Адрес: https://polit.ru/article/2010/09/24/dav240910/


24 сентября 2010, 16:58

Проекты единения нации. Права.

Утро, кто-то в дверь кулаком, открываю, нечто с погонами майора и участковый наш, практически человек, этот стесняется, понятно. Время такое, что не спят только дворники.

- Оденьтесь, пожалуйста, и пройдемте.

В голове стучится – не был, не состоял, не хранил, неужели, но это вряд ли, а участковый полушепотом:

- Да ничего страшного. Просто президент обязал нас зачитать вам ваши права.

Спросонья не разобрать, неважно, во дворе – толпа, ОМОН по периметру, люди смурные, чаще зевают, чем возмущаются.

На клумбу влез какой-то бегемот в мышином мундирчике, глаз не видно, но понятно, что глаза добрые, тоже зевает.

- Граждане Российской Федерации!

Это что ли мы?

Сигарету машинально в зубы, и тут же по зубам удар, майор тот самый лыбится:

- Вы имеете право знать, что курение может привести к медленной и мучительной смерти, и, кроме того, омрачить торжественность момента. Вы также имеете право на удар по зубам.

Сглатываю кровь, поскольку непонятно, имею ли право сплевывать, пытаюсь слушать.

Голова гудит, слова неотчетливы, хотя бегемот, очевидно, старается. Вы имеете право. Копытами в сторону моря, дубинкой по башке, по почкам, с ноги в табло, со знанием дела перечисляет, видно, люблю профессионалов.

- Вы также имеете право хранить молчание. Все равно, все, что вы скажете, не имеет никакого значения, а все, что понадобится, и так потом подпишете.

- Если вы сотрудник крупной нефтяной компании, вы имеете право убить двух – но не более – человек по вашему выбору, за исключением сотрудников других нефтяных компаний и госслужащих.

- Если вы милици…, то есть, пардон, полицейский…

Я не милиционер. И ничего такого не будет, конечно же, а жаль.

Из президентской инициативы с зачитыванием гражданам перед задержанием прав мог бы выйти толк, а выйдет пшик. Ну, сами подумайте: оттарабанят они мне по книжке – наверняка еще с ошибками – про молчание, суд и адвоката, но потом – все равно в печень. Не на улице, так в отделении. Что я почувствую, кроме раздражения? Правильно, примитивную физическую боль еще, но речь не об этом.

В общем, вопреки заветам коротышек из цветочного Ярославля, не стать мне внутренне свободным человеком.

Иное дело – если легализовать статус-кво. Добавить таблетке сладости. Отчего бы государству не поступить так, как поступает мудрая мать, заставляя ребенка есть невкусную – в нашем случае, практически, березовую, - кашу? Самолетик летит, ам.

Понимаете, между человеком, который получает дубинкой по голове в результате милицейского произвола, и человеком, у которого есть право получить дубинкой по голове, - пропасть. Вы вдумайтесь: не у полицейского есть право вас ударить. У вас есть. Право. Получить.

Право получить. Сладкие грезы советской эпохи. И на площади, где метелят очередной митинг – не беспредел уже, а спецраспределитель. Не жертвы, а избранные. Люди, которым в России – не так это часто, между прочим, случается, - удалось реализовать свои права. Не хорьки, а граждане. Можно даже сказать, хозяева страны.

Не печальная необходимость дать взятку чиновнику, а право. Не мрачная перспектива, оказавшись не в то время и не в том месте, быть обвиненным в краже какого-нибудь несчастного мобильника, а право. И так далее.

А уж как скакнет Россия вверх в рейтингах разнообразных правозащитных организаций, если все права граждан будут в ней реализованы со страшной силой.

И вопрос всего лишь в корректности формулировок.

Да и нация, разумеется, сплоченней станет. Особенно в стране, где испокон веков за одного битого двух небитых дают. Вообще, честность сплачивает. Об этом еще Солженицын писал, большого ума человек.

См. также: