власти Татарстана ввели спецпропуска для выхода из дома. Их получают по СМС
01.04 09:01 В мире коронавирусом заразились около 860 тысяч человек, более 42 тысяч умерли
01.04 08:10 Актер из «Звездных войн» Эндрю Джек умер от коронавируса
01.04 07:33 В России с 1 апреля проиндексируют социальные пенсии на 6,1%
01.04 06:56 Старейшим мужчиной на Земле стал 112-летний британец
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.