18 ноября 2019, понедельник, 17:29
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 ноября 2010, 09:06

Шинкарев объявил "конец митьков"

В ноябре в Петербурге, в пресс-клубе "Зеленая лампа" представили новую книгу Владимира Шинкарева "Митьки" (СПб.: Амфора, 2010. 511 с. 3000 экз.). Собственно новой в ней стала последняя часть «Конец митьков». В аннотации сказано: "Полное собрание текстов основоположника митьков подводит итог истории движения..."

О выходе из Митьков Владимир Шинкарев публично говорит с 2008 года. Еще раньше о разрыве с группой объявил Александр Флоренский.

Прежде всего, были интересны анонсированные рефлексии по теории и практике современных общественных движений. Именно как "общественное движение" позиционировались митьки Шинкаревым с самого начала. Но как задать рамки движению, давно существующему помимо идеолога и основателя? Как можно закрыть «общественное движение», покончить с ним? И, главное, что при этом говорят?

Второй отдельный интерес прямо вытекал из первого – "говорящий художник". Когда-то в ЕУСПб был проект с таким названием, но он закрылся, не успев развернуться. Шинкарев чуть ли не первым там выступал. С 1984, объявляя о создании митьков, он вел речь, прежде всего, о митьковском словоупотреблении, «словаре митьков» и их процессе называния предметов и действий. Что и как говорит художник о конце своего произведения, вернее, завязке с ним, было особенно интересно.

Отсюда и третий интерес – человек завязавший. Нет, не только с выпивкой (митьки это проделали еще в начале 1990-х), а шире – с источником вдохновения, прошлым, прежним стилем, компанией, средой, утопией и т.п. Какой бывает жизнь после завязки, и, опять же, как об этом говорят? Шинкарев – живой пример творца, продолжающего творить после завязки и в литературе, и в живописи. В том же 2008 он обмолвился: и с митьками нужно было завязывать в начале 1990-х (то есть одновременно с переходом в трезвенничество). Слово "завязка" стало ключевым в некоторых медийных публикациях.

Открывать презентацию и подводить ее итог доверили историку и журналисту Льву Лурье. Он начал с хвалы "лучшему петербургскому художнику" и "лучшему петербургскому писателю" Владимиру Шинкареву. Шинкарев смущался, отворачивался и говорил, что это "перебор".

Лурье получил книгу по почте, прочел "этот замечательный текст" сразу, не отрываясь, и не мог успокоиться, все время подзывал жену, и они вместе растаскивали книгу на цитаты. Она явно относится к текстам, которые «хочется читать в пьяном виде, не переставая, типа Гоголя "Мертвые души", Довлатова "Шоферские перчатки" или Пастернака "Доктор Живаго"».

Состав книги Лурье излагал дважды. Книга состоит из трех частей, две из которых "читанные-перечитанные, безусловные – онтологические тексты, положившие начало движению", разного рода рецензии, наблюдения, журналистские колонки, собранные вместе. Третья часть – довольно обширное сочинение, которое посвящено "бывшему, как видно из текста" коллеге Владимира Шинкарева по движению "Митьки" Мите Шагину.

Дмитрий Шагин. фото Наташи Четвериковой

Дмитрий Шагин. фото Наташи Четвериковой

Лев Лурье знаком с Володей Шинкаревым и Митей Шагиным "светски", поэтому может оценивать автора и героя с дистанции – как "некую пару". «Есть тексты, которые вызывают сильную душевную боль. Например, произведение Руссо «Исповедь», или рассказ Ф.М.Достоевского «Кроткая», или переписка Сергея Довлатова с Ефимовым, опубликованная Ефимовым. С одной стороны, не оторваться, а с другой стороны, есть некоторое чувство неловкости. Мне кажется, что герой или антигерой Владимира Шинкарева описан абсолютно правильно. Художественный образ мало расходится с реальностью. Хотя существует художественный образ и существует реальность, которые всегда не совпадают, – в этом и задача художника, как нас учил Ленин, в типизации. Но этому герою веришь, это герой. И все равно это как-то больно и неприятно, когда с использованием всех интервью, которые Шагин дал когда-либо газете, длинно рассказывается про одно и то же: про то, как этот человек, которого придумал Шинкарев, и который отделился от него, как в известной пьесе Шварца, и возомнил себя ученым. Я не знаю, кто прав и кто виноват, не мне судить. Но давайте представим, что мы живем через двести лет и читаем это произведение, как читаем «Исповедь» Жан-Жака Руссо. И тогда нам совершенно не важно, кто такие Шагин и Шинкарев, мы видим перед собой блестящий и убедительный, длинный, мучительный, веселый, поразительный текст. Спасибо, Володя».

Искусствовед и кинокритик Михаил Трофименков говорил о жанре книги и лирическом герое. Он предупредил, что уйдет до обсуждения, потому что «должен писать». Трофименков очень долго, с той самой минуты, как прочитал «Конец митьков», думал, что и, главное, как говорить? Интонацию он не отрепетировал, предупредил, что она может скользить, и просил списать это на счет душевного волнения. Колумнист «Коммерсанта», «Города-812» и много чего еще начал с придыхания и задушевного дрожания в голосе и закончил криком: «Я в растерянности. Я сам изумился: почти четверть века я принадлежу к кругу близких друзей автора-героя и героя автора-героя. Были какие-то месяцы и годы, когда мы виделись непрестанно, я очень много писал и о Володе, и о Мите. И я обоих не только давно знаю, но и давно, искренне, от всей души… ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ!».

Но это Трофименков сразу предупредил, что «был в образе», а не то чтобы он «терпеть не может Шинкарева и Шагина». «А если серьезно, то понятно, что мы собрались тут не для того, чтобы обсуждать отношения, существующие или существовавшие в жизни между художниками Петербурга, а чтобы говорить о книге». Книга ставит две проблемы перед читателями и комментаторами. Сам Трофименков ответов на них не нашел еще, будет думать. Первая – это жанр книги. Он в ней очень скользящий, меняющийся. Вторая проблема – это образ лирического героя. «Здесь тоже очень много непонятного. Автор сам бывает то собственно лирическим героем, то говорит от первого лица, а может быть, и остается своим лирическим героем, только другим. Если предположить, что персонаж книги, названный Дмитрием Шагиным, это своего рода тамагучи, то кто вообще создал тамагучи? Если Владимир Шинкарев – Флобер, а по-моему, он лучше, чем Флобер, я не люблю Флобера как писателя, то, значит, Митя Шагин – это мадам Бовари. И это прекрасный ему комплимент. Но, может быть, здесь есть какая-то скрытая перекличка с темой профессора Преображенского и Шарикова? Возникает вопрос тогда: кто в этой булгаковской паре хорош, а кто плох? То есть образ лирического героя и второго лирического героя, порожденного образом и сознанием первого лирического героя, их отношения заслуживают какого-то очень вдумчивого чтения. Надо понять, кто с кем спорит или ссорится: Флобер с мадам Бовари, доктор Франкенштейн со своим созданием или кто-то с кем-то? Понятно, что здесь не может быть однозначного ответа, поскольку, если отрешиться от всех бытовых подробностей, конечно, эта книга посвящена ключевой проблеме не только искусства, но и мироздания – это проблема творения».

Философ Александр Секацкий говорил о справедливости, смертности субъектов культуры, брендах, их краже, «матрице сопротивления» и аскезе. Замысел книги, по его мнению, удался – «это верная идея». Те, кто ее прочтут, кроме удовольствия получат материал для размышлений и обдумываний, «может быть, горьких, зато правдивых и справедливых».

Секацкий ознакомился с текстом «Конца митьков» еще в рукописи. «Он оставляет большое и неоднозначное впечатление, потому что это по своему замыслу достаточно печальная книга. По исполнению – мастерски сделанная, поскольку Шинкарев большой писатель и литератор. Она как приговор, как вердикт закрывает то, что однажды было начато другими литературными текстами. То есть в некотором смысле автору удалось выполнить замысел Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью». Вопрос в том, насколько это оправдано, справедливо».

У Секацкого есть несколько соображений на этот счет. Во-первых, он напомнил определение Шпенглера о смертности всех субъектов культуры. «Не только мы, люди, изживаем свои смертные тела, но и журналы, театры, книги, культуры и даже целые цивилизации. Все однажды зародились, достигли своего акме, предъявили миру все смыслы, которые могли предъявить, и исчезли. Либо превратились в условно живых персонажей, укравших имя». В пример Секацкий привел жителей современного Египта, которые почему-то считают и называют себя «египтянами», хотя понятно, что «современный египетский разум не имеет никакого отношения к Древнему Египту». Это крах бренда. Такие крахи совершаются постоянно, и очень важно пытаться такого рода кражу бренда предотвратить. И когда автор еще жив, он имеет возможность сделать это. Шинкарев – один из немногих, кто сумел обозначить обе эти точки. «И сама литературная основа соединилась с экзистенциальным расширением: тексты включают в себя определенный образ жизни, и все сделано настолько точно, что вспышка состоялась. И перед нами возникла не просто очередная группировка, не просто литературное движение, хотя и это тоже, а я бы сказал – такая новая экзистенциальная технология «под ключ». Универсальная формула сопротивления, которая была чрезвычайно важной. Потому что способы политического противостояния и сопротивления поражены тем, что существуют только благодаря своей противоположности, и поневоле заставляют субъектов растрачивать все силы на какие-то часто бессмысленные политические действия. А есть более универсальный способ человеку сопротивляться любым планам прекрасного будущего, любому насилию. Например, такая легкая форма самоосквернения, добровольный переход в измененное состояние сознания. И ничего с тобой не поделаешь: если ты сам испортил свое тело, то это тело перестает быть инструментом, и с ним никакое прекрасное будущее не построишь, а построишь только то, что ты сам захочешь. То есть всегда можно таким легким образом перестать быть манипулируемым агентом и стать, в действительности, свободным человеком, если минимизировать свои потребности». И то, что было озвучено митьками, в первую очередь, Шинкаревым, и представляло собой уникальную технологию сопротивления, которой нечего противопоставить. «Она так же непобедима, как непобедима сила аскезы. Сила аскезы состоит в том, что человек добровольно лишает себя того, чего мог бы лишить его мир. Поэтому когда мир приходит со своими требованиями, аскет разводит руками – у меня и так ничего нет. «Митьки всегда в говнище». И что вы с меня еще можете взять? То есть понятно, что это защитная формула как негативной, так и позитивной составляющей. Когда она предъявляется в проживании, она обладает духовной силой. И с этим связана популярность этой группы, этого движения и этой литературы».

С этим можно было бы и поспорить. Является ли уход, чистый эскапизм сопротивлением? Если да, то в каких границах? Но красота изречения Секацкого подавляла интеллектуальное сопротивление аудитории. И, что важно, легла на душу Владимиру Шинкареву.

«Ясно, что хотя следующая историческая аватара, то есть переход от «зрелого социализма» сначала к «власти братвы», а затем и к новому бюрократическому государству, в значительной мере обессмыслил этот вид деятельности, – продолжал философ, – но благодаря прекрасным текстам, сама формула никуда не делась. Она в любой момент может быть распечатана заново. И именно поэтому столь важна жирная точка, хорошая концовка. За пределами исторической вменяемости всегда начинается злоупотребление. Вот идея уже пережила свое историческое акме. Формально люди, которые считаются митьками, могут до бесконечности коммерчески предъявлять один и тот же бренд. Но дело не в том, получат ли они заслуженные или незаслуженные деньги, – почему бы не получить? А дело в том, что от этого портится сама формула – она теряет свою внутреннюю убедительность. И предотвратить злоупотребление чрезвычайно важно для того, чтобы этот образ жизни, мысли, образ действия и письма, который сейчас, может быть, и не актуален, и не нужен, чтобы он был сохранен во всей своей экзистенциальной точности. А придет вдруг новый тоталитаризм – вот наготове она, технология экзистенциального сопротивления «под ключ». И она снова будет запущена. И помимо вполне понятных человеческих стремлений, обид, борьбы за приоритеты и прочих форм вторичной чувственности, нужно предотвратить нанесение вреда тому, во что ты верил, чему отдал лучшие силы, что ты сам породил».

Как резюмировал философ Секацкий, автором уникальной технологии «под ключ» является Владимир Шинкарев, а другие митьки – лишь авторы ее экзистенциального расширения, тоже очень важного, но, безусловно, зависимого от текста.  

Дмитрий Шагин. фото Наташи Четвериковой

Дмитрий Шагин. фото Наташи Четвериковой

Художник, писатель, сценарист и режиссер, он же неотрекшийся митёк Виктор Тихомиров говорил о влиянии на него Шинкарева и «мерзости запустения современного виртуального искусства». Как участник группы, он сразу заявил о своей особой ответственности, пристрастности и целительном воздействии последней книги идеолога митьков. Тихомиров был ориентирован на Шинкарева, который очень на него влиял как литератор и художник. «Всю жизнь в митьках Митька Шагин не вызывал у меня особой симпатии. Ушедший Трофименков просто с ним мало общался, а я – много. Я был вынужден его терпеть, поскольку очень уж любил Шинкарева, Флоренского и Митиного отца, и Митину живопись на первых порах». Однако когда митек Тихомиров прочитал книжку, то с ужасом обнаружил в себе до семидесяти процентов черт Шагина, а черт Шинкарева только процентов на тридцать. Читателям книги он предрек аналогичное открытие в себе Шагина, которого «нужно из себя выдавливать по капле». «И это полезно всегда для человека¸ желающего развиваться всю жизнь и не загнивать». Потом он признался в том, что многое дерет с блестящих текстов Шинкарева, «за которым буквально записывает, когда не знает, что писать».

Современное искусство и литература все время обманывают Тихомирова: он ищет в них повод интеллектуально поднапрячься, а они этого повода не дают – «или словоблудие, или рутина какая, или вообще пустое место. Самый актуальный признак современного искусства, виртуального особенно – мерзость запустения».

Чем особенно ценен для Тихомирова Шинкарев? Ощущения словоблудия не возникает никогда. Затем он выразил надежду, что Дмитрий Шагин – «не старый валенок, и художник вполне хороший» – обрадуется этой книге и во всем Шинкареву пойдет навстречу. «И тогда, может быть, продолжится человеческая дружба».

Дмитрий Шагин. фото Наташи Четвериковой

Дмитрий Шагин. фото Наташи Четвериковой

Тут Шинкарев решил: «чего-то перехвалили, надо бы поругать», и попросил высказаться «весьма элоквентного» художника Александра Дашевского, близкого к группе «Митьки». Дашевский, стоявший в это время у входа в зал в «выгодной стратегической позиции, как комментарий или ремарка на полях», мог бы оказаться «хорошим критиком в негативном смысле».

Художник Дашевский, представляющий следующее поколение, говорил об амбивалентности. У него меньше, чем у всех, претензий к Мите Шагину. Тот только один раз сумел Дашевскому «насолить, но и этого хватило». Когда Дащевский впервые увидел файл «Конец митьков», он сказал: «Ну, слава богу, наконец-то, давно пора. Лет десять как». К сожалению, художник обнаружил, что «сильные стороны книги «Митьки» стали слабыми сторонами книги «Конец митьков».

«Неоднозначная связь между литературой и реальностью в книге «Митьки» 1984 года как раз порождала пространство, куда можно было сбежать из душного времени. Это была не книга, а посыл, целый мир, который во многом предвкушал те изменения, которые вскоре произошли. Книга «Конец митьков» настолько же неоднозначно соотносится с реальностью. Во-первых, не поменялся язык, структура и все остальное». Поэтому Дашевский совершенно не удивится, если появится «Конец митьков – 2013», «Окончательный конец митьков», «Воскресение митьков» и т.д. «Весь этот сладкий митьковский миф, эти испарения, которые поднимались из ручья, где окуривали пифию, не рассеялись. От этой книги идет тот же самый дурман, и все продолжают верить в святую митьковскую легенду». А присвоения бренда и происходят из-за этих непонятных, сложных отношений между литературой и миром. Митя Шагин продолжает быть литературным героем, книга не мешает мемориальному телу в тельняшке и с бородой продолжать свою работу, не развенчивает миф. «Единственный способ закончить митьков – высунуть руки и показать, что куколки двигаются не сами. Тогда разочарованные дети все поймут и разойдутся. А руки не показались». Об этом говорит и последняя фраза «Конца митьков»: «У меня митьками друга убило». «Как бы «дык», оппаньки», вне меня что-то случилось, а я сам к этому не имею, в общем, никакого отношения. Безличная форма глагола в конце, отказ брать на себя ответственность приведут к тому, что книга «Конец митьков» станет очередной вехой в этих разборках».

«Или в славном пути Дмитрия Шагина», – вставил Шинкарев. « В этом, я бы сказал, вальсе вашем», – парировал Дашевский.

Дмитрий Шагин. фото Наташи Четвериковой

Дмитрий Шагин. фото Наташи Четвериковой

Шинкареву-художнику нужен был этот контрапункт в презентации. «Из того, что ты сказал, следует, что современным египтянам нужно было заявить: раньше никакого Египта и не было! То есть никаких митьков…»

«Флоренский так и говорит», – напомнил Дашевский.

«Митьки были, есть и будут, они никогда не кончатся, никогда не заболеют и не умрут. Идеальные митьки, подобные эйдосу Платона. А нынешние, конкретные, реальные митьки…» – развел руками Шинкарев.

«Тогда это не конец митьков, а конец Мити Шагина», – не унимался Дашевский.

Зал захохотал.

«С таким названием ты бы согласился?» – спросил Шинкарев.

«По крайней мере, было бы понятно, что это. Историческая справка, литературное произведение… Жанр не определен», – вернулся к Трофименкову Дашевский.

«Ты больно обидчив и слишком большое внимание придаешь Дмитрию Шагину в этой книге. Это книга, в сущности, не о Дмитрии Шагине. Это о путях развития любой компании, о технологии власти в России. Точнее, так: описывая основные тенденции современного общества, использую свой обычный прием – описываю Дмитрия Шагина», – защищался Шинкарев.

А Шагин сам мастерски подсовывает разные сюжеты для описания, зная, какими обаятельными могут быть пороки. «Я бы доисследовал на месте Шинкарева, если бы смог им командовать, природу обаяния», – не успокаивался Дашевский.

Тут последовала реплика Секацкого. Он не подозревал, «какой обаятельной может быть трогательная жадность». «Чем важен архетип? Тем, что он будет еще не раз инсталлирован. Вот почему так важно, чтобы процесс получения процентов от бренда не вытеснил саму содержательность. Одно дело, когда литературный бренд обменивается на фимиам – это прекрасно, это подходящий план. Когда он обменивается исключительно на деньги, мы видим, что профанация неизбежна. И в какой-то момент этой профанации должен быть положен предел. Должен быть предъявлен такой эйдологический набор. Это и сделано», – полагает Секацкий.

Не выдержал Лев Лурье: «Все это напоминает съезд IV Интернационала. Вы обсуждаете Сталина, который, как сказали здесь, вновь и вновь инсталлирует свой архетип. Вот есть некоторая идея большевика, которая искажена. Вы правы, Володя, это случается с любой компанией, это типологическая история. Она была в кругу Герцена, среди народовольцев, большевиков, неокантельянцев или кого бы то ни было. Проблема заключается в том, что описание мира через Шагина («Почему и нет?» – вставил Шинкарев) – это, конечно, универсальный способ. Я не случайно сказал про 1917 год. Вне зависимости от того, что большевики были очень энергичными, хотели крови, это было такое молодежное движение, некий стиль жизни. От героического к изготовлению фильмов про историю комсомола большевизм прошел некоторую линию. И, конечно, Шагин является неким артефактом, который стал сувенирной продукцией. Что само по себе и не плохо. Мне непонятно, почему мы должны осуждать египтян за то, что они хотят получить лишнюю денежку? В конце концов, страна бедная, продает то, что есть. Мы продаем Эрмитаж, «Зенит» и Митю Шагина. И с циничной точки зрения, я ничего вредоносного в Мите Шагине не вижу. Это общий путь культуры: сначала появляется Рембрандт, а потом наклейки с Рембрандтом для холодильника продают в Амстердаме. И что здесь такого? Когда бывало по-другому? Айвазовский напрягался, писал «Девятый вал», рыдал, смотрел на море. А теперь он висит в каждой столовой. Это так и есть. Что здесь делать?»

Шинкарев: «Можно поупираться некоторое время ножками и ручками. А можно, задрав штаны, бежать со скоростью света…»

Лурье: «Это вопрос комсомольского собрания. Мы что, здесь собрались для того, чтобы осудить Митю Шагина и сказать, что так жить нельзя, как живет комсомолец Шагин? Наверное, нельзя. Но это не предмет литературы. Мы скатываемся в какую-то другую историю. Если считать, что это некий абстрактный типологический герой вроде героя «Обыкновенной истории» Гончарова или Раскольникова… Будем ли мы устраивать суд над литературным героем? Будем ли мы задавать вопросы Раскольникову? Он должен тогда здесь сидеть».

Шинкарев вызвался ответить Лурье: «Все должны быть хорошими. Митьки никого не хотят победить».

Вопросы после этого перформанса было довольно трудно формулировать. Тем более, что большая часть аудитории книгу не читала.

Секацкого попросили продолжить концептуализировать «конец митьков». «Обычно это не во власти создателей. – сказал философ, – Есть воля на то, чтобы запустить некий проект. Например, проект «Битлз». А дальше все идет, как правило, своим чередом. Начинаются обычные разборки приземленные, остается только грустно покачивать головой, думая о несовершенстве мира. В данном случае автор сценария здесь, и он имеет редкий шанс с той же яркостью поставить последнюю точку, и тем самым обозначить эти рамки. Что, на мой взгляд, и сделано. Породить-то – это одно, а умирает все обычно своей смертью либо в состоянии украденной жизни продолжает существовать. Но поскольку вторая рамка тоже есть, мы получаем то, что я называю развоплощением. По одну сторону – берега великой реки, по другую – изъятый из них поток. И этот изъятый поток может еще пригодиться, если в нем эйдологическое не смешано с сорным, профаническим. И трактовать это можно как заботу о самом себе, о своем прекрасном будущем и тех временах, которые были прекрасно прожиты в противостоянии круговой обороны от мира, победа в которой была одержана именно потому, что никого не хотели победить. Но времена изменились, и в новой ситуации нужно сдать эту экзистенциальную технологию на хранение, вплоть до востребования».

Шинкареву задали вопрос: «А дальше?» Мол, сдали митьков в камеру хранения, и что теперь? Он ответил, что «в таком преклонном возрасте хочется глубоко копать в одном избранном месте». И для него это живопись, а не литература. «Это в молодости можно растекаться вширь и тем, и сем. Некоторые люди не теряют юношеского восторга до смерти, как Хвостенко. Мне хочется заниматься живописью. А там видно будет».

Отвечая на вопрос не читавших книгу журналистов, о чем же все-таки она, Лев Лурье во второй раз описал ее состав уже более концептуально: «В первой части книги представлена некоторая действующая модель, утопия, которую мы все видели. Веселая, глубокая и порождающая творчество. Вторая часть – хроника этой истории. А третья рассказывает о ее разрушении. Подробно и довольно болезненно рассказывается про то, как эта утопия потерпела крах, как из некоей первоначальной идеи, которая в настоящее время, в 2010 году превратилась в полный прах и используется в целях наживы в мелком бизнесе».

Искусствовед Екатерина Андреева тоже выступила с репликой о содержании книги. Оно сводится, по ее мнению, к «простой очень вещи»: «Нечто, что мы можем определить как соборность в процессе исторического развития превращается в ООО «Семья». И вся книга о том, как то, что было в свое время прекрасно, дало прекрасные плоды, с течением времени становится семейным бизнесом. Именно в силу содержательной типичности и исторической глубины это произведение имеет универсальный характер. Любая семья подставляется на это место, а соборность у нас неизбывно мутирует. Поэтому если спорить о том, можно ли описывать реальность через Дмитрия Шагина, а Володя не претендует на то, что он мама-Жилина и папа-Шагин, он претендует на то, что он скорее автор сценария, то наш советский и постсоветский мир – можно».

Может быть, просто стиль митьков перестал отвечать запросам времени? – был вопрос.

Шинкарев ответил: «Золотым веком митьков была середина 1980-х, до 1989 года, когда была придумана эта технология. Но при этом, как я однажды малограмотно выразился, митьки являются среднестатистическим срезом любой эпохи. Посмотрите, в середине 1980-х нужно было пить запоем, чтобы быть «срезом». В 1990-х надо было опамятоваться и делом заняться – митьки перестали пить. То есть они и в 1990-х продолжали оставаться среднестатистическим срезом. Были бы поумнее, и сейчас модернизировались бы как-нибудь. Например, в свете изобретения стиля «Превед, Медвед!», почему бы митькам не называться «Митёг». Будет отвечать современности... Можно было бы модернизироваться? Можно».

Дашевский продолжил мысль старшего товарища: «Они и модернизировались – пересели на госзаказ».

Завершая презентацию, Лев Лурье подчеркнул, что зал «Зеленой лампы» набит, и он уверен, что книгу обязательно прочтут и будут обсуждать, и это главное. «Эта книга не сводится к внутрицеховым разборкам, она про взаимоотношение людей вообще».

К Шинкареву выстроилась очередь. Книги он подписывал всем одинаково: «Митьки никого не хотят победить! в.ш. 2010».

Было отмечено, что книга не продается на юбилейной выставке митьков в ЦВЗ «Манеж», организованной Д.Шагиным.

Автор – главный редактор www.cogita.ru, специально для «Полит.ру»

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

17:02 Россия не будет участвовать в «Мисс Вселенной» в этом году – конкурс пройдет в США
17:01 МВД: на коррупцию в России за восемь месяцев ушло 102 млрд рублей
16:03 Аэропорт Сан-Франциско нанял свинку. Она помогает пассажирам бороться со стрессом и отвлекает от рутины
16:03 РКН забрал аккредитацию у экспертов – они критиковали Егора Крида
15:56 Мосгорсуд отказал дизайнеру в возбуждении дела против полицейских. Они сломали ему ногу
15:09 «Яндекс» решил изменить структуру компании по закону о «значимых сайтах»
15:00 Новые данные о вирусе бешенства позволят создать более удобную в применении вакцину
14:43 Эрмитаж застраховал картину Боттичелли на €3 млн у неизвестной компании
14:40 Гонорары Лолиты за выступления начинаются от €40 тысяч
14:05 Глава полиции чеченского Аргуна опубликовал пост с пистолетом — он «заменяет 40 минут воспитательной беседы»
14:03 Роскомнадзор предложил вести госучет интернет-пользователей. Сайты, которые откажутся предоставлять данные, лишатся рекламы
14:00 Компания «Боинг» предлагает доставлять людей на Луну прямыми рейсами с 2024 года
13:09 Эмиратский холдинг купит 50% акций конструкторского бюро «Вертолетов России»
12:49 Суд заочно арестовал предполагаемого убийцу главы ингушского центра «Э»
12:17 Мосгорсуд вернул звания двум бывшим полицейским. Они сидят за взятки от подчиненных
12:00 Жители 14 регионов инвестировали 30 млн рублей в «проекты» мошенницы из Иркутска
12:00 Золотое кольцо Оскара Уайльда вернули через семнадцать лет после кражи
11:37 Кадыров назвал чеченской этикой свое высказывание о наказании за оскорбления в сети
11:21 Экс-мэр Магаса Беслан Цечоев пообещал спасти 30 медведей из крымского зоопарка
11:00 Найденному в Чехии бронзовому мечу не менее 3200 лет, но он по-прежнему острый
10:58 Фильм «Ford против Ferrari» за четыре дня собрал более 200 млн рублей
10:40 Хакер за 20 минут взломал сеть «Сапсана» и получил доступ к данным пассажиров
10:07 Мост через Лену построят за 83 млрд рублей через пять лет
10:03 Экс-управделами Сибирского отделения РАН обвиняют в незаконной приватизации коттеджа
09:20 97-летняя участница Второй мировой войны завела блог в Instagram
08:40 В Ставропольском крае пятерых человек заразили ВИЧ в больнице. Среди пострадавших есть дети
07:46 «Роскосмос» изобрел двигатель для «космолета»
07:13 Актриса из сериала «Чисто английское убийство» погибла под колесами автобуса
06:38 В России запустят образовательные программы для подготовки пилотов легких дронов
05:56 На аукционе в Москве продали картину Шагала за 10 млн рублей. Ее стартовая цена составляла 1 рубль
17.11 18:39 Хозяин «жирного» кота Виктора попросил «Аэрофлот» перевести отобранные мили на благотворительность
17.11 17:39 Принц Эндрю назвал ошибкой визит к Эпштейну. Миллиардера судили за сексуальные преступления
17.11 16:25 Сеть одежды Uniqlo исключит пластик из производства в России
17.11 15:34 Airbus планирует создать самолеты без вредных выбросов к 2030 году
17.11 14:19 В Челябинске художники восстановят граффити – его испортили коммунальщики
17.11 13:25 Лукашенко объявил об участии в выборах президента в 2020 году
17.11 12:55 В Челябинске неизвестные ограбили хоккеиста «Трактора»
17.11 12:22 В Италии тренера молодежной футбольной команды уволили после победы со счетом 27:0
17.11 11:42 В продолжении «Ну, погоди!» появятся новые персонажи
17.11 10:37 ООН: главная причина смертности на дорогах в России – телефон за рулем
17.11 09:27 В Приморье рухнула стена жилого дома. Он признан аварийным еще в 2012 году
16.11 18:49 Основатель «Википедии» запустил соцсеть без рекламы
16.11 18:07 Саудовская Аравия официально перестала считать феминизм экстремизмом
16.11 17:37 Новый терминал «Аэрофлота» откроется в Шереметьево в январе
16.11 16:40 Нападающий «Зенита» Сердар Азмун попал в тройку лучших игроков Азии
16.11 15:45 На Кубани похоронили аспирантку СПбГУ. Ее убил профессор университета
16.11 15:14 YouTube заблокировал расследование краснодарского штаба Навального о депутате Госдумы Ремезкове
16.11 14:46 Сборная Финляндии впервые сыграет на Чемпионате Европы в 2020 году
16.11 14:23 Прокуратура США начала расследование в отношении адвоката Трампа
16.11 13:39 Билл Гейтс сместил Джеффа Безоса в рейтинге миллиардеров Bloomberg
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.