Адрес: https://polit.ru/article/2010/09/13/kostkuz3/


13 сентября 2010, 20:19

Контекст современного поэтического книгоиздания

Ну, горячей полемики тут не получится.

Дмитрий Кузьмин опережает меня, справедливо замечая, что издает хоть и тоненькие книжечки, но не «восьмые», а первую-вторую-третью того или иного конкретного автора. Скучновато рассуждать о различиях между второй и восьмой книжкой в репрезентационном отношении. И вообще, тема скорее раздумчива, чем полемична. Начнем с того, что вопрос не стоит – либо-либо. Пусть цветут все цветы. Другое дело, что каждый тип книгоиздания должен соотноситься с какой-то конкретной задачей, с неким типом читателя – или чтения. В книжном бизнесе есть механизм обратной связи (прибыль). Некоммерческое издание – дело дотируемое, меценатское, и цели должны быть прописаны изнутри. И книги конкурируют не друг с дружкой, а, в первую очередь, с другими носителями. И вынуждены искать нишу в этом контексте.

По-моему, доступ к новым текстам оперативно дает Интернет. Нельзя недооценивать перспектив электронных книг. Если я правильно понимаю, сектор осмысленного бумажного книгоиздания сужается. Будут востребованы красиво изданные книги, с какой-то сквозной содержательно-оформительской идеей, придумкой. Книга – роскошь, а не средство для чтения. Думаю, создание новых точек сгущения современной литературы в Интернете постепенно решит все проблемы контакта с читателем: знакомство, приобщение, углубление. Слоистая структура в Сети очень даже возможна и как-то уже представлена, только плохо упорядочена. Но, по-хорошему, ничего не мешает иметь в наличии возможно более полный (и еженедельно пополняемый) корпус стихов того или иного поэта с фильтрами «Избранное» (пополняемое ежегодно), «Новейшее» и т.п.

Книга стихотворений действительно становится коллекционной. И здесь найдется место и довольно полным, представительным изданиям (как «Ода одуванчику» Гандельсмана или «Переход на летнее время» Айзенберга), и жестко избранным, симпатично описанным Дмитрием Кузьминым. Возможно, я ошибаюсь, но эта идея крайне близка к антологии – почему бы не объединить 10-20 таких поэтов по 20-30 стихотворений с умными предисловиями под одной обложкой? Или кассетный формат.

Забавные бывают сближения. Да, я восхищаюсь Георгием Ивановым и Георгием Адамовичем. Но вряд ли Дима знал, что я встречался и с писателем Слепухиным – в 1986-м, когда он вернулся в Ленинград из Южной Америки. Но это, как говорится во многих местах (думаю, и у Байтова где-нибудь), совсем другая история