Временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин стал членом партии "Единая Россия" - менее чем через сутки после того, как написал заявление о вступлении. Появление врио мэра в рядах партийцев позволит ему попасть в список кандидатов на пост столичного градоначальника. Что будет дальше с 74-летним давним соратником уволенного со скандалом Лужкова - вопрос. С одной стороны, Ресин, став врио, стал активно бороться с наследием бывшего мэра. С другой стороны, Медведев взял курс на омоложение губернаторского корпуса.
Заявку на вступление в "ЕдРо" Ресин подал во вторник вечером после разговора с Владимиром Путиным. "В ходе встречи они подробно обсудили текущие моменты хозяйственной деятельности города, актуальные социально-экономические вопросы жизни столицы", - так расплывчато описал тему встречи пресс-секретарь Путина. Тем не менее встреча Ресина с премьером стала значимым фактом, особенно на фоне сообщений о том, что Путин впервые публично участвует в процессе выбора губернатора.
Вступление в Ресина в ЕР состоялось необычайно быстро. Дело в том, что для вступления в партию по уставу требуется полгода ходить в "активных сторонниках". Однако в "Единой России" сочли, что Ресин именно такой. "Ресин будет принят в партию обязательно, потому что он сторонник партии уже не один год. А у нас по уставу это как кандидатский стаж идет", - объясняла "Русской службе новостей" секретарь московского отделения партии Елена Панина.
Ранее в СМИ уже проходила информация, что федеральный центр может оставить Ресина работать в мэрии до федеральных выборов 2011-2012 годов, чтобы обеспечить стабильность в городе, где живет больше всего избирателей. Однако вступление Ресина в партию может означать его выдвижение в мэры столицы. Пока - в шорт-листе кандидатов. Как ожидается, "Единая Россия" 9 октября предоставит президенту Медведеву список кандидатов, после чего президент выберет, какую из кандидатур предложить для голосования Мосгордуме.
Напомним, что один из отцов-основателей "Единой России" Юрий Лужков вышел из партии сразу после того, как Медведев уволил его "в связи с утратой доверия". Ресин несмотря на долгую карьеру бок о бок с Лужковым, оказавшись его в кресле, тут же начал активно бороться с наследием опального градоначальника. За неделю, прошедшую с назначения, Ресин успел сказать о своем недовольстве памятником Петру Первому - символом эпохи Лужкова. Также он разрешил геям провести в Москве публичную акцию, остановил строительство музейного депозитария на Боровицкой площади и уволил префекта Северного округа столицы Олега Митволя, который был самым публичным чиновником из лужковской команды.
К достоинствам Ресина можно отнести не только его внезапное желание покончить с "лужковским наследием", но и относительно мирный переход власти в Москве в случае его назначения на пост мэра. Федералы смогут выторговать посты в московском правительстве, назначить реальных кураторов, даже провести какие-то серьезные реформы в Москве. К недостаткам - преклонный возраст (74 года), что диссонирует с заявленным курсом на омоложение кадров. Кроме того, Ресин все-таки "лужковский человек".
Главными претендентами на пост мэра называли Сергея Собянина (он, по слухам, отказался от поста) и замруководителя администрации президента Александра Беглова (про него известно крайне мало). В прессе называются также имена вице-премьера Александра Жукова (наряду с Дмитрием Козаком один из самых незаметных вице-премьеров), первого вице-премьера Игоря Шувалова (по некоторым данным, не в восторге от мозможного поста), вице-премьера Сергея Иванова (сомнительно, что захочет столь туманной перспективы вместо уже ставшей привычной оборонки), министра обороны Анатолия Сердюкова (экзотическая и малопонятная кандидатура, как и логика называвших его - реформа армии незакончена, хотя многим генералам очень хотелось бы перевода Сердюкова хоть бы и на Москву), управделами президента Владимира Кожина. Все они назывались исходя из логики - "подмять Москву может только политик-тяжеловес федерального уровня с прямым доступом к первому лицу".
Называли также заместителя Лужкова - Юрия Росляка. Из региональных руководителей называются "бывшие москвичи" - экс-депутат, экс-губернатор Калининградской области Георгий Боос (ему при отставке туманно обещали федеральную должность), работавший в московском правительстве губернатор Ивановской области Михаил Мень и бывший вице-мэр Москвы, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Кандидаты-"москвичи" назывались всякий раз, когда появлялись слухи об отставке Лужкова, в данном случае можно уже говорить о "дани моде".
Ресин очевидно начал сдавать позиции, по которым ранее московская мэрия не продавливалась федеральными властями. За способность к диалогу врио градоначальника и был приглашен в "Единую Россию" и, что более важно, к премьер-министру Владимиру Путину. Ранее многие наблюдатели предполагали, что раз уж Медведев снимал Лужкова, то назначать нового мэра будет Владимир Путин. Так что именно встреча с Ресиным может быть воспринята как сигнал.
Впрочем, процедурно и политически процесс назначения нового московского начальника куда сложнее. Во-первых кандидатуру в московский парламент вносит все-таки президент. Во-вторых, кандидатура будет согласована с московскими властями, чтобы те не заблокировали ее в Мосгордуме, вызвав длительный политический кризис. В-третьих, кадровое решение такого уровня зависит от ситуативного расклада сил во властной элите, часто трактуемом как "отношения Медведева и Путина".
Многое будет зависеть и от числа кандидатов в "единороссовском" списке, который в субботу доложат президенту. Если в нем будет три равных кандидата (условно - Ресин, спикер МГД Платонов и, например, Владимир Кожин или вовсе "резервист" из президентской тысячи), то шансы Ресина представляются преимущественными. Если же их будет больше и среди них будет несколько влиятельных политиков, то шансы Ресина становятся мизерными.
Однако факт встречи с Путиным (в которой демонстративно отказывалось Лужкову на протяжении всего его конфликта с Кремлем) показателен - премьер включился в московские процессы. А администрация президента и московские власти после отставки Лужкова снизили градус борьбы и демонстрируют всем, что диалог между ними идет, а топор войны зарыт в землю (по крайней мере, повешен на стену). Такой сценарий имеет много преимуществ перед конфликтным отжиманием "москвичей" из столицы (см. об этом "Москва-транзитная").
Правда, если вдруг Кремль решится назначить Ресина, это будет довольно ощутимым имиджевым проигрышем. Стоило ли городить огород с десятками репортажей по центральным каналам, рассказывающих о коррупции в Москве, если смысл сводился к тому, что лично Дмитрия Медведева "достал" лично Юрия Лужков? Такого рода персональное (вар. "ручное") разбирательство власть никак не красит, а ее уверения в необходимости ликвидировать "правовой нигилизм" и коррупцию - так и вовсе обнуляет.