Адрес: https://polit.ru/article/2010/10/18/europe/


18 октября 2010, 09:33

Призрак многополярной Европы

Французский морской курорт Довиль стал известен в конце XIX в. – это было время гранд-отелей и роскошных казино. Кроме того, это было время, когда великие державы разделили Европу на части, и каждая ревниво охраняла свой собственный кусочек. Соответственно, Довиль – подходящее место для нынешней встречи на высшем уровне (назначенной на понедельник, 18 октября), в которой будут участвовать три неизменно великие державы континента – Германия, Россия и Франция. Причем всё это происходит в эпоху, когда Европа снова становится многополярным континентом.

Ангела Меркель и Николя Саркози обращаются к России, потому что поддержание европейской безопасности перестало быть исключительно делом НАТО и ЕС. Они правы. Соединенные Штаты дали понять, что они не так уж заинтересованы во внутренней безопасности Европы – показательным стал эпизод, когда президент Обама решил не приезжать на двадцатилетнюю годовщину падения Берлинской стены. Кроме того, нынешний порядок неэффективен – он не может справиться с войнами в Косово и Грузии, с недавним инцидентом в Киргизии и рядом так называемых «замороженных» конфликтов по всему континенту. Масштабный проект экспансии ЕС на Восток в последнее время стал давать сбои. Если Турция и Западные Балканы войдут в состав ЕС (на что мы очень надеемся), НАТО и ЕС даже тогда не смогут стать главными институтами безопасности Европы, которые бы действовали во всех европейских государствах. Таким образом, европейцам необходимо как можно скорее приступить к переосмыслению принципов своей безопасности. Программа у саммита правильная, но участники подобраны неверно.

Необходимо, чтобы в переговорах участвовала Россия. Порядок, установившийся после холодной войны, ей никогда не нравился, а теперь она достаточно окрепла, чтобы открыто выражать свое несогласие с ним. Но она готова к вовлечению в процесс – пару лет назад Медведев сам предложил разработку нового договора о европейской безопасности.

Еще одно кресло за столом переговоров должна занять Турция, из которой формируется новый полюс европейского континента. Как говорит Ахмет Давутоглу, турецкий министр иностранных дел, Турция – это деятельный участник событий, а не проблема. Турецкая сфера влияния начинается с Центральной Азии, проходит через Кавказ и Ближний Восток и доходит до Западных Балкан. У Европы есть своя заинтересованность в этом конфликтогенном районе, а также в тех областях, которые Россия считает своим «ближним зарубежьем». Это значит, что каждый будет отстаивать свои интересы; вопрос только в том, будет ли это проходить в формате взаимодействия или соперничества.

ЕС там представлен, но многим его государствам-участникам не нравится, что представлять их будут Париж и Берлин. Пожалуй, разумнее было бы предоставить представительские полномочия баронессе Эштон. С одной стороны, это отвечало бы Лиссабонскому договору, а с другой, позволило бы Евросоюзу наконец избавиться от аномальной ситуации, в которой ЕС – важнейшая организация, отвечающая за безопасность в Европе, – не представлен ни в одном из европейских институтов безопасности.

Вместо тщетных попыток залатать прорехи в уже существующих институтах, можно было бы привести их в движение снизу вверх. Можно было бы вовлечь Россию в создание противоракетного щита, инициатором которого выступили США, и тогда Североатлантический альянс смог бы, опираясь на начатую Обамой «перезагрузку», установить общеконтинентальную идентичность в вопросах безопасности. Большая часть внимания была бы тогда сосредоточена на внешних по отношению к Европе угрозах. Но наряду с этим ЕС должен договориться со своими соседями, чтобы они все вместе повышали внутреннюю безопасность в Европе. Ему нужно установить доверительные отношения между европейскими державами и побуждать их к тому, чтобы они показали свою готовность к сотрудничеству. Например, можно было бы привлечь Россию к разрешению замороженных конфликтов в Приднестровье и поддержать вовлечение Турции в решение проблем Боснии. Регулярный неформальный «триалог» (trialogue), в ходе которого обсуждалась бы работа с этими проблемами, способствовал бы сближению ЕС, России и Турции; то же относится к другим заинтересованным государствам.

И встреча в Довиле, и ноябрьский саммит НАТО, задача которого состоит в выработке новой стратегической концепции НАТО, подтверждают ощущение, что настала пора переосмыслить понятие европейской безопасности. В прошлом десятилетии ЕС в основном защищал европейский порядок, который больше не работает, и надеялся на наступление мирового порядка, основанного на многостороннем сотрудничестве (чего, вероятно, вообще никогда не произойдет). Европейский совет по международным отношениям только что опубликовал доклад «Призрак многополярной Европы» (The spectre of a multipolar Europe). Он призывает выработать творческий и взвешенный подход к изменяющимся условиям и разумно ответить на требования России и Турции, которые хотят, чтобы их воспринимали серьезно и относились к ним как к полноценным участникам игры. Перефразируя лорда Исмэя, переосмысление концепции безопасности должно вести к тому, чтобы сделать ЕС объединенным, Россию – постимперской, а Турцию – европеизированной.

Марк Леонард (Mark  Leonard) – исполнительный директор Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations).

[1] Имеется в виду афоризм лорда Гастингса Исмэя (Lord Ismay), первого генерального секретаря НАТО: «Держать русских вовне, американцев – внутри, а немцев – внизу» (to keep the Russians out, the Americans in, and the Germans down).