Адрес: https://polit.ru/article/2010/12/17/belarus/


17 декабря 2010, 09:20

Белорусам нужна нация

Президентские выборы назначены на 19 декабря 2010 г., и это значит, что прожектор международного внимания вновь направлен на Белоруссию. Дискуссия сейчас в основном сосредоточена на состязании между «советской» трактовкой государства, которую распространяет авторитарное правительство, и «европейским» дискурсом, принятым в рядах демократической оппозиции.

Но неизбежно приближающиеся выборы заставляют задуматься над, пожалуй, еще более актуальным и своевременным вопросом, который следовало бы адресовать тем, кто стремится к власти: сможет ли новое правительство, какого бы цвета оно ни было, сформулировать общественно значимое понятие национальной идентичности, которое сплотило бы белорусов, сообщило бы им чувство цели и направления и способствовало бы развитию их страны? Каким бы ни был исход выборов, главное, чтобы любой такого рода проект основывался на современном опыте, а не на исторических догадках и интерпретациях.

Для разработки этого направления хорошей стартовой площадкой представляется опубликованная на openDemocracy статья Нелли Бекус, которая предлагает свежий подход в области исследования белорусской политики. Это само по себе следует считать значительным достижением, так как эта сфера уже, казалось бы, исчерпана и зашла в тупик: два вышеупомянутых противоборствующих дискурса (ориентация на Европу в демократическом лагере и по существу «советская» идеология правящей автократии) соответственно поддерживают соперничающие политические силы внутри страны.

Нелли Бекус в 2010 г. опубликовала книгу “Struggle over Identity: The Official and the Alternative "Belarusianness"” («Борьба за идентичность: официальная и альтернативная “белорусскость”»). Главное открытие, к которому автор ведет на протяжении всей книги: противостояние «национальных» позиций — на самом деле политическое, и оппозиция не сможет победить на территории, принадлежащей режиму. Цель настоящей статьи в том, чтобы развить эту тему, а для этого попытаться предположить, какой могла бы быть современная национальная идентичность белорусов, и сравнить ее с той, что образовалась в ходе нынешней президентской предвыборной кампании.

Не Европа и не СССР

Многие говорят о Белоруссии как об обществе, в котором болезненные политические столкновения коренятся в расхождениях по поводу национальной идентичности (либеральный европейский подход vs коллективистский советский); такая точка зрения не всегда полезна. В Белоруссии преданных сторонников и у правительства, и у оппозиции намного меньше, чем тех, кто предпочитает приспосабливаться к существующим политическим обстоятельствам и не стремится повлиять на них. (В Минске сейчас шутят, что от средств, затраченных на предвыборную кампанию, было бы больше толку, если бы за счет них снизили цены на отопление зимой.)

И правительство, и оппозиционеры склонны считать эту политически пассивную прослойку своими негласными сторонниками, но ни тот, ни другой политический лагерь не предложил большинству белорусов то, в чем они, пожалуй, больше всего нуждаются: разделяемую всеми идею о том, что они — нация; идею, благодаря которой их страна получила бы признание и уважение во всем мире.

Несмотря на то, что в стране сейчас даже не один, а два политических дискурса, белорусская национальная идентичность остается весьма неопределенной. Официальная идеологическая риторика сосредоточена скорее на государстве, нежели на нации; оппозиционный дискурс слишком погружен в историю и в нынешних обстоятельствах малоактуален. Между двумя этими схемами находится находится подлинная и жизненная национальная сущность: ею продолжают пренебрегать, а ее специфика остается неуловимой.

Начиная с 2003 г., правительство распространяло идеологию, которая служила инструментом для строительства государства, но не формирования национальной идентичности. В ней определяются и развиваются государственная символика и государственные приоритеты, она поддерживает общественные ритуалы, которые носят скорее гражданский, нежели этнический характер. Это было довольно действенным способом объединить население под эгидой белорусского государства; это подтверждают опросы общественного мнения, которые регулярно показывают, что белорусы стремятся сохранить свой национальный суверенитет.

Но правительство и его официальные идеологи сопротивляются идеям национальной идентичности и очень мало говорят об определяющих национальных чертах белорусов. Государственный гимн начинается утверждением, что белорусы - «мирные люди». В то же время в идеологизированных учебниках и официальных речах авторы прибегают к изобретению таких качеств, как дух общности, трудолюбие и гостеприимство. Но всё это не складывается в единую и привлекательную картину, которая бы нашла отклик у белорусов (не говоря уже о зарубежных партнерах).

Другой лагерь заявляет свои права на белорусское историческое наследие и предлагает трактовку этнической сущности, но и он не смог преподнести белорусам концепцию их природы. Политические оппоненты правительства акцентируют внимание на том, что Белоруссия — это европейская нация. Они указывают на тесные связи между их страной и Европой в Средние века. Такие связи были многочисленны и разнообразны, но они существовали в совершенно ином политическом и общественно-экономическом контексте. В нынешнем опыте белорусов такого нет.

Поэтому Белоруссия не может похвастаться достижениями, благодаря которым ее можно было бы уподобить ее предшественнику — Великому княжеству Литовскому. Оно во времена позднего Средневековья было европейским лидером по разработке законодательства и вполне соответствовало европейским культурным тенденциям.

В результате оппозиционные утверждения о европейской сущности белорусов выглядят как политические чаяния и заявления о приверженности демократическим и гуманитарным ценностям. Но едва ли можно считать жизнеспособным представление, будто современные белорусы усвоят европейские практики на том лишь основании, что их усваивали люди, жившие примерно на той же территории пять столетий назад.

Есть и еще одна проблема: либеральные ценности не укладываются в национальные рамки - и тем самым их устраняют. Чтобы ее разрешить, белорусская оппозиция пытается выдать либеральные ценности за национальные и распространяет эти идеи на белорусском языке, на котором большинство местного населения говорит с трудом. Национальный дискурс оппозиции призывает людей гордиться тем, что никак очевидным образом не связано с их повседневным опытом. С учетом таких недоразумений не удивительно, что (как убедительно показывает Нелли Бекус) оппозиция не находит большой поддержки, и что те симпатии, которые она всё же завоевала, преимущественно политической природы.

В итоге, как говорит британский журналист Сэм Найт (Sam Knight), белорусы — это люди, которые устали от собственного прошлого, которые слишком много знают о своей истории и слишком плохо разбираются в своей современности. Без общей национальной идентичности белорусы ощущают свою принадлежность к государству, а не к нации, и в таком положении им неуютно.

Институт государственных идеологий (Institute for State Ideologies, INSTID) недавно провел исследование, которое подтверждает такое положение дел. Когда людей спрашивали об их национальной принадлежности, они реагировали очень информативно. Мы часто слышали характерный оборонительный ответ: «Я белорус. И что? Какие-то проблемы?» Другие дистанцировались от своей национальности: «Белоруссия — моя родина, но я не похож на других белорусов, я от них очень сильно отличаюсь» (показательно, что других белорусов в таких ответах называют «они»). Бывали еще почти автоматические ответы с отсылкой к «толерантности», хотя зачастую это сочеталось с цинизмом и иронией. За этим обычно ничего не следовало.

Показательно, что опрошенные с энтузиазмом хвалили свою страну и ее природные достоинства, которые они связывали с домом. Но когда речь заходила о национальности, возникало смущение, которое усугублялось отсутствием международного признания страны. Отсутствие национальной идентичности в Белоруссии болезненно и ощутимо почти физически.

Мы белорусы...

Прошло два десятилетия независимости, в течение которых Белоруссия функционировала как стабильное государство. Теперь белорусы оказались на том этапе, когда им нужны общая и повсеместно принятая, подлинная и отвечающая ожиданиям концепция своей национальности и общепринятое представление о своих целях и приоритетах развития. Национальная переоценка ценностей уже вылилась за пределы политических разногласий, но результат этого еще не осознали.

Поиск белорусской идентичности должен исходить из разных источников, но неизменно основываться на фактах. Информационные агентства и новостные издания проводят конкурсы на тему «лучший рисунок или история, посвященные Белоруссии», а один интернет-ресурс (tut.by) недавно создал специальную колонку, в которой известные люди рассказывают о том, что для них значит быть белорусом. Около десятка компаний (в основном маркетинговые и PR) начали проводить опросы по национальной специфике с целью создать белорусский национальный «брэнд». Министерство иностранных дел, в свою очередь, создало рабочую группу, которая должна улучшить имидж Белоруссии за рубежом.

В результате этих действий появился корпус поверхностных описаний белорусов, который характеризуется двумя недостатками. Во-первых, качество поступающего в него материала. Количественные маркетинговые исследования на основе опросов в стране, где тема национальности дискредитирована политикой, скорее всего, приведут к заранее готовым ответам и не дадут настоящего понимания, проистекающего из углубленного анализа. Во-вторых, эти результаты нельзя применить ко всей нации в целом: нет нужды в еще одном маргинальном или сектантском национальном дискурсе.

Таким образом, утверждения о национальной идентичности в Белоруссии должны быть актуальны для нынешней общественности и соотносимы с ее опытом; нужно, чтобы они были естественными и разделялись всеми. Многие белорусы сталкиваются с сознательным ограничением (и самоограничением) в выражении своих взглядов. В этих условиях полезным и новаторским инструментом изучения представляется введенное Карлом Густавом Юнгом понятие «коллективного бессознательного».

Юнг ввел понятие архетипа, чтобы показать, как индивидуальное поведение может определяться бессознательными силами, которые обуславливают реакции, взгляды и мировоззрение индивидуума. К архетипу не следует относиться как к квази-мистическому понятию. Точно так же и бессознательное – это не темная, глубоководная сфера. Напротив, понятие архетипа призвано объяснить тот факт, что люди зачастую действуют «автоматически», практически не задумываясь о своих поступках и не анализируя их, как самолет с автоматическим регулированием скорости.

Такая ситуация знакома всем (возможно, за исключением разве что немногих просветленных личностей, которые сознательно прилагают огромные усилия к тому, чтобы всегда оставаться «в настоящем»). Далее, архетип – это групповой феномен; пока существует группа, существует и архетип, который собирает ее в единое целое, поддерживает в сплоченности и сообщает ей разделяемое всеми мироощущение, на которое может полагаться каждый из ее членов.

Команда INSTID провела исследование белорусского национального архетипа, чтобы создать конструктивный и критически проработанный подход к вопросу о белорусской национальной идентичности. Это было качественное исследование, в ходе которого мы наблюдали, слушали и спрашивали. Мы проанализировали невербальную коммуникацию, модели поведения и реакции, взгляды и отношение к наиболее значимым проблемам повседневности. Нашими респондентами были люди разного возраста, разного рода деятельности и с разным отношением к жизни. Мы проделали это, чтобы обнаружить основную тему, базовое свойство, которое бы стало единым знаменателем для белорусов, во всех прочих отношениях совершенно не похожих друг на друга.

В результате исследования мы пришли к выводу, что белорусский архетип в основе своей матриархален. В нем неизменно присутствуют такие связанные с матриархальностью качества, как равенство, спокойствие, стремление к сохранению, консервативность, мир и гармония; и он отвергает такие патриархальные качества, как агрессивность, стремление к риску, конфликтность и повышенная эмоциональность.

Пользуясь этими терминами, архетип можно определить точнее: это, скажем, не просто мать и не сирена; здесь, скорее, имеют место определенные символические атрибуты, присущие владелице поместья, даже императрице, или гордой матери семейства: зрелой, спокойной женщине, которая управляет своим хозяйством. Главные атрибуты такого типа – это трудолюбие, практичность, бережливость, гостеприимство и здравая рассудительность.

Такой результат не означает, что белорусы должны отличаться безупречной хозяйственностью (хотя многие из них именно таковы). Он говорит о том, что белорусы как нация связывают себя с такого рода качествами, ценностями, взглядами и манерами, и именно их они воспринимают как общие и характерные для себя и соотечественников.

Президент для архетипической Белоруссии

Нынешняя президентская кампания основывается на противоречивом восприятии белорусской национальной идентичности и сама по себе вызывает ответную реакцию у немногочисленных политически активных граждан. В то же время большинство избирателей не проявляют энтузиазма и остаются равнодушными. Возможно, хотя бы в некоторой степени это объясняется тем, что ни один из кандидатов не смог затронуть национальные чувства – предложить объединяющий и общий для всех взгляд на белорусов, который бы нашел отклик в том, как внутренне они воспринимают себя сами.

Даже нынешней президент, хотя он и находится ближе всех к идеалу, проигрывает по ряду важных параметров: наиболее очевидным образом – в своей полемике с соседями. Полностью анализ каждого белорусского кандидата в президенты сквозь призму национального архетипа можно прочитать по-русски здесь.

Проблема в том, что люди, стремящиеся стать политическими лидерами в Белоруссии, должны учитывать общую национальную идентичность: это нужно и для того, чтобы привлечь избирателей как на этих, так и на последующих выборах, и для того, чтобы лучше понять приоритеты развития Белоруссии. Понимание архетипических склонностей нации может стать основой, которая подскажет стратегию экономического развития и приоритеты в области инвестирования.

Например, исходя из этого, мы предполагаем, что наиболее успешными станут производства в тех областях, которые ориентированы на «сохранение», - здравоохранении, отдыхе, хронометрии, безопасном инвестировании, производстве натуральных пищевых продуктов и материалов. Мы не советуем делать ставки на рискованное банковское инвестирование, создание тяжелого машинного оборудования и авангардное искусство. Гармоничный, миролюбивый и неконфликтный архетип говорит также о том, что во внешней политике следует придерживаться нейтралитета и стремиться к установлению уравновешенных отношений с соседями Белоруссии, в которых ни одна сторона не будет отчетливо доминировать.

Осознание и приятие национальной идентичности страны также важно для того, чтобы среди самих белорусов сформировалось самоуважение и чтобы они начали ценить свою национальную принадлежность. Возможно, благодаря этому прекратятся болезненные сравнения с близкими и дальними соседями, и появится основание для гармоничного и уверенного развития нации. Формирование общенациональной идентичности – это первая задача на белорусской повестке дня; чем раньше приступить к ее решению, тем лучше для нации.

У камина

В самом начале статьи мы задались вопросом о конкуренции между европейской и советской национальной идентичностью. Ответ на этот вопрос состоит в том, что ни та, ни другая на самом деле не удовлетворяют потребность белорусов в выявлении убедительной идентичности. Тимоти Снайдер (Timothy Snyder) в своем познавательном эссе утверждает, что белорусам нужно устроить дебаты о приоритетах развития своей страны. Это, конечно, верно. Но еще важнее для них прийти к пониманию того, кто они такие и куда они движутся в XXI веке.

В действительности, это гораздо важнее, чем идентичность того, кто победит на выборах 19 декабря 2010 г. Потому что политическая легитимность достанется, в конечном счете, тому, кто сможет сформировать последовательную, актуальную, привлекательную, правдоподобную и лаконичную концепцию, в которой белорусы предстанут как нация. Возможно, имеет смысл задуматься о женщине, увлеченно занимающейся хозяйством.

Наталья Лещенко – сотрудник Института государственных идеологий (Institute for State Ideologies, INSTID)

См. также: