1 апреля 2023, суббота, 10:17
VK.comTwitterTelegramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Роликом по бездорожью

Ролики в сети становятся новым трендом в России. К решению посредством размещения видеокомпромата в сеть вопросов узкого политтехнологического профиля (одним из главных вопросов является освоение бюджета на пиар-кампанию) все давно привыкли. Теперь ролики все более используются в сфере корпоративного пиара. Таким представляется многим ролик блоггера Алексея Навального о хищениях в «Транснефти». Попытки изменить отношение лиц, принимающих решения, к проблеме наличествуют и в иных хозяйственных сферах. Последний пример — ролик студии «Антимульт» о дорожном строительстве. Его преимущество по сравнению с эскападами Алексея Навального — наличие позитивной программы, а не только негативные констатации.

Анимационная студия "Антимульт" создала социальный ролик "Почему в России самые плохие дороги в мире", сообщает студия. Ролик создан в стилистике анимированной инфографики и доступно рассказывает о двух главных причинах плохих дорог в России: коррупции и использовании устаревших технологий строительства дорог. В ролике показывается, что не будь этих двух причин, хороших дорог в нашей стране могло бы быть в 10-15 раз больше через 10-15 лет, причем, практически за те же деньги - с увеличением стоимости дорог лишь на 1-2%.

На создание такого ролика студию вдохновила работа Джонатана Джарвиса "The Crisis of Credit", доступно рассказывающая, почему произошел мировой финансовый кризис, говорят представители студии.

Студия «Антимульт» известна производством как ряда некоммерческих роликов, так и производством рекламы (в числе клиентов были МТС, «Эксмо» и даже Минпромэнерго - см. ролики на сайте студии). Некоммерческие ролики, правда, тоже упрекали в том, что в них довольно много известных марок. А некоторые довольно удачно коррелировали с большими политическими процессами в стране («антиюкосовский» «Новое русское Евангелие» рассказывал о круговороте взяток в стране, а в «антизюгановском» «Холодное лето 2003-го» герой попадает в альтернативную реальность, где  советское прошлое причудливо смешивается с реальностью начала 2000-х).

Дороги в России не самые плохие в мире, признают в «Антимульте»: наша страна находится на 111-м месте в мировом рейтинге качества дорог среди 191 страны мира. Однако, среди цивилизованных и развивающихся стран, Россия безусловно отстает по качеству дорог.

У ролика к настоящему моменту просмотров не очень много — чуть более четырех тысяч (в 2003-м году как признавались в студии, число просмотров могло превышать несколько сотен тысяч в день). Несомненно, впрочем, что число важных симпатизантов и, наоборот, потенциальных противников идей, изложенных в ролике существенно больше. Ко вторым относятся и обозначенные в ролике «коррупционеры», и дорожники, которым выгодно ремонтировать дороги больше, чем строить. К первым же стоит отнести, прежде всего, производителей «новых дорожных технологий», на которые уповают создатели ролика. Просто «антикоррупционеры», как представляется, не представляют консолидированной социальной группы, вообще обнаруживаются они с большим трудом.

Например, порадоваться ролику должны представители «Сибур-холдинга» - крупнейшего нефтехимического холдинга в России, контролируемого структурами «Газпромбанка». «Сибур» уже два года пытается активно выйти на дорожный рынок и пролоббировать ряд решений по внедрению  полимерных битумов (полимерно-битумные вяжущие, сокращенно — ПБВ) в дорожном строительстве. О чем и идет речь в ролике «Антимульта».  “Доля ПБВ при строительстве и ремонте автомобильных дорог в Германии составляет 22%, в Австрии – около 45%, на Аляске – 50%, в России – менее 3%. В некоторых странах (например, Китае) обязательное использование ПБВ при строительстве новых дорог закреплено на законодательном уровне», - приводит данные в своих пресс-релизах «Сибур», тем самым подсказывая правительственным агентам решение проблемы больших трат на дорожное хозяйство.

Проекты, впрочем, продвигаются не без труда — реализованные можно пересчитать по пальцам. Аналитики отмечают сопротивление дорожного лобби в регионах, которому удобнее работать так, как раньше.

Стратегия размещения роликов в сети для воздействия на интернет-общественность, а далее и на лиц, принимающих решения, - не российское изобретение. Более того, ролики в сети в более интернетизированных, по сравнению с Россией,  странах используются и как средство электорального воздействия. Предвыборный ролик Барака Обамы, где различные поп и рок исполнители пели песню «Yes we can”, просмотрели на видео-хостинге YouTube более миллиона человек (сейчас, через два года после завершения предвыборной гонки счетчик показывает полтора миллиона просмотров — это без скачек, зеркальных копий и т. д.).

Ролики относительно недороги, по силе воздействия не менее эффективны чем текстовые материалы. А на визуалов, не обладающих большим количеством времени и просто ленивых людей оказывают даже большее влияние, чем газетная публикация или самый популярный пост блоггера.  Момент появления ролика про дороги в сети выбран довольно удачно — аналогичный ролик касательно трат «Транснефти» выложил недавно известный блоггер Алексей Навальный (называется "Трубоеды").

На жалобы Навального, как известно, власти отреагировали довольно скептически. Глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что сумма хищений не имеет общего с действительностью, а правительство даже объявило благодарность «Транснефти» за строительство того самого трубопровода, на котором Алексей Навальный насчитал 4 млрд долларов хищений. Скептики обвиняют самого Навального в исполнении корпоративного заказа: наиболее популярна версия, что посредством такого «слива информации» нынешние руководители «Транснефти» пытаются наехать на предыдущих. Впрочем, возможны и иные интерпретации.

Однако в случае с дорожной темой обвинять в корпоративном наезде аниматоров впяд ли кто-то решится. Тем более, что в их ролике речь идет о сплошном позитиве: как построить в 15 раз больше дорог за те же деньги. Ну кто же против хороших дорог? Это только нынешний глава «Транснефти» Николай Токарев далеко не всем нравится.

См. также:

Ярость блогов
Блог всемогущий

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.