29 марта 2024, пятница, 09:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 июля 2010, 15:05

Башкирский излом

В отставку уходит глава Башкирии Муртаза Рахимов — один из последних регионалов-тяжеловесов. Отставка его стала следствием многолетней борьбы различных федеральных и региональных групп. По сообщениям СМИ губернатор до последнего пытался добиться приема у Владимира Путина и урегулировать противоречия. Помимо прочего, отставка Рахимова свидетельствует о крайней слабости формальных институтов и продолжающемуся замещению их неформальными процедурами.  

Вчера стало известно, что Кремль решился отправить в отставку многолетнего уже президента Чувашии Федорова. Вчера же в СМИ попала информация, что еще больший долгожитель — президент Башкирии Муртаза Рахимов в ближайшее время покинет свой пост. С целью проведения финальных переговоров с Кремлем он прилетал в Москву и долго совещался с главой президентской администрации Сергеем Нарышкиным. Разговор, очевидно, был непростым. По итогам встречи, пресс-служба башкирского президента сообщила: «Учитывая стабильный характер политической ситуации и неоднократно заявленную М.Г.Рахимовым позицию о намерении не оставаться на посту главы региона на новый срок, в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями, начат процесс консультаций по возможным кандидатурам следующего Президента Республики Башкортостан».

Отставка Муртазы Рахимова — самая ожидаемая отставка губернатора, за исключением, пожалуй отставки Юрия Лужкова. Губернаторов тяжеловесов уже снимали, но ни с кем не было стольких громких скандалов, публичных прений региона с центром, взаимных обвинений и периодического оживления медиа «ну кажется, уже все». Очевидно, что теперь уже все.

Долгая борьба против Муртазы Рахимова разлиных федеральных структур до последнего времени была безуспешной. В 2003 году Рахимов всерьез рисковал проиграть губернаторские выборы — против него тогда выступили сразу банкир Сергей Веремеенко и нефтяник Ралиф Сафин. Причем, в первом туре все три кандидата шли «ноздря в ноздрю». Но Рахимову удалось договориться в Кремле, и во втором туре у него не осталось соперников.

Моногое изменилось после потери контроля над «Башнефтью» и перехода ее в руки АФК «Система». Факьтчески была утрачена основа финансовой независимости «башкирского режима». Особенно ярко противоречия в руководстве республики проявились после заведения уголовных дел на главу рахимовской администрации Радия Хабирова. Ссора с Хабировым, который перешел на работу в федеральную администрацию, точно не прибавила Рахимову популярности в центре. Периодические контратаки башкирских властей (вроде прошлогодней критики башкирским президентом «Единой России» или недавнего требования пересмотреть налоговые отношения с Федеральным центром) вызывали довольно резкую реакцию в Админитрации президента.  Недавно в эфире федеральных каналов началась кампания против башкирского президента. Сначала в эфире программы «Максимум», а затем в эфире «Первого канала» были показаны материалы с «разоблачениями» башкирских властей. Заказ, скорее всего, исходил от чиновников очень высокого ранга.

В трактовках грядущей отставки Рахимова присутствует некоторая разноголосица. По информации источников «Газеты.ру», Рахимов рассчитывал на встречу с Путиным, надеясь получить его поддержку, но Путин принимать Рахимова «с ходу» отказался. «РБК-Дэйли» рассказали, что в ожидании встречи с премьером Муртаза Рахимов провел несколько часов в приемной Путина. На «Ведомости» напротив располагают информацией, что  Рахимов с Нарышкиным договорились о реализации в республике варианта «преемник» и даже о том, что об отставке будет объявлено тогда, когда сам Рахимов будет готов объявить. Такие расхождения в трактовках происходят не только от разных интересов источников изданий или их различной вовлеченности в процесс и, как следствие, осведомленности.

Здесь здесь история на стыке мифологии принятия властных решений, законов и реальных практик их принятия. То есть мы имеем дело с самой тканью разрешения властных конфликтов. По закону: проводятся консультации с регионом, победившая на местных выборах партия (то есть федеральная «Единая Россия») вносит президенту список из трех или более кандидатур, из которого он выбирает одну. Де-факто ситуация иная: Кремль, исходя из своей не всегда понятной логики, принимает решение о снятии губернатора, разрабатывает в процессе  сложных интриг и согласований список из возможных претендентов(их-то и «вносит» «Единая Россия, сегодня вот внесла чувашских претендентов), из которых уже проводится финальный отбор. В случае с Рахимовым и некоторыми другими губернаторами и этот процесс несамодостаточен.

Например, «Труд» сообщил, что в Башкирирю отправится московские «отряды специального назначения» (вероятно, все-таки речь идет об ОМОНе). У самого Рахимова вполне имеются методы воздействия на центр — розыгрыш национальной карты, да и материальные ресурсы он вполне может привлечь.

Мифов о распределении ролей во властном тандеме предостаточно, но понятно, что функции арбитража иногда может выполнять и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев. Иногда работает принцип двух ключей — губернатор Приморья Дарькин после заведения ряда уголовных дел против чиновников региональной администрации летал договариваться с обоими лидерами и пост сохранил. Или Владимир Жириновский прилюдно пожаловался сначала президенту, а потом и премьеру на мэра Москвы. Премьерское не совсем одобрение, но признание некоторых проблем он получил, но пока еще никаких кадровых решений по Лужкову не имеется.

Далее — позиция регионалов (элит, самого уходящего губернатора) иногда принимается в расчет, иногда игнорируется.  В публичном пространстве фиксируется встреч президента и премьера с губернаторами примерно поровну.

Некоторая беспорядочность в решении важнейших кадровых вопросов, отсутствие формальной процедуры, критериев оценки — вполне свойственная российской политической культуре вещь. Слабые формальные институты  замещаются неформальными, неработающие процедуры -  неформальными. Чиновники, партийцы и бизнесмены не всегда понимают, куда идти решать проблемы. К президенту, к премьеру, в аппарат правительства, в администрацию президента — куда? Лучше, конечно, сразу во все инстанции, но сколько на это уйдет ресурсов и времени? И получится ли — непонятно.

В этом смысле, большие тренды, вроде проводимой администрацией Медведева ротации глав регионов (в интервью датским журналистам Дмитрий Медведев с гордостью рассказывал, что снял уже 25 процентов губернаторов), описывают отчасти отставку Федорова. Но в общую схему не укладывается процесс снятия Муртазы Рахимова. Здесь он дополняется и сложными бизнесс-интересами, и борьбой башкирских элит, и активной позицией «башкирской диаспоры» в Москве, и позицией премьера Путина. Чего только нет — это четкого понимания — а Муртаза Рахимов был, с точки зрения развития республики, все эти 17 лет хорошим губернатором или плохим?

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.