23 марта 2023, четверг, 01:12
VK.comTwitterTelegramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 декабря 2010, 09:34

Соль земли и пыль под ногами

Алёша Жидков 14 мая этого года покончил с собой, написав в предсмертной записке: «Я хочу остановить дедовщину в армии. Я больше не могу терпеть эти побои и вымогательства денег». Далее он назвал имена вымогателей. Ему оставалось служить месяц и 10 дней, то есть он по нынешним временам был старослужащий. Его избивали солдаты одного с ним призыва за то, что он не участвовал ни в пьянках, ни в издевательствах над новобранцами. Наивный мальчик, он думал, что его смерть может пробудить благородное негодование в обществе, подтолкнуть его к борьбе с гнусным насилием, которое в данном случае, как и в большинстве других, явно не соответствует названию «дедовщина».

Главное зло, на котором человек строит всякое иное зло, – это создание языка зла. Наркозависимый при этом уже "наркоман", а то и "наркопреступник". Наручники - "принуждение к свободе", война – "принуждение к миру", пытки – "социальная адаптация".

Яков Кротов.

Добавим: пытки с целью вымогательства, избиения за просьбы о медицинской помощи, убийства и изнасилования в армии – «дедовщина».

Полковник Генштаба в отставке Владимир Попов утверждает, что «дедовщину» в армии искоренить невозможно независимо от сроков службы. «Да и не нужно от нее избавляться, - сообщает он в интервью Комсомольской правде, - потому как на ней держится основа воспитания солдат. Офицеры сами заинтересованы в «дедовщине». Командиру роты, например, проще управлять десятком «дедов», закрывая глаза на их нарушения. Зато они управляются со всей ротой именно так, как надо офицеру». Далее он подводит базу: «Опять же негоже офицеру бить солдата, а ведь часто есть за что! Просто слова и убеждения на призывников практически не действуют. И тут нужны «дедушки», которые доходчиво убедят «салабонов» в правильности поступков». [1]

Наконец-то я вижу перед собой текст, где высокопоставленный генерал прямо говорит, что с дедовщиной бороться не нужно. В общем-то и так было ясно, что казарменное насилие считается нормой. Но чтобы так, печатным текстом, устами большого, хоть и бывшего начальника – что-то не припомню. То есть, классическое я – соль земли, а мужик – хам, если его не сечь для его же пользы – всё пропьет и разворует. Конечно, как среди помещиков были противники крепостничества, так и среди офицеров есть противники беспредела, получающегося в результате подобных методов управления. Я знаю немало таких офицеров, но по большей части – в отставке. Система вытесняет их.

Более соответствуют ей откровения: «солдат – это пыль (грязь, мусор) под ногами» и «бабы ещё нарожают». Дело понятное: если при подготовке офицеров учат опыту и традициям прошедшей войны, когда, по словам писателя-фронтовика Виктора Астафьева, «маршал Жуков и товарищ Сталин сожгли в огне войны русский народ и Россию», у тех, кто должен научиться отдавать приказы, закономерно вырабатывается такое отношение к солдату.

Граждане … убеждены, что государство вправе требовать от них огромных жертв во имя укрепления пресловутой обороноспособности. Именно поэтому общественное мнение страны по сути безучастно к тому, что ежегодно в Вооружённых силах гибнет больше тысячи человек.[2]

Александр Гольц.

Значительная часть нашего общества низкую стоимость человеческой жизни принимает как норму, как неизбежное условие успешного управления страной и тем более – армией. «Лес рубят – щепки летят». Ошеломляющий пример – письмо матери допризывника на форум газеты «Пермские новости» в ответ на возмущение других матерей отправкой срочников в Южную Осетию в 2008 году.

"...Я скажу как мать 16-летнего сына, которому через два года идти в армию. А что вы, уважаемые родители, хотели? Вы родили, увы, сына, а не дочь. Родили изначально не для себя и не для своих лясек и пусек. А родили его для государства. Это бабы рождаются для продолжения рода. А сыновья - для исполнения долга перед Отечеством. Ушел сын в армию, всё: забыли о нем. До исполнения своего воинского долга он принадлежит государству, даже если он станет пушечным мясом... У меня тоже сын сейчас с серьгой в ухе, с ранцем за спиной, с баллончиком краски для граффити и в кроссовках для паркура за 1,5 штуки. И он у меня единственный. Но... Его я рожала для государства и буду гордиться им только в том случае, если он будет мужиком, а не пацаном в юбке. Попадет в "горячую точку", буду тихо выть в подушку, но ни пика не издам против государства».

 «Граждане России, в том числе и относящие себя к интеллектуальной элите, готовы прослезиться при виде парадных «коробок», вышагивающих прусским «гусиным шагом».

Александр Гольц.

Казарма – это такое место, при входе в которое зачастую оставляют как шляпу в прихожей гуманист – свой гуманизм, либерал – либерализм, интеллектуал – аналитические способности, правозащитник – своё правосознание. Один с виду интеллигентный человек на интеллектуальной дискуссии высказался так: «дедовщина будет всегда существовать, потому что армия – это место, где учат убивать». (Интересно, был ли он «дедом», или просто теоретик?)

Несчётное число раз я убеждалась – люди бегут от правды об армии, страшась запечатавшего эту правду «табу». Вот милая либеральная дама на презентации книги о солдатах, как только заходит речь о трагедиях, скучнеет: «это не по теме». Вот известный общественный деятель, некогда именовавшийся правозащитником, отказывается ознакомиться с докладом о ситуации в армии, «если он написан с позиции солдатских матерей». Вот видный эксперт, красноречиво выступавший, разоблачая тоталитаризм, не смог вынести замечания, что многие его черты «законсервированы» в армии. «Я за то, что бы у нас была сильная армия!» - в возмущении воскликнул он и покинул зал. Убеждена, что именно подобные охранители позволили армии сгнить в такую труху, что уже почти нечего охранять.

Чиновники в погонах воспринимаются не просто как государственные служащие, которые вполне могут ошибаться или преследовать узковедомственные интересы, а как жрецы, которым открыто таинство истины, недоступное гражданским лицам.

Алексей Арбатов.

Ради обороны мы за ценой не постоим. Но впрямь ли ради обороны? В самом ли деле для укрепления обороноспособности надо низводить солдата до состояния «пыли под ногами»? Ведь как раз с нашей боеспособностью при такой системе дело обстоит весьма неважно.[3]

Вышеупомянутые охранители уподобляют армию идолу, а у идолов не спрашивают «зачем», им просто приносят жертвы. А «жрецы» принимают их как должное. Для жрецов следующий шаг – провозгласив абсолютную, высшую, самодостаточную ценность Армии (инструмента насилия), закрепить в собственном сознании и в сознании общества сколь угодно широкие свои привилегии.

Помню, как-то моими соседями по купе оказались отставной военный и деревенская тётечка. В военном, несмотря на спортивный костюм, угадывался большой генерал. Он жаловался на несправедливость судьбы: получает пенсию всего (он назвал цифру, наверняка равную многомесячному доходу нашей попутчицы). «А вот раньше – звоню я такому-то – дают мне квартиру в Краснодаре (в Москве-то у меня есть). Звоню декану – дочь принимают в институт»…

Вышел генерал, а соседка и говорит: «Вот простая душа – всё рассказал». Добродушно так. Генеральские блага кажутся ей естественными, только, вроде бы, не принято об этом говорить…

Армейская система заточена на то, чтобы заставить человека при военной необходимости выполнить любой приказ, пойти на любые мучения и смерть. А военной необходимости, адекватной численности армии, всё нет и нет… А в руках командиров, которые всего лишь люди, такая власть – закреплённая законом, поддержанная традицией… Как не впасть в соблазн? «Мы – соль земли, они – пыль под ногами», – сам бог велел их «припахать» - сдать в аренду строительной фирме. Велик соблазн объявить себя «всем», а других – «ничем».

Армия, построенная так, что служит не целям подготовки к возможной войне, а интересам военных, является по своей сути милитаристской..

Артур Вагтс, «История милитаризма».

При внимательном рассмотрении выясняется, что чуть ли не за всеми случаями «дедовщины» стоит вымогательство. Участие в нём офицеров приводит в некоторых воинских частях к откровенному сращиванию с криминалом.[4]

Вопреки приказу министра обороны № 428 от 8 октября 2005 г. «О запрещении привлечения военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы», офицеры солдат как «припахивали» так и «припахивают» для своей личной выгоды. А «дедовщина» обеспечивает такую возможность, ибо солдаты просят и умоляют правозащитников не раздувать такие дела, чтобы не возвращаться в казарму.

Вот тут мы приходим к принципиальному моменту. Получается, что внутри системы почти все довольны. Довольны офицеры, кладущие в карман деньги за солдатский труд, довольны сами солдаты и их родители, довольны проверяющие: их накормят, напоят и в баньке выпарят. Недовольны офицеры, которые не за этим в армию шли, и солдаты, которым не выпало счастье попасть на «рабочку». По идее, должно быть недовольно государство, однако его в этой системе представляют генералы, которые, судя по всему, отнюдь ею не обижены. Не очевидно ли, что при таком соотношении довольных и недовольных систему невозможно реформировать изнутри? Её можно изменить только вынув из неё тот камень, на котором зиждется это всеобщее довольство: принудительный характер службы. Но это неосуществимо до тех пор, пока общество поклоняется армии как идолу.

В Аргентине призыв отменили после массовой протестной кампании, произошедшей после гибели военнослужащего по призыву от рук сослуживцев.

Автор… сознаётся, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук, и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования.

А. К. Толстой. (Из предисловия к роману «Князь Серебряный»).

У Алёши Жидкова был предшественник. В марте 2006 года солдат Константин Иванов из Биробиджана повесился на российском флаге. Это случилось на пограничной заставе на острове Тарабаров (Хабаровский край). Когда родителям выдали гроб, просили его не вскрывать. Однако родители вместе с Комитетом солдатских матерей гроб все-таки вскрыли и убедились, что парень был избит так, что живого места не осталось.

Давно известно, что у нас две армии: одна – которой неизменно доверяет большинство участников опросов. Там исполняется конституционный долг, там - отцы командиры, крепкая воинская дружба, задачи для настоящих мужчин и т п.

Другая - та, в которую также неизменно большинство опрашиваемых не хочет идти или отдавать своих близких. Эта армия всё меньше имеет отношения к защите Отечества, и всё больше - к выкачиванию денег не только из бюджета, но и из беднейших российских семей средствами той же «дедовщины».

Сейчас идут дискуссии о реформе армии. Значительная часть их участников, даже критически настроенных, видимо, всё же имеет в виду первую, может быть, слегка подпорченную «дедовщиной».

Костя Иванов, очевидно, тоже сначала верил в первую. И он понял, что её нет. Способ, каким он покончил с невыносимой жизнью - это «мессидж» всем нам: армия - это не то, что вы думаете. (С острова Тарабаров он не мог другим способом докричаться до нас). Но его послание всё равно не дошло до адресатов.

Вот ещё одна история. Встретились через несколько лет после «дембеля» два бывших «деда», выпили, после со смаком стали вспоминать, как «гоняли духов». Дело было в доме одного из них. Его сынишка слушал-слушал, а потом и спрашивает: «папа, а ты меня тоже так будешь бить?» Ужаснулся папа, протрезвел и поклялся, что всё сделает, чтобы сын в армию не пошёл.

Неужели только тогда, когда каждый ужаснётся судьбе сына, брата, мужа, жениха, друга, племянника – в этой системе что-то можно будет изменить?

Автор благодарит за предоставление информации В. Старовойтову (Совет солдатских матерей, г. Орёл), И. Кизилову (Пермский «Мемориал»), В. Бычкову (Комитет солдатских матерей Биробиджан), О. Пучкова (Организация «Правовое общество», Новосибирск).


[1] Цитируется по: Виктор Сокирко, Комсомольская правда, 14.07.2010

[2] Этот и следующие три эпиграфа из брошюры А. Гольц. Российский милитаризм – препятствие модернизации страны. Фонд «Либеральная миссия», М 2005.

[3] Александр Гольц. Манёвры переживём. А если война? Ежедневный журнал. 20 мая 2010. http://ej.ru/?a=note_print&id=10126

[4] Людмила Вахнина. Криминал против армии. Полит.ру 14 11 2007. http://www.polit.ru/analytics/2007/11/14/armija.html

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.