24 марта 2019, воскресенье, 10:23
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 сентября 2010, 09:24

Спор о проекте полиции

Запрос на реформу

МВД давно нуждается в реформе. Это понятно всем: обществу, власти и даже самим чиновникам министерства. Само название МВД уже не соответствует тем функциям, которое оно должно исполнять. МВД образовалось в 1802 году, и на тот момент ведало всеми внутренними делами империи: от регулирования отношений в различных отраслях промышленности, транспорта до охраны правопорядка. Нынешнее МВД является правопреемником советского, которое в свою очередь, было правопреемником НКВД и является сегодня ведомством с исключительно полицейскими функциями. В 1997 году был издан Указ Президента РФ о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел с ее передачей в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. И в ряде областей и республик был проведен эксперимент, но реформу довольно быстро свернули. В основном все реформы сводились к перераспределению функций между департаментами. Последней наиболее значительной внутренней «перетряской» в МВД была реформа 2008 года, когда был расформирован считавшийся элитным департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

Череда скандалов, главными участниками которых были сотрудники милиции (в частности, дело Евсюкова), повлекла за собой конкретные меры, направленные на реформу МВД, а именно Указ президента «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ». Согласно Указу, в течение года должны решиться вопросы финансирования МВД (проект федерального финансирования вместо регионального), борьбы с коррупцией во внутренних рядах, а также приняты законодательные акты, корректирующие структуру и состав органов внутренних дел, а также его кадровое обеспечение. Последнее предполагает сокращение 20% личного состава и переаттестацию сотрудников. При этом ответственность за ход выполнения реформы возложена на само министерство внутренних дел, которое, как барон Мюнхгаузен, вынуждено самостоятельно вытаскивать себя из болота.

Реформа длится уже более полугода, и ее ход подробно освещается в СМИ, но до сих пор нигде не опубликованы ни план ее проведения, ни четко прописанные цели и задачи. Политики, правозащитники, граждане активно обсуждают реформу, предлагая свой сценарий развития. Но поскольку ответственным за исполнение является само МВД, оно не стремится привлекать людей со стороны на свою «кухню». На данный момент реформа сводится к несистемному принятию отдельных правовых актов и к массовым кадровым чисткам и перестановкам высокопоставленных чиновников. Подписанные президентом законопроекты призваны ужесточить служебную дисциплину и процесс отбора кадров (так, сотрудником милиции не может стать ранее судимый человек), также они ужесточают степень ответственности за совершенные проступки и преступления, но, помимо прочего, предоставляют социальные гарантии сотрудникам ведомства. Законопроект «О полиции» стал кульминационной точкой процесса реформирования, на него возлагаются основные надежды и чаяния решить все проблемы одним росчерком пера. Самих же сотрудников МВД в куда большей степени волнует не наименование службы, широкий список прав и обязанностей, а вопросы улучшения жилищных условий и повышение заработной платы, о чем они и пишут на своем форуме.

Явление проекта

В апреле 2010 президент попросил до 1 декабря внести новый закон о милиции вместо устаревшего Закона РФ от 18 апреля 1991 г. на рассмотрение в Госдуму. В начале лета был сформирован оргкомитет по подготовке законопроекта, и к началу августа президент, а вместе с ним общественность получили сырой документ законопроекта «О полиции», домен в Интернете и возможность, используя новейшие технологии, поучаствовать в жизни страны. За три с половиной недели обсуждения законопроекта на сайте было оставлено почти 18 тыс. комментариев, большая часть из них написана к 1 главе «Общие положения». Введение в закон новых принципов работы полиции, общественного контроля и социальных гарантий – основные козыри в руках авторов законопроекта. Каким он получился на самом деле, мы попросили прокомментировать Наталью Таубину, директора фонда «Общественный вердикт»:

«Основная проблема данного законопроекта, с моей точки зрения, заключается в том, что нет единой логики текста. То есть, с одной стороны, есть прогрессивные и отвечающие современным реалиям принципы деятельности полиции, связанные с открытостью, публичностью, запретом на пытки и с вопросами, связанными с доверием граждан к работе полиции. Но впоследствии эти принципы очень плохо раскладываются в конкретные полномочия сотрудников полиции, которые в данном законопроекте сформулированы почему-то как права и обязанности полиции. При этом в законе есть ряд положений, которые противоречат одно другому, как например, заявленный принцип открытости вступает в противоречие с запретом на публичные высказывания сотрудников полиции. Также в законе есть, с моей точки зрения, вредные нормы, например, норма, касающаяся оружия, дающая право сотруднику полиции для пресечения какого-то правонарушения, если у него при себе нет табельного оружия, использовать любое, находящееся у него на законных основаниях.

Главное, что одним законом изменить уже десятилетиями сложившуюся практику практически невозможно, да и сам текст закона не является сильно новым и революционным, по сути нормы остались те же самые (за исключением первой главы), только раньше они были в инструкциях прописаны, а сейчас вводятся на уровне закона».

Михаил Краснов, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права ГУ-ВШЭ отмечает: «И эксперты, и обыватели меньше всего обращают внимания: на характер самой работы полицейского. Ведь ему приходится иметь дело с экстремальными проявлениями человеческих пороков, и при этом он не имеет права видеть в них врага, поскольку это его сограждане. Поэтому полицейские находятся в жутко сложной психологической ситуации, что со временем приводит к некоей профессиональной деформации, и вот это мы порой не учитываем.

Собственно говоря, в законопроекте по сравнению с законом о милиции 1991 года принципиально ничего не изменилось, разве что стиль некоторых формулировок. Переименование в полицию я считаю оправданным. Да, была у Ленина концепция самовооружения народа, но от этого осталось только название «милиция», а на самом деле все свелось к обычной платной профессиональной полиции. Но я считаю, что это вещи вторичные. Потому что сначала необходимо понимать, чем мотивирована деятельность полицейского. С чего вдруг он начнет добросовестно выполнять свои прямые обязанности, если почти не изменились условия, в которых он существует? Можно, конечно, критиковать те или иные недостатки законопроекта, например, нечетко сформулированные социальные гарантии. Но об этом нет смысла говорить, если не предполагается принципиально менять базовые условия существования полиции. Таких условий два. Во-первых, конкурентная политическая среда. Если упрощенно, то только при раскачивании «политического маятника» власть начинает зависеть от общественного мнения, которое в концентрированном виде выражают СМИ. И эта зависимость ретранслируется на госаппарат, в т.ч. на полицию. Во всяком случае, полицейское начальство начнет понимать, что, существует вероятность прихода к рулю власти другого президента, или другой партии, что делает выполнение политических заказов невыгодным – можно не только должности лишиться, но и под суд подпасть. Это также будут понимать и средний, и рядовой состав. Конечно, и сегодня общественное мнение занимает некое место в мотивации сотрудников милиции, но одно из последних. Таким образом, пока не изменится политическая среда, закон ситуацию не исправит. Другой существенный эффект политической конкуренции состоит в том, что она создает условия для независимого суда. Если бы такой суд у нас был, уверяю, мы бы сегодня не имели таких диких проявлений милицейского произвола. Достаточно было бы двух-трех лет судебной практики строжайшей защиты граждан, и сотрудники органов внутренних дел поняли бы, что нельзя безнаказанно обращаться с людьми, как с населением оккупированной территории. Кстати, само понятие «внутренние дела» давно устарело. Если уж и оставлять название «Министерство внутренних дел», то оно сегодня более соответствует функциям нынешнего Министерства регионального развития, а не полицейской службе.

И второе принципиальное условие – децентрализация полицейской деятельности. Законопроект начинается со слов: «Полиция является составной частью единой централизованной системой федерального органа исполнительной власти…». Т.е. вертикальный ориентир структуры не меняется. Хотя проекты последних лет, в том числе и мой, предлагают провести как раз децентрализацию правоохранительной системы. Так, среди моих предложений было распределение дел на три уровня по степени сложности и тяжести (федеральный, региональный и местный). Такая децентрализация имеет большой смысл, поскольку именно в этом случае правоохранительные органы было бы проще контролировать. Правда, это возможно опять-таки лишь при условии подконтрольности власти обществу».

Основные направления критики

Смена названия

Основные опасения общественности связаны с тем, что ребрендинг повлечет за собой лишь финансовые траты, а качественно работу не изменит (согласно опросу портала superjob.ru, такого мнения придерживается 85% респондентов). В законопроекте также не прописаны состав и структура полиции. В переходных положениях предусмотрено, что сотрудники милиции фактически автоматически становятся сотрудниками полиции после написания личного заявления. Это означает, что существенной кадровой замены не предусматривается. В то же время вносимые комментаторами предложения о переаттестации требуют серьезной проработки, поскольку непонятно, кто кого и как будет переаттестовывать. Поэтому на кардинальные перемены рассчитывать не приходится.

Финансирование

Законопроект оставляет право сотрудникам полиции заниматься коммерческой деятельностью, что никоим образом не приближает полицию к победе над внутриведомственной коррупцией. Вкупе с новым правом беспрепятственного ознакомления с документами любых организаций и общественных объединений и изъятия их (ст.13 п.5), вполне вероятно увеличение противоправных действий со стороны полицейских в отношении бизнеса. Также сейчас рассматриваются проекты перевода полиции на федеральное финансирование, что по оценкам экспертов будет стоить налогоплательщикам 200 млрд рублей.

Правовой статус сотрудников

Стоит отметить, что права сотрудников полиции по сравнению с правами рядовых граждан несоизмеримо расширены. Так, например, согласно ст.32 п.2 граждане лишены права самостоятельно оценивать законность действий полицейского, «действия которого считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное». Также сотрудники полиции получают право беспрепятственного проникновения в жилище (ранее на это требовалась санкция прокураторы), более того, «с повреждением, если в этом есть необходимость, запирающих устройств», разумеется, при наличии достаточных оснований (п.15). Граждане становятся полностью беззащитными перед полицейскими и творимым ими произволом.

Система оценки

Из законопроекта неясна система оценки работы полиции. Общепринято признание, что существовавшая ранее палочная система себя дискредитировала, но никакой адекватной замены ей законопроект не предложил.

Контроль

Как выясняется из текста, прокуратура функций контроля фактически лишена, поскольку согласно ст.53 с одной стороны: «Надзор за исполнением полицией законов осуществляют генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры», а с другой стороны: «Вопросы, касающиеся организации деятельности полиции, тактики, методов и средств ее осуществления, не являются предметом прокурорского надзора». Ст. 51 передает контроль в руки президента, правительства и федерального собрания (последнее, согласно конституции никакими контролирующими функциями не обладает), а ведомственный контроль оставляет за главой самого ведомства. Статьи об общественном контроле, которыми бравируют авторы законопроекта, весьма нечеткие и размытые. Таким образом, МВД фактически переходит на полный самоконтроль.

Массовые мероприятия

Еще одним пунктом критики стало употребление неюридического термина «несанкционированное» мероприятие, который одним своим появлением в законодательном акте противоречит Конституции и Федерального закону о митингах и прямым образом нарушает права граждан. По положениям нового законопроекта сотрудники полиции имеют право на личной досмотр и досмотр всех личных вещей участников мероприятий, «не санкционированных» соответствующими органами, при отказе подчиниться данным требованиям, граждане на площадку мероприятия просто не допускаются. Также сотрудники имеют право применять силу, если действия участников мероприятия мешают транспортному движению и работе организаций. Но степень такого вмешательства определяется непосредственно полицейским.  

Закрытость полиции

Полиция становится очень закрытым гомогенизированным органом, поскольку одна из статей законопроекта (а именно: ст.30 п.11) запрещает сотрудникам публично критиковать или выражать недовольство в адрес любых госорганов, что нарушает конституционное право каждого гражданина на свободу мысли и слова.

Содержание документов, подписанных президентом ранее касательно ужесточения служебной дисциплины, ответственности, предоставления социальных гарантий и условий поступления на службу, вошло в состав нового законопроекта, и также тщательно обсуждается на сайте, в основном, самими сотрудниками МВД, но эмоций гораздо больше, нежели конструктивных предложений. Так, больше всего комментариев собрали главы, касающиеся поступления на службу, а также оплаты труда и улучшения жилищной ситуации. В частности, были разногласия, следует ли вводить образовательный ценз и принимать в полицейские людей только со специальным образованием. Однако президент ратует за равенство возможностей кандидатов как с военным, так и с гражданским образованием.

По ту сторону обсуждения

По мнению Натальи Таубиной, «то, что законопроект сейчас предоставлен общественному обсуждению, это, безусловно, положительный момент всего процесса реформирования, и он, наверное, первый, подтверждающий слова и президента и министра внутренних дел, что в процессе реформирования активное участие примут граждане. Другой момент – это как поступающие в обсуждение предложения дальше будут учитываться. Тот опыт разработки законопроекта внутри МВД у меня пока большого оптимизма не вызывает. Потому что на этапе подготовки текста нашими коллегами-правозащитниками, входящими в состав оргкомитета, активно вносились предложения, которые в минимальной степени были учтены в том документе, что был опубликован и представлен на обсуждение. То есть, с одной стороны, людям дали возможность высказаться. С другой стороны, нет такой уверенности, что разумные высказывания потом будут учтены, и текст действительно будет преобразован в лучшую сторону. Велика вероятность, что это лишь выхлоп для общественности. Есть надежды, что процесс реформирования в целом правоохранительной системы будет продолжаться. Такие заявления звучат, в том числе и со стороны президента, как минимум, по части единого следственного комитета. Но пока это все очень обтекаемо, и у меня очень осторожное к этому отношение, потому что реформирование органов внутренних дел – сложный процесс, а на данный момент удовлетворенность от него весьма невысока».

Михаил Краснов считает, что общественное обсуждение – «отвлекающий момент. Вот выносится такой важный законопроект на обсуждение, и граждане начинают обсуждать вещи, может быть, действительно нужные, но в макроситуации малоэффективные. Ведь будет / не будет ли аттестация, проблему это не решит. Но хочется надеяться, что данный законопроект – это сигнал к постепенному реальному реформированию».

То, что законопроект требует длительной и качественной доработки, не вызывает сомнений. Более того, он не выполняет функцию универсализации и сбора всех необходимых положений в одном документе и имеет множество отсылок к другим законодательным актам, а многим в некоторых положениях и вовсе противоречит (по некоторым оценкам, в частности, основному документу страны – Конституции РФ). Понятно, что один закон – не панацея, и нужен комплекс мер по реформированию, которого на данный момент не наблюдается. Однако за всеми недостатками и негативом можно обнаружить положительные моменты, ибо дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

10:11 Кандидат в президенты Украины рассказал о поездке в Москву
09:45 Восемь тонн рыбных отходов вывалились у здания Камчатского правительства
09:23 Семья из четырех человек погибла в пожаре в Омске
09:13 В Таиланде стартовали первые выборы после переворота
09:05 Спасатели эвакуировали более 300 человек с лайнера у берегов Норвегии
23.03 18:56 В Шерегеше люди застряли на канатной дороге на несколько часов
23.03 18:43 В Лондоне на марш по поводу Brexit вышли сотни тысяч человек
23.03 18:15 У берегов Норвегии начал тонуть круизный лайнер
23.03 17:50 Помпео отказался считать слова Трампа о Голанах политикой двойных стандартов
23.03 17:07 Матвиенко допустила изменение Конституции
23.03 16:44 В Старом Осколе вор погиб при нападении на полицейского
23.03 16:17 Порошенко раскритиковал Бойко и Медведчука за поездку в Россию
23.03 15:58 В Дагестане почти 90 человек попали в больницы с кишечной инфекцией
23.03 15:33 Приморский суд арестовал двух последователей «Свидетелей Иеговы»
23.03 15:07 НАТО построит в Польше склад для военной техники США
23.03 14:45 Полиция изъяла документы в ряде министерств Ингушетии
23.03 14:26 Российские Су-27 дважды провожали бомбардировщики США над Балтийским морем
23.03 14:05 Несколько десятков «желтых жилетов» собрались в Ницце и Париже
23.03 13:42 Макрон призвал ЕС противостоять США и Китаю
23.03 13:14 Умерла советская певица Валентина Дворянинова
23.03 13:03 Общественная палата Крыма ответила на приглашение на выборы в Украину
23.03 12:37 Шипулин объявил об участии в праймериз «Единой России»
23.03 12:23 Эрдоган посетит Россию 8 апреля
23.03 12:07 Следователи завели дело на экс-главу ГИБДД по Новосибирской области
23.03 11:51 Петицию с требованием отменить Brexit подписали почти 4 млн человек
23.03 11:30 Росстат подсчитал количество заядлых курильщиков в стране
23.03 11:07 Российские парусники отправятся в экспедицию к Антарктиде
23.03 10:45 На Украине появится День памяти жертв российско-украинской войны
23.03 10:27 Российские фигуристы уступили французам на чемпионате мира
23.03 10:10 Президент Казахстана подписал закон о переименовании Астаны
23.03 09:55 Новую версию КоАП РФ представят к 1 июня
23.03 09:37 Зеленский назвал главное условие возвращения Крыма
23.03 09:17 Спецпрокурор Мюллер завершил расследование о связях РФ и США
23.03 09:02 Венесуэльский госбанк оказался под санкциями США
22.03 19:01 Все судьи томского райсуда ушли в отставку из-за приговора полицейским
22.03 19:00 Ученые ищут причины гибели яблонь в Северной Америке
22.03 18:18 Стрелок из Утрехта сознался в преступлении
22.03 17:48 «Газпром» заявил о готовности продлить с Украиной контракт по транзиту газа
22.03 17:19 «Роснефть» высадила миллион деревьев
22.03 17:17 Медведев провел встречу с кандидатом в президенты Украины
22.03 16:50 «Аэрофлот» отменит самые дешевые билеты с багажом после начала продаж безбагажных
22.03 16:36 Заключенные мордовской колонии устроили акцию самоистязания в знак протеста против пыток
22.03 16:06 Испытание лекарства от болезни Альцгеймера закончилось неудачей
22.03 15:37 Загитова взяла золото на ЧМ по фигурному катанию
22.03 15:33 Произведения искусства могут вывести из-под закона об оскорблении чувств верующих
22.03 14:53 ЦБ сохранил неизменной ключевую ставку
22.03 14:34 Disney закроет подразделение 21st Century Fox
22.03 14:02 СБУ обвинила Россию в подготовке теракта в харьковском метро
22.03 13:38 МВД предложило не возбуждать дела о сбыте наркотиков без достаточных доказательств
22.03 13:08 У россиянина-чемпиона мира по спортивной ходьбе отняли медаль за допинг
«ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ритейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Южная Корея Юлия Тимошенко авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции русские националисты сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.