Адрес: https://polit.ru/article/2010/10/25/flahertiana/


25 октября 2010, 18:45

Урожай золотых нануков

Про фестиваль

Про фестиваль документального кино «Флаэртина» писать трудно. Там показывают фильмы про нормальную жизнь, а язык статей приспособлен для описания интерпретационной видимости.

Правильней было бы снять про «Флаэртиану» такой же документальный фильм, или писать рассказ- русскую литературу, но это получатся патроны для других револьверов.

Про документальный фильм

Про документальный фильм писать трудно. Он показывает нормальную жизнь, и пересказывать её невозможно, даже спойлера не выйдет.

Правильней было бы рассказывать о нем в междометиях – «короче, прикинь» и т.д., но здесь надо размахивать руками и шевелить лицом, опять же получаются другие боеприпасы.

Про человеческие страдания

Когда смотришь, как мучаются люди в разных странах, много думаешь про империализм. Или нет! Скорее про власть корпораций-кровососов. Или нет! Скорее про поганые политические режимы. Или про звериный оскал феминизма.

В общем, везде люди живут трудно, и есть только две точки, в которых можно соскочить с круга страстей и страданий – стать асоциальным элементом или стать архисоциальным элементом, воспринимать социализацию как дхарму.

В фильмах на нынешнем фестивале – были такие примеры – по первому способу  - асоциальный беспризорник из Катманду Сону («Волчата» Kleine Wolfe/Lonely Pack, Германия, режиссеры Джастин Пич и Лиза Энгельбах, трейлер)
и асоциальный бывший учитель из Таиланда («Аграрная утопия»/ Agrarian Utopia, Таиланд, Нидерланды, режиссер Урупхонг Раксасад, трейлер)

Беспризорника спрашивают, что ты будешь делать если тебе дадут очень-очень много денег, он говорит – отдам племяннику, пусть когда вырастет, откроет лавку, может быть у него получится. Отвечает сразу, не раздумывает.

Бывший тайский учитель рванул из города в деревню и живет там не тужит, в то время как все движутся в обратном направлении – крестьяне из-за алчных банков становятся батраками и, перед тем как перебраться в город, обсуждают плюсы и минусы – будет ли в городе возможность охотится на крыс. Судя по тому, что мы знаем о тайской кухне, в том числе из фильма -  кушать крыс там не западло, не является чем-то из ряда вон выходящим. (От себя: пользуясь случаем, хочу еще раз выразить гражданский протест распоясавшейся наружной рекламе. Если на улицах Москвы есть место для дебильных плакатов «Рыба ждет», почему нет места для плакатов «Свинина ждет» или «Крысятина ждет»? Не забудем! Не простим!).

Стать архисоциальными элементами почему-то получается у героев польских фильмов. Вот тут загадка. Мало того, что у поляков получается очень хорошее документальное кино, но люди, которых они снимают, ведут себя как-то очень душевно по отношению к земле, где они живут или находятся. На фоне мучающихся аборигенов из фильмов ол оувер зе ворлд, у поляков как-то все очень симпатично обустроено. Польские фильмы надо смотреть такие  - «К северу от Калабрии режиссера Марчина Саутера, «Край России» режиссера Михаила Марчака, «Химия» Павла Лозинского, «Обходной путь» Анны Казеяк. Наверное, надо смотреть и другие, но это все, что успел посмотреть. Может быть для поляков документальное кино – это такой подходящий национальный вид искусства, как для бразильцев – футбол. А может быть у них все правильно в этом деле институционально устроено, что стране есть дело до документального кино.

У нас-то не так. Председатель жюри Виктор Лисакович даже предложил кинематографистам объявить бойкот телевидению, чтобы они там вели себя прилично. За бойкотами всех ко всем у нас, конечно, не заржавеет. Итак никто ни с кем не разговаривает, не такие мы люди. Чего-то все перевернулось, ведем себя как гордые ляхи тарас-бульба-стайл, а они, как нормальные люди, а?

Что такое флаэртиановские новости

В фильме «Симфония Киншасы»/Kinshasa Symphony (Германия, Конго, режиссеры Клаус Вишман и Мартин Бэр) показывают симфонический оркестр, который организовал и собрал Арман Дьянгиенда, бывший пилот единственного в стране самолета. Самолет разбился, пилот решил стать дирижером. Все музыканты учатся играть на музыкальных инструментах и репетируют из любви к искусству. Менеджер оркестра выпиливает из бревна контрабас. Страна бедная, жизнь тяжелая. Не сразу в фильме становится понятно, что пилот-дирижер – один из столпов «Церкви Иисуса Христа на Земле через Его особого посланника Симона Кимбангу», точнее внук этого самого Симона Кимбангу и поэтому некоторые вопросы относительно подвижничества и самоорганизации музыкантов-любителей снимаются. Оркестр – прекрасный и в самые прекрасные чувства повергает. При этом по отдельности каждый музыкант играет мимо нот, а когда все вместе грянут — звучат как надо. Получается, что церковь эта, мало того, что бельгийских колонизаторов помогла победить, но вот наворачивает вокруг себя культурное пространство со всякими новациями. Режиссер рассказывал, что скоро музыканты обещали показать первую африканскую симфонию.

А теперь о флаэртианской струе, связанной с Конго и проблеснувшей в новостях уже после того, как фестиваль закрылся.

В изложении «Ленты.ру», сокр., события происходили 25 августа 2010 года, подробности стали известны 20-21 октября 

«Разбившийся в Конго самолет упал из-за крокодила. Согласно выводам следствия, основанным в том числе на показаниях единственного выжившего в катастрофе человека, один из пассажиров вез крокодила, спрятанного в спортивную сумку. Когда самолет заходил на посадку, животное выбралось из сумки, что привело к возникновению паники в салоне.
Из-за того, что пассажиры повскакивали со своих мест и побежали к кабине пилота, маленький самолет Let L-410 Turbolet потерял равновесие и рухнул на пустой дом в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы.
В катастрофе погибли 20 человек, включая двух пилотов - британца и бельгийца. Последний также был владельцем авиакомпании Filair, которой принадлежал разбившийся самолет.
The Sun пишет, что, по иронии судьбы, крокодил после падения самолета выжил; его позднее убили спасатели, извлекавшие из-под обломков самолета тела погибших людей».

Вполне себе флаэртианское кино в прозе. Драматическое, конечно.

Кстати, на церемонии закрытия «Флаэртианы» объявляли победителя зрительской лотереи. Разыгрывались номера билетов. Победил номер 148826! Зал, конечно, смеялся. Тоже, в своем роде, крокодил, получился.

Про цирк

Отличная картина «Свободная проволока»/Tightrope режиссера Нурии Ибаньес (Мексика). И совершенно невозможно пересказать. Бродячая цирковая семья – четыре с половиной человека затрудняются возить и показывать цирк-шапито, на представления приходят три с половиной человека. Никакого уныния, тяжелый труд и достоинство династии. Говорят друг с другом не о том, как трудно зарабатывать гроши, а о том, какое это счастье — принадлежать настоящей цирковой семье. Описать словами, в общем, трудно, в таких случаях говорят – «феллини».

Про пацанство

Совершенно удивительно, что приз ФИПРЕССИ и приз за лучший полнометражный фильм достался картине «Мачо на досуге»/Freetime Machos, режиссер Мика Ронкайнен (Финляндия, Германия). Это очень хороший фильм про настоящее братство. К сожалению, такие фильмы мало поощряют обычно. На международных кинофестивалях считается западло отмечать пацанские фильмы, а это является сигналом для разных жучков производить нарочно всякую фестивальную лабуду. Здорово, что на «Флаэртиане» это не прошло.

Про героев

Если б снимать флаэртианский фильм про «Флаэртиану», то героями, конечно были бы Павел Печенкин и его друзья. Золотых нануков, которые они терпеливо сеют в мире, с каждым годомпрорастает все больше и больше. Так пусть же ж!

Проходят зрители - салют Павлу Печенкину! фото Наташи Четвериковой

Проходят зрители - салют Павлу Печенкину! фото Наташи Четвериковой

Виктор Лисакович бьет посуду. фото Наташи Четвериковой

Виктор Лисакович бьет посуду. фото Наташи Четвериковой

Президент МКФ

Президент МКФ "Миллениум" (Бельгия) Любомир Георгиев (Lubomir Georgiev) вспоминает цели тысячелетия. фото Наташи Четвериковой

Режиссер

Режиссер "Симфонии Киншасы" Мартин Бэр (Martin Baer). фото Наташи Четвериковой

Жиль Кулон (Jill Coulon) сняла сумоиста.

Жиль Кулон (Jill Coulon) сняла сумоиста. "Обычная жизнь. Хроники борца сумо". фото Наташи Четвериковой

Девушка моей мечты Даниэла Ди Джиакомо привезла семинар Флаэрти из самого Нью-Йорка. фото Наташи Четвериковой

Девушка моей мечты Даниэла Ди Джиакомо привезла семинар Флаэрти из самого Нью-Йорка. фото Наташи Четвериковой

Это пошли молодцы поляки. Анна Казеяк (Anna Kazejak),

Это пошли молодцы поляки. Анна Казеяк (Anna Kazejak), "Обходной путь". Ай, какое кино! фото Наташи Четвериковой

Польские режиссеры Марчин Саутер (Marcin Sauter) и Михал Марчак (Michal Marczak). Марчин - не такой высокий, он встал на носочки, чтобы подать себя в более выгодном свете. Михал этого не замечает, он трошки рассеяный. фото Наташи Четвериковой

Польские режиссеры Марчин Саутер (Marcin Sauter) и Михал Марчак (Michal Marczak). Марчин - не такой высокий, он встал на носочки, чтобы подать себя в более выгодном свете. Михал этого не замечает, он трошки рассеяный. фото Наташи Четвериковой

Режиссер

Режиссер "Свободной проволоки" Нурия Ибаньес (Nuria Ibanez) удивляется на то, какие у пермяков фамилии. фото Наташи Четвериковой

Вообще это конкретная женщина, но я бы сказал, что это и есть Пермь, которая внимательно смотрит. фото Наташи Четвериковой

Вообще это конкретная женщина, но я бы сказал, что это и есть Пермь, которая внимательно смотрит. фото Наташи Четвериковой

Какие-то пермские мужики. Не знаю, кто. Один пальцы загибал, второй говорил - на сколько-то миллионов больше, чем в прошлом. Торгуют, наверное. фото Наташи Четвериковой

Какие-то пермские мужики. Не знаю, кто. Один пальцы загибал, второй говорил - на сколько-то миллионов больше, чем в прошлом. Торгуют, наверное. фото Наташи Четвериковой