19 марта 2024, вторник, 06:32
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 августа 2010, 09:56

Сохранение Химкинского леса и/или строительство новой дороги Москва-Санкт-Петербург

За последние несколько дней Химкинский лес - лесопарк в Московской области площадью чуть более тысячи гектаров, примыкающий к северной границе города Москвы, - стал самым известным лесом в нашей стране. Он стал предметом ожесточенного конфликта между большой группой жителей города Химки, пытающихся сохранить свой лес, и властью (в широком смысле этого слова), пытающейся организовать прокладку прямо посередине этого леса участка платной скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург. Сила, разумеется, на стороне власти - она имеет возможность принимать все формальные решения, не считаясь с мнением жителей, а любые очаги сопротивления жестоко подавлять силовыми методами, что сейчас и происходит в Химках. На данный момент трасса предполагаемой дороги площадью 144 гектара переведена из состава земель лесного фонда в земли промышленности и транспорта, ведется рубка леса одновременно несколькими харвестерами, которые охраняют около полутора сотен милиционеров и представителей других силовых структур. На первый взгляд может показаться, что в истории с Химкинским лесом власть выиграла, граждане, как обычно, проиграли - но на самом деле история еще далеко не закончилась, и шансы спасти Химкинский лес все еще велики.

Об альтернативных возможностях строительства дороги

Никто из защитников Химкинского леса не отрицает необходимости строительства новой дороги - дублера существующего Ленинградского шоссе. Вопрос состоит не в том, строить дорогу или не строить, а в том, где именно ее строить. Существует несколько альтернативных вариантов трассы, и лишь один из них разрезает Химкинский лес примерно пополам - именно он и рассматривается сейчас правительством как единственный и окончательно утвержденный.

Даже если не рассматривать существенно более дорогие варианты прокладки трассы через туннель или по эстакаде, есть три официальных "наземных" варианта прохождения дороги. Все три начинаются одинаково - от Московской кольцевой автодороги (МКАД) примерно в полукилометре к востоку от места ее пересечения с Октябрьской железной дорогой. Дальше по любому из этих трех вариантов первые 4,5 километра дороги проходят через существующие массивы жилой застройки, через мост над каналом имени Москвы и через обособленный участок Химкинского леса, находящийся между Химками и поселком Старбеево. А вот дальше эти три альтернативных варианта трассы расходятся. В соответствии с выбранным правительством вариантом трасса проходит через основной массив Химкинского леса, разрезая его примерно пополам, два раза пересекает долину реки Клязьма, и выходит к существующему Ленинградскому шоссе в районе поселка Черная Грязь.

В соответствии с двумя другими вариантами, трасса проходит по восточной границе Химок, параллельно уже существующим дорогам, отделяющим город от леса. По одному из них, трасса по кратчайшему пути огибает Химки (на некотором расстоянии от ближайших жилых массивов) и сразу за Химками выходит к полосе отвода существующего Ленинградского шоссе, и далее следует параллельно ему. По второму - трасса тоже огибает Химки по кратчайшему пути, но затем идет на расстоянии около двух километров от существующего Ленинградского шоссе, не пересекая Клязьму, и в конце концов выходит к поселку Черная Грязь, как и в третьем варианте.

Ни один из существующих вариантов не безупречен - в любом случае затрагиваются те или иные участки леса, усиливается шумовое воздействие на массивы жилой застройки в Москве, Химках и других населенных пунктах по пути трассы. Но воздействие трассы на окружающую среду при разных вариантах прокладки трассы будет существенно разным.

Выбранный вариант трассы (официально именуемый "вариант 3") разрезает Химкинский лес примерно пополам, разделяя его на несколько изолированных участков (четыре, с учетом имеющейся дороги и полосы застройки, вдающейся в Химкинский лес). Из одного из самых крупных лесных массивов лесопаркового защитного пояса Москвы Химкинский лес превращается в группу небольших фрагментов леса, почти полностью попадающих в зоны интенсивного воздействия или примыкающих населенных пунктов, или новой дороги. Как устойчивая и самодостаточная лесная экосистема Химкинский лес просто перестанет существовать. Следует отметить, что трасса, согласно выбранному варианту, проходит через наиболее ценные участки Химкинского леса, характеризующиеся преобладанием широколиственных пород деревьев и наиболее естественной для Подмосковья структурой древостоя.

Два других варианта трассы, хотя и затрагивают Химкинский лес, но проходят по его окраинным участкам и не ведут к фрагментации и уничтожению его наиболее ценных частей. Основная часть трассы, в соответствии с альтернативными вариантами, проходит по территории разнообразных промышленных зон, пустырей, заброшенных сельскохозяйственных угодий и по обособленным фрагментам леса. В случае выбора любого из этих альтернативных вариантов Химкинский лес как устойчивая и самодостаточная лесная экосистема продолжит свое существование.

Следует также отметить, что при выборе любого из официальных альтернативных вариантов трасса окажется более короткой, более прямой, и при ее прокладке не потребуется строительство двух больших мостовых переходов через долину реки Клязьмы (как в выбранном правительством варианте). Оба альтернативных варианта прокладки трассы проходят по территории с менее выраженным рельефом, соответственно, потребуется меньше земляных работ, и продольные уклоны трассы будут меньшими.

Выбор "варианта 3" как окончательного варианта прокладки трассы формально объясняется одной причиной - якобы это самый дешевый вариант. Сама стоимость строительства при этом варианте неизбежно будет, наоборот, самой высокой (в связи со сложным рельефом, необходимостью выполнения наибольшего объема земляных работ, наибольшей протяженностью трассы, а также необходимостью строительства двух больших мостовых переходов через долину реки Клязьмы). Однако при выбранном варианте трасса целиком проходит по территории Московской области, главным образом по бывшим землям лесного фонда, которые фактически являются бесхозными и изъятие которых не подразумевает никакой компенсации. При альтернативных вариантах трасса проходит частично через Молжаниновский район Москвы (выступ территории города, огибающий городской округ Химки с запада и севера). Земли, по которым должна пройти трасса по территории этого района, заняты главным образом пустырями и временными постройками - но у них есть хозяева, которым потребуется компенсировать убытки. Именно с учетом этого альтернативные варианты трассы были сочтены более дорогими, а выбранный - самым дешевым.

Фактически правительство решило, что конституционное право жителей Химок на благоприятную окружающую среду (важнейшим элементом которой является Химкинский лес) ничего не стоит, по крайней мере, по сравнению с правами владельцев пустырей и временных построек в Молжаниновском районе Москвы - и именно поэтому выбранный им вариант оказался самым дешевым.

Если же рассматривать саму по себе стоимость постройки, то выбранный правительством вариант неизбежно будет самым дорогим из трех. Возможно, это послужило одним из факторов принятия решения - поскольку, как известно, "чем дороже проект - тем больше откат".

Схема трех официальных "наземных" вариантов прокладки трассы:

Противники и сторонники выбранного правительством варианта

У выбранного правительством варианта прокладки трассы, разрезающего основной массив Химкинского леса пополам, есть противники, но есть и сторонники.

Противники - это главным образом жители Химок, образовавшие народное "Движение в защиту Химкинского леса". В борьбе против уничтожения Химкинского леса Движению помогают самые разные люди и общественные организации, как природоохранные, так и социально-политические, а также многие неравнодушные люди из Москвы, Подмосковья и других регионов страны. До недавнего времени проблема Химкинского леса многими крупными общественными организациями воспринималась как проблема местного значения, не очень значимая в масштабах России. Однако растущее количество случаев грубого насилия и произвола по отношению к мирным жителям Химок, выступающим за сохранение своего леса, привлекает к проблеме Химкинского леса все большее внимание самых разных природоохранных и правозащитных организаций, в том числе общероссийских и зарубежных. Неуклюжие и в целом антинародные действия власти, пытающейся всеми правдами и неправдами добиться прокладки трассы именно в соответствии с выбранным ей вариантом, привлекает к проблеме Химкинского леса все большее внимание и ведет к увеличению количества защитников Химкинского леса.

Сторонники прокладки трассы именно по этому варианту и лица, действующие в их интересах, еще более разнообразны, и их состав вызывает самые серьезные опасения у любого здравомыслящего человека. Главным сторонником является власть в широком смысле этого слова. По всей видимости, сама по себе прокладка дороги уже перестала быть главной целью для власти. Очевидно, что такие действия, как попытка убийства редактора Химкинской Правды Михаила Бекетова, постоянные аресты и задержания мирных демонстрантов из числа защитников леса, привлечение бандитов для разгрома их лагеря и т.д., могут привести к тому, что главные зарубежные инвесторы откажутся этот проект финансировать, а своих полутора миллиардов евро на этот проект у государства уже нет. По всей видимости, целью власти на данном этапе развития конфликта является именно начало работ в соответствии с третьим вариантом прокладки трассы - чтобы граждане вдруг не вообразили себе, что они являются хозяевами своей страны и могут как-то влиять на правительственные решения.

Главными структурами, имеющими коммерческий интерес в данном проекте в целом (безотносительно того, какой вариант прокладки трассы будет выбран), являются крупные европейские компании и банки. В частности, предполагается, что оператором платной дороги станет консорциум, основным участником которого будет французская компания Vinci - крупнейшая компания, занимающаяся управлением автомобильными дорогами. Ожидается, что главными инвесторами строительства станут Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк (при этом окончательное решение о финансировании проекта ни одним из этих банков пока не принято).

Среди лиц, действующих в интересах прокладки трассы именно по выбранному правительством варианту, нельзя не отметить представителей правоохранительных органов и преступного мира. Милиция в данном случае, вместо того, чтобы занять нейтральную позицию и сосредоточиться на охране общественного порядка, все свои усилия направила на противодействие законным действиям защитников Химкинского леса. Мирный лагерь защитников уже дважды жестоко разгонялся милицией, люди задерживались, по много часов содержались в отделах внутренних дел города Химки в бесчеловечных условиях. Сейчас, по сообщению очевидцев, каждый человек, известный милиции как защитник Химкинского леса, при появлении в лесу немедленно задерживается якобы за неповиновение сотрудникам милиции.

В прошлый четверг участники мирного лагеря протеста - 9 представителей Движения в защиту Химкинского леса и 6 журналистов - были задержаны милицией (журналистов потом отпустили) за то, что они якобы "жгли костер в лесу" (хотя никакого костра не было), а когда милиция потребовала соблюдать правила пожарной безопасности - ей не подчинились. При всем этом сама милиция прямо в лесу жарит шашлыки, разводя для этого изрядный огонь, и соблюдением правил пожарной безопасности себя вовсе не утруждает.

Наконец, в интересах прокладки трассы именно по выбранному правительством варианту действуют представители криминального сообщества - первый мирный лагерь защитников Химкинского леса был разогнан неделю назад группой из примерно сотни боевиков, одетые примерно как куклусклановцы, с белыми колпаками на головах. При этом боевики действовали с молчаливого согласия сотрудников милиции - те сначала отказывались ехать, когда их вызвали защитники Химкинского леса, потом молчаливо присутствовали при разгроме лагеря защитников леса боевиками, потом задержали защитников леса, оставив боевиков на свободе. Нельзя забывать и о попытке убийства главного редактора Химкинской Правды, защитника Химкинского леса и известного в городе борца с коррупцией Михаила Бекетова, ставшего инвалидом, - преступники, напавшие на журналиста, так и не были найдены.

Фактически в настоящее время произошло сращивание, хотя бы на уровне общих интересов и молчаливого согласия с действиями друг друга, самых разных сторонников прокладки трассы по выбранному правительством варианту - российской власти, крупных европейских промышленных и финансовых структур, российских правоохранительных органов и российских криминальных структур. Такое сращивание пугает - в условиях, когда на одной стороне действуют структуры, представляющие Европейский Союз, российскую власть и российскую преступность, у общественности, отстаивающей свое конституционное право на благоприятную окружающую среду, почти не остается шансов на победу.

Следует отметить, что недавно у конфликта, возможно, появилась еще одна сторона. 28 июля 2010 года, как раз тогда, когда участники Движения в защиту Химкинского леса организовывали мирный лагерь протеста поблизости от места, где велась рубка, на администрацию города Химки напала группа молодых людей, по разным данным, от семидесяти до трехсот человек. Милиция, весьма смелая в своей борьбе против мирных граждан, тут же попряталась, и нападавшие, судя по сообщениям СМИ, закидали химкинскую администрацию дымовыми шашками и разрисовали разными надписями в защиту Химкинского леса. До сих пор неизвестно, кто организовал это мероприятие (несколько человек задержаны в связи с ним, но не факт, что они имеют к произошедшему хоть какое-нибудь отношение).

Почему для развития страны защита Химкинского леса важнее, чем строительство новой дороги

Считается, что развитие дорожной сети является одним из необходимых условий развития государства в целом. С этой точки зрения строительство дополнительной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург, пусть даже платной, имеет для России весьма большое значение - поскольку существующая автодорога Москва-Санкт-Петербург явно не справляется с нагрузкой. Конечно, соседство платной и бесплатной дорог создает множество соблазнов для "нерушимого союза чиновников и бизнеса" - например, бесплатное Ленинградское шоссе можно закрыть на много лет на реконструкцию, и у автомобилистов по-прежнему будет только одна дорога из Москвы в Санкт-Петербург, но только платная (в этом случае, очевидно, транспортная ситуация принципиально не улучшится). Но в целом строительство новой дороги можно считать делом безусловно прогрессивным, важным для развития страны.

Однако бесправие гражданского общества мешает развитию нашей страны в значительно большей степени, чем нехватка дорог и неразвитость транспортной инфраструктуры. Бесправие гражданского общества, повсеместное несоблюдение государством базовых прав человека (в том числе на благоприятную окружающую среду, на мирный протест против действий власти, на собрания, митинги, демонстрации, на свободу слова) приводит к росту коррупции, вынужденной эмиграции наиболее квалифицированных специалистов, социальной апатии граждан.

В случае с Химкинским лесом наплевательское отношение государства к гражданам проявилось наиболее ярко. Их (граждан) право на благоприятную окружающую среду было признано ничтожным, не имеющим никакой ценности, в результате чего вариант дороги, разрезающий Химкинский лес пополам, оказался самым дешевым и привлекательным для правительства. А когда граждане попытались протестовать всеми законными методами - то были грубо нарушены и другие их конституционные права, в том числе: на равенство всех перед законом и судом, на достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу массовой информации, на свободу деятельности общественных объединений, на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом.

В случае если сторонники прокладки трассы скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург по выбранному правительством варианту победят, это будет означать, что все перечисленные конституционные права граждан ровным счетом ничего не значат, государство их не признает и защищать не собирается, а нерушимое единство чиновников, крупного бизнеса и криминальных элементов может позволить себе практически все, что захочет.

А если у нас не будет правового государства, основывающегося на Конституции и других законах, подконтрольного гражданам и действующего в интересах граждан, - шансов на развитие у нас будет очень немного, даже если в нашей стране появится несколько новых платных высокоскоростных автомагистралей.

Поэтому для развития нашей страны очень важно, чтобы инициативные жители города Химки, готовые всеми законными способами отстаивать свое конституционное право на благоприятную окружающую среду и другие свои законные права, в конце концов победили. Это намного важнее строительства новой дороги по какому бы то ни было варианту. А лучше всего, конечно, чтобы и интересы защитников Химкинского леса были учтены, и дорога построена - для этого достаточно всего лишь выбрать один из альтернативных вариантов ее прокладки.

Есть ли у защитников Химкинского леса шанс на победу?

С первого взгляда может показаться, что у защитников Химкинского леса шансов на победу уже не осталось - слишком мощные и беспринципные у них противники. Но на самом деле это не так.

Возможно, строители трассы смогут вырубить участок леса площадью 144 гектара - тот, который переведен из земель лесного фонда в земли промышленности и транспорта. Рубка ведется очень быстро и под надежной охраной полутора сотен милиционеров, защитников леса преследуют по всему городскому округу Химки и под надуманными предлогами задерживают. На данном этапе развития нашей страны гражданское общество почти бессильно против произвола власти.

Но сама по себе разрубка этой территории еще не уничтожит Химкинский лес - будет вырублено лишь около 15% его площади (а в центральной, наиболее ценной части массива - около 10%). Это большой ущерб лесу, но в принципе поправимый - до тех пор, пока территория не застроена, лес можно восстановить, хотя времени и сил на это потребуется немало. Окончательно лес будет уничтожен в том случае, если на вырубленной территории начнется строительство автомобильной дороги. До тех пор, пока строительство дороги не началось, шанс на спасение Химкинского леса есть.

Для того чтобы начать строительство дороги, ее будущие операторы должны найти инвестора, который согласится вложить в этот проект примерно полтора миллиарда евро. Это не так просто - с учетом коррупционной составляющей, проект, скорее всего, никогда не окупится. Поэтому предпочтительными являются те инвесторы, которые деньги не считают или считают неаккуратно, а таких существует не очень много. В реальности, если Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк от финансирования проекта откажутся (опасаясь за свою репутацию, которая в случае участия в данном проекте неизбежно понесет тяжелый урон), то новых крупных инвесторов может не найтись. В этом случае дорога, скорее всего, просто не будет построена, и появится шанс добиться восстановления леса на вырубаемом сейчас участке.

Конечно, было бы лучше для всех выбрать один из альтернативных вариантов прокладки трассы без уничтожения Химкинского леса. Но чем в большей степени нарушаются права защитников Химкинского леса сейчас, чем чаще власть и застройщики прибегают в общении с оппонентами к силовым методам, тем меньше остается шансов на цивилизованное решение проблемы, на выбор более подходящего варианта прокладки трассы.

В любом случае, для страны важнее, чтобы появился важный прецедент соблюдения конституционных прав граждан, и чтобы защитники Химкинского леса победили. Победа граждан в конфликте с властью, когда правда на стороне граждан, а сила на стороне власти, чрезвычайно важна для становления в нашей стране правового государства и развития гражданского общества.

А когда у нас будет правовое государство и развитое гражданское общество - то и дороги будут строиться значительно успешнее и быстрее, чем сейчас.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.