23 октября 2019, среда, 18:47
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 июля 2010, 07:59

Социологизм и социология знания

В своей публичной лекции «Конец социологизма: перспективы социологии науки» Виктор Вахштайн обрушивается с критикой на социологизм. Под социологизмом он понимает методологическое правило объяснять социальное социальным, которое он также рассматривает как «эпистемическую установку социологического анализа как такового». Нерв проблемы, по мнению Вахштайна, заключается в том, что этот принцип, изначально рассматривавшийся как средство для достижения автономии молодой дисциплины, во-первых, начинает использоваться социологами для объяснения феноменов, лежащих вне их сферы компетенции, во-вторых, грозит внутренней консистентности и обоснованности самой социологии. Первая сторона проблемы проявляет себя в том, что социологи начинают претендовать на владение «универсальным механизмом объяснения», а это значит, что не остается ничего такого, что они не могли бы объяснить. Это ощущается особенно болезненно, когда социологическое объяснение доходит до базовых категорий познания. В этом она непременно начинает конфликтовать с эпистемологией, областью исследования, занимающейся проблемами познания. Вторая сторона проблемы начинает давать о себе знать тогда, когда социологизм покушается на объяснение науки и научного знания. Здесь речь идет преимущественно не о том, какую роль наука занимает в социальной жизни, но о том, чтобы объяснить содержание научного знания и принцип научного мышления исходя из общих принципов социальной жизни. Именно здесь социологизм проявляет себя не только как попытка покушения на феномены, которые, как традиционно считается, обладают автономией и собственной рациональностью (кроме науки мы также можем выделить, например, искусство и веру), но и как внутренняя опасность для социологии. Эта опасность проявляется через доведение до логического конца принципа социологистического объяснения: в конце концов, сама социология оказывается предметом социологистского объяснения. В результате, как продолжает Вахштайн, социологические категории непременно оказываются лишены собственной валидности: они оказываются редуцированными, причем редуцированными, если можно так сказать, к самим себе. Этот порочный круг в итоге приводит к внутренней неудовлетворенности социологии собственными концептуальными решениями, собственным методом и классическим обоснованием собственной автономии.

В качестве герольда социологизма Вахштайн рассматривает социологию знания: «Неслучайно после Дюркгейма в авангарде крестового похода на эпистемологию (для отвоевания региона «трансцендентального» и распространения на него власти социологистских объяснений) оказывается социология знания».

В основе проекта социологии знания лежит культура подозрения к разуму. А именно: разум и всякое автономное мышление оказываются сведенными к бытию. Бытие в такой перспективе рассматривается как определяющее специфические формы мышления. Специфика социологической культуры подозрения состоит в том, что бытие рассматривается как в своей основе социальное. Осуществление проекта социологии знания предполагает, следовательно, и то, что об этом социальном бытии можно сказать нечто точное и определенное. Другими словами, в отношении этого социального бытия мы только и располагаем некоторым знанием, которое если не безусловно и абсолютно, то хотя бы является наиболее явным и ясным на настоящий момент. Это, если можно так выразиться, - общее основание всякой социологии знания. 

Социология науки, которая фигурирует в лекции, прочитанной Вахштайном, является только растяжением социологии знания, тем, что принято называть «сильной программой в социологии знания». Сильная программа – дело рук манчестерской школы социологии знания. Различие между сильной и слабой версией социологии знания проводит Д. Блур в своем «Знании и социальном представлении». Блур пишет:

«Может ли социология знания изучать и объяснять само содержание и сущность научного знания? Многие социологи полагают, что нет. Они говорят, что знание как таковое, в отличие от сопутствующих условий его производства, находится вне пределов их досягаемости. Они произвольно ограничивают область собственных исследований. Я буду доказывать, что это является изменой дисциплинарной точке зрения. Любое знание, будь то в эмпирических науках или даже математике, должно рассматриваться как материал для исследования без каких-либо ограничений».[1]

Неспособность предшествовавшей социологии обратиться к анализу содержания научного знания Блур возводит к «нерешительности и пессимизму», которые были ей присущи:

«В чем причина этой нерешительности и пессимизма? Не в тех ли многочисленных интеллектуальных и практических трудностях, которые непременно сопутствовали бы данной программе? Безусловно, их нельзя недооценивать. О степени их распространенности можно судить по тем усилиям, который были затрачены на достижение более ограниченных целей. Но это не тот аргумент, который в действительности выдвигается. Неужели социолог испытывает затруднения из-за отсутствия теорий и методов, с которыми можно подступиться к научному знанию? Конечно, нет. Его собственная дисциплина обеспечивает его образцовыми исследованиями знания других культур, которые могли бы быть использованы в качестве моделей и источников вдохновения».

Блур обвиняет Мангейма в таком «дисциплинарном малодушии» (в отличие от Вахштайна, который рассматривает его как первого последовательного социологиста в стане социологов знания[2]). Он обвиняет его в том, что тот разводит два типа знания и два типа мышления: одно мы можем назвать «исконно теоретическим», второе – «реальным». Первое имеет свою собственную логику развития, второе определяется экстра-теоретическими факторами. Следовательно, только второй тип знания и только второй тип мышления доступен для анализа социологу знания.

По Блуру, сильная программа в социологии знания отличается от слабой тем, что она буквально преодолевает психологический барьер, который социология ставила себе сама. Она понимает всю мощь концептуального аппарата социологии и не боится использовать его. Однако сформулированная таким образом программа как раз становится, как мы постараемся показать, отказом от социологии знания и переходом к социологизму. Это происходит тогда, когда вместо «нерешительности и пессимизма», характеризующих классическую мангеймовскую социологию знания, приходит чрезмерная решительность, ведущая, в итоге, к совершенно иному исследовательскому способу представления реальности, нежели это предполагает социология знания. Далее мы покажем, что классическая постановка проблемы социологии знания, предпринятая Мангеймом, отнюдь не страдает «дисциплинарным малодушием». То, что Блур рассматривает в качестве простого психологического дефекта старой социологии знания, на самом деле является ее сознательной осторожностью, которая только и гарантирует качественно иной характер исследования, противостоит социологистическому империализму и ограничивает собственные объяснительные возможности подходящим историческим контекстом.

Определяя возможность социологии знания, Мангейм писал об особой констелляции, особом стечении обстоятельств, при котором только и могла появиться социология знания. Ее появление должно было быть знаменовано историческим течением, в котором «жизненные и практические, так же, как и теоретические и интеллектуальные течения нашего времени, казалось, указывают на временное растворение теоретических проблем и на возникновение социологии знания как фокальной дисциплины – а также на то, что констелляция невероятно благосклонна по отношению к решаемости непосредственных проблем данной дисциплины».[3]

Мангейм выделил четыре исторические предпосылки, которые предшествуют формированию социологии знания и которые, будучи взяты вместе, образуют исторический контекст, в котором социология знания только и может развиваться. Эти предпосылки следующие: 1) само-релятивизация мышления и знания; 2) появление новой формы релятивизации,  привнесенной «разоблачающим» поворотом в мысли; 3) появление новой системы отношения, социальной сферы, по отношению к которой мышление может рассматриваться как зависимое, и 4) стремление сделать эту релятивизацию всеобщей, рассматривая не только одно мышление или идею, но целую систему идей, к стоящей за ними социальной реальности.[4]

Особую роль играет здесь третья предпосылка. Мангейм пишет, что попытка свести мышление к бытию не является прерогативой социологии. Наоборот, такая попытка уже неоднократно встречалась в человеческой истории, например в форме экстатической или религиозной критики. Однако, пишет Мангейм, «в течение последней, современной стадии эволюции сознания, становится характерным, что ощущение реальности [то Бытие, которое, согласно диктуму релятивизации разума, определяет мышление] все более и более концентрируется на исторической и социальной сфере, и то, что в этой сфере экономический фактор ощущался как центральный». Он называет эту новую, наиболее четко ощущаемую форму бытия «новым типом онтологической метафизики». На этой новой онтологии основывается теоретическая валидность социологического знания. Именно благодаря тому, что социально-исторический процесс воспринимается как наиболее яркая сторона человеческого существования, социология знания не должна восприниматься как форма радикального релятивизма.

Однако что же Мангейм понимает под историческим и социальным процессом, который оказывается своеобразным «Zeitgeist», позволяющим раскрыться социологии знания? Текст, в котором Мангейм пишет об особой констелляции социологии знания («Проблема социологии знания»), кажется, не содержит ответа на этот вопрос. Однако в другом, уже более позднем тексте – «Идеология и утопия. Введение в социологию знания»[5] - можно найти нужные рассуждения. В главе, в которой дается определение социологии знания, Мангейм пишет, что ростки этой особой перспективы становятся заметны, например, в случае, когда деревенский парень, который побывал первый раз в городе, становится способен различать «провинциальный» способ мышления и «городской»: «В этом различении находится первое основание того подхода, который социология знания собирается разрабатывать в полной мере. То, что в пределах данной группы рассматривается как абсолютное, для аутсайдера раскрывает себя как обусловленное групповой ситуацией и воспринимается как частное (в данном случае как «провинциальное»)». Здесь мы находим главный принцип мангеймовской социологии знания, который лежит в основе логического ядра ее теории. Этот принцип мы назовем принципом особого условия трансцендирования социологического наблюдателя или принципом непредвзятой перспективы. Этот принцип позволяет избежать философского релятивизма или философского скептицизма в пользу особого реляционизма, т.е. так задает перспективу наблюдателя, что позволяет ему не затрагивать содержание выбранной проблемы, но говорить лишь о ее месте в историко-социальной тотальности.

Отказ социологии знания обсуждать непосредственное содержание знания, в том числе и научного, не является, как считает Блур, ее психологическим недостатком или слабостью. Наоборот, этот отказ есть следствие сознательного смещения феноменологии[6] исследователя. Это условие, пишет далее Мангейм, возникает в трех случаях: во-первых, когда член группы покидает свою социальную позицию; во-вторых, когда основание существования целой группы смещается по отношению к ее традиционным нормам и институтам; в-третьих, когда в одном и том же обществе два или более социально определенных способа интерпретации оказываются в состоянии конфликта и, критикуя один другой, оказываются способны оформить других в терминах специфической перспективы.

Таким образом, мы можем увидеть особую феноменологию, характеризующую социологию знания. Эту феноменологию Мангейм называет перспективой уже упомянутого нами реляционизма. Он так описывает эту перспективу: «Когда о-гороженный (urbanized) крестьянский парень характеризует некоторые политические, философские или социальные мнения, которые бытуют между его сородичами, в качестве «провинциальных», он более не принимает участие в обсуждении этих мнений как равный (homogenous) участник, т.е. непосредственно не соприкасаясь со специфическим содержанием того, что говорится. Скорее он относит эти мнения к некоторому способу интерпретирования мира, который, в свою очередь, в конечном счете оказывается отнесен (related) к определенной социальной структуре, определяющей ситуацию. Это – случай «реляционной» процедуры».

Социологизм, который можно найти в работах Блура, и социология знания – качественно разные предприятия. Первое предполагает некоторое пересечение с позитивизмом. Это пересечение можно найти, прежде всего, в том, что и социологизм, и позитивизм основываются на наивной вере в собственные исследовательские категории (можно назвать их еще и категориями наблюдателя, когда предполагается эмпирический характер исследования). Эта наивная вера приобретает черты редукционизма и механичности, когда исследователь начинает буквально и непредвзято воспринимать мир как по-настоящему состоящий из социальных структур, классов, обществ и т.д. или как по-настоящему функционирующий по законам или механизмам, определенным в этих категориях. В этом случае его феноменология ничем, пожалуй, не будет отличаться от феноменологии человека, собирающегося выпить чашку чая за завтраком. Кажется, именно второй из описанных случаев, а именно тот, в котором исследователь воспринимает мир как на самом деле функционирующий по законам, в данном случае – социальным, тождествен тому, что Бруно Латур в своей книге «Пересобирая социальное» называет «критической социологией».[7] Такой исследовательский способ видения мира имеет свое внятное основание в философии в форме платонистской уверенности в дуальности идей и их репрезентаций. Идеи - это то, что на самом деле только и составляет мир, тогда как формы нашего знания есть лишь более или менее отчетливые приближения к ним. Когда же вместо идей вдруг ставят категории социологии и говорят при этом, что наше знание их, как знание социологическое, безусловно, получается установка, характеризующая социологистическое объяснение.

Второе предприятие, социология знания, и исследователь, им занятый, не разделяют такой наивной веры в концептуальный аппарат дисциплины, но относятся к нему согласно общему холистическому принципу. Программа социологии знания, по крайней мере, та, которая была предложена К. Мангеймом, исходит из следующей предпосылки: исследователь осознает, что его собственный концептуальный аппарат является в определенной степени продуктом своего времени. Однако из этого не следует, что он вынужден стать на позицию радикального релятивизма и, сразу после этого, на позицию скептицизма. Понимать проект социологии знания таким образом - значит осознанно или неосознанно разделять положения платонистской концепции в философии. Это значит - критиковать социологию знания на основании утверждения, что она не дает и не исходит из определенного, точного, безусловного, несомненного знания. Но социология знания исходит из другого философского принципа, который не признает и не опровергает возможность абсолютной истины.

Тем не менее, в мангеймовской версии обоснования проекта социологии знания еще можно выявить некоторые остаточные и, возможно, в некотором смысле необходимые признаки веры в исследовательские категории. Так, в «Идеологии и утопии» эти признаки можно найти в категории «социальной структуры», которую использует Мангейм, чтобы охарактеризовать состояние и текущий вид исторической тотальности, обрамляющей человеческое мышление. Употребляя эту категорию, Мангейм совершает отождествление себя с фигурой трансцендентального наблюдателя, столь важной для стройности позитивистского рассуждения. Возможность говорить о социальной структуре предполагает возможность вынести собственную позицию за пределы той тотальности, которую описывает наблюдатель. Иными словами, для того чтобы увидеть Землю как целое, человеку понадобилось научиться выходить за ее пределы – в космос. Схожую позицию обязан занимать социолог знания, когда он желает охарактеризовать социально-историческую тотальность. Здесь мы еще находим остатки старой научной эпистемологии, которая в некоторой мере определяет феноменологию социологии знания. Но это трансцендирование не наивно, оно возникает или, по крайней мере, должно возникнуть тогда, когда для этого появляется возможность и необходимость.

Кризис социологии науки, а, следовательно, и социологии знания (в той мере, в которой первая рассматривается как растяжение второй) не должен рассматриваться, как это предлагает Вахштайн, в качестве общего кризиса социологической рамки объяснения. Социология знания, по крайней мере, в мангеймовской версии, не следует социологистическому принципу объяснения (когда данное явление именуется социальным и, следовательно, объясняется через социальное) в той мере, в которой считается, что этот принцип предполагает наивную веру в объяснительную возможность категорий социологии (когда социально-историческое исследование стараются выстроить по образу и подобию естественных наук). Далее, социология научного знания или «сильная программа в социологии знания» неверно интерпретирует отказ классической социологии знания от объяснения содержания научного знания (и любого знания вообще). Д. Блур рассматривает этот отказ в качестве слабости психологического характера и как неспособность на все сто процентов использовать объяснительные возможности социологического способа объяснения и социологических категорий. Это неправильная интерпретация, поскольку только такой отказ (к тому же, обусловленный исторически) позволяет совершить особую операцию трансцендирования социологическому наблюдателю. Следовательно, кризис в социологии науки следует рассматривать не как общий дефект социологической рамки объяснения, но как попытку совместить несовместимое в рамках социологии знания, а именно: привнести в нее элементы позитивистской установки.


[1] Блур, Д. (1991) Сильная программа в социологии знания // Логос. 2002. № 5-6 (35)ы. С. 1.

[2] «Почему один из провозвестников социологистской аксиоматики в социологии знания [Макс Шелер] упорно отказывается от радикального дюркгеймовского социологизма? Ведь уже следующее поколение социологов знания – например, Карл Мангейм – не видит здесь никакой проблемы! Они выводят прямую и однозначную детерминацию: социальные структуры определяют само мышление индивида и тем более – производство, трансляцию и распределение знания», говорится в лекции Вахштайна. Далее по тексту мы попытаемся показать, что такая трактовка Мангейма не учитывает множества его оговорок, касающихся исторического статуса социологии науки.

[3] Mannheim K. (1925) ‘The Problem of a Sociology of Knowledge’ Essays on the Sociology of Knowledge, London, Routledge and Kegan Paul. Р. 136. Перевод мой – В.К.

[4] Ibid. P. 144.

[5] Mannheim K. (1931) Ideology and Utopia: An Introduction to the Sociology of Knowledge, London: Routledge and Kegan Paul.

[6] Мы используем этот термин так, как использует его Г. Гарфинкель в своей ранней работе, посвященной социологической теории информации. «Феноменология», в самом широком смысле, есть особый способ видения или восприятия. См.: Garfinkel H. (2008) Towards a Sociological Theory of Information, NY, Paradigm Publishers.

[7] Latour B. (2005) Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. Oxford, Oxford University Press. 

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18:43 ПФР: в 2020 году работающие пенсионеры не получат прибавки к пенсии
18:10 Бывших полицейских задержали за побои новгородца. Так они заставляли его признаться в преступлении
17:18 На выставке в Третьяковке нашли картину, которую украли из музея в Грозном во время чеченской войны
17:10 На «Авито» выставлены на продажу старые визитки Путина. Владельцы просят за них от 200 тысяч до 2 млн рублей
16:34 В Ленобласти строят базу Росгвардии. Рабочие уже лишили местных жителей доступа к реке и дорогам
16:25 Учитель из Набережных Челнов добился повышения зарплаты в соответствии с «майскими указами». Но на один месяц
15:31 В Техасе арестовали 86-летнего мужчину по делу об убийстве 40-летней давности
15:26 У министра финансов Антона Силуанова нашли пентхаус в Москве за полмиллиарда рублей
14:40 Россия простила странам Африки долг в размере $20 миллиардов
14:28 Фигуранту «московского дела» предложили домашний арест в обмен на интервью в СМИ. После к нему пришли с НТВ
14:21 Певица Селена Гомес опубликовала клип, полностью снятый на IPhone
14:03 Чемпионка Паралимпийских игр решилась на эвтаназию из-за сильных болей
14:02 «Коммерсант»: для AliExpress Russia создадут свой кошелек и финансовый сервис. Они будут подконтрольны
14:00 Океанские штормы способны вызывать землетрясения
13:31 Росгвардия оцепила станцию Шиес, где строят мусорный полигон. В соседнем поселке отключили электричество и перекрыли дороги
12:57 Greenpeace: в Россию начали привозить радиоактивные отходы из Германии
12:34 В Хабаровском крае «из китовой тюрьмы» на волю выпустили 11 белух
12:30 Бороться с болезнью Альцгеймера попытаются с помощью света и звука
12:17 ЕСПЧ присудил россиянке €7,5 тыс. по делу о домашнем насилии. Женщина добивалась справедливости 10 лет
11:30 У мадагаскарской руконожки нашли шестой палец
11:23 В Краснодаре троих участковых обвинили в незаконном поиске торговцев наркотиками. Они поймали сотрудника следственного управления СКР
11:19 GfK: в России стали покупать красную икру на 22% чаще
11:19 Строительство скоростной магистрали Петербург-Москва-Нижний Новгород обойдется в 2,3 трлн рублей
10:30 Лекарства от повышенного давления более эффективны при приеме на ночь
10:24 ФСБ использовала данные амнистии капиталов в деле Израйлита. Верховный суд РФ не нашел нарушений
10:13 Власти Москвы выделят больше 45 млрд рублей на программу «Моя улица» в 2021 году. Это рекорд
10:07 Телеведущую Елену Малышеву доставили в Боткинскую больницу
09:05 Под Новосибирском птицефабрика получила штраф за зарплату курами
08:42 Россиянка доставлена c борта российского ледокола в больницу Норвегии
08:07 Адвокат сообщил об отмене уголовного дела против экс-главы Челябинской области
07:44 Бывший квнщик стал постпредом главы Калмыкии при президенте России
07:28 На Камчатке СКР завел дело на мужчину, который напал и укусил инспектора ДПС
07:02 Мошенники начали выводить деньги через удаленный доступ к смартфонам
06:40 Налог для самозанятых введут еще в 13 регионах в 2020 году
05:55 Экс-глава «Курортов Северного Кавказа» Ахмед Билалов задержан в США
05:27 Британский парламент отказался срочно рассматривать сделку Джонсона по Brexit
22.10 21:32 Илон Маск отправил первый твит через спутниковый интернет Starlink
22.10 20:59 Госдума разрешила судебным приставам рассылать СМС
22.10 20:29 Экспертиза ФСБ не установила, попала ли в полицейского бутылка, брошенная фигурантом «московского дела» Раджабовым
22.10 19:48 Телеканал «Спас» начнет снимать реалити-шоу. Его участники на месяц станут послушниками монастыря
22.10 19:25 Хоккейный клуб «Амур» оштрафовали на 300 тыс. рублей из-за угрозы тренера сжечь машину судьи
22.10 18:53 В Ростовской области пять человек погибли в перестрелке
22.10 18:23 Путин наградил орденом главу следственной группы по «московскому делу», делам ФБК и «Зимней вишни»
22.10 17:25 В Мурманске чиновница опубликовала фото заполненного холодильника красной икрой. Потом извинилась
22.10 16:55 Предполагаемого участника нападения на Олега Кашина осудили на восемь лет за похищение человека
22.10 16:35 Глава МВД заявил, что в Москве работает 3 тысячи камер с распознаванием лиц. Обещали на 62 тысячи камер больше
22.10 14:53 Плеер Moonwalk закрылся. Его использовала большая часть пиратских сайтов в России
22.10 14:00 В загадочных случаях детского паралича обвиняют энтеровирус
22.10 13:53 Суд оштрафовал «Мемориал» и его главу на 400 тыс. рублей по закону об иностранных агентах
22.10 13:06 Актер из «Игры престолов» сыграет злодея в сериале «Властелин колец»
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.