23 октября 2019, среда, 05:37
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 января 2011, 09:19

«Мы-то с вас кормимся…»

В кадре трое малышей, перед ними черная и белая пирамидки. Взрослая тетя просит детей говорить, что они обе белые, и приглашает еще пяток детей по очереди. Лишь один из них верит глазам своим и определяет цвет правильно, остальные – повторяют сказанное: называют черное – белым.

Эти кадры психологического эксперимента на внушаемость из научно-популярного фильма «Я и другие» Феликса Соболева («Киевнаучфильм», 1971) стали хрестоматийными среди советской интеллигенции. Фильм рассказывал о достижениях науки в СССР. Но «читали» в нем гораздо большее: о готовности психики не только индивидуума, но социума зависеть от господствующего мнения. Понимая это, старались идентифицироваться с не поддающимся влиянию маленьким человечком, сознательно одергивали себя при каждом следующем давлении.

«Я и другие» – ни в коем случае не диссидентское кино. Так работали со своей аудиторией просто честные фильмы – научно-популярные в первую очередь: документальные и игровые укладывались на полку, а тут бдительной цензуре вроде и не к чему было придраться.

Теперь эти кадры цитирует Андрей Загданский в своей картине «Мой отец Евгений» (2010). Евгений Петрович Загданский (1919 – 1997) был замечательным сценаристом и главным редактором «Киевнаучфильма» с 1961-го по 1979-й – в годы расцвета этой студии.

Его сын, тридцати шести лет, один из лучших документалистов Украины и СССР эпохи расцвета застоя и перестроечной поры, эмигрировал в Америку в 1992-м.

Премьера картины «Мой отец Евгений» состоялась в Москве на фестивале «Артдокфест», который прошел в декабре в четвертый раз. Тогда же вручается премия «Лавровая ветвь» – авторам лучших документальных и просветительских киноработ. В том числе, телевизионных, но сделанных наперекор отупляющему ящику.

Нынче фестиваль (в его названии легко читается «арт» – то есть, приоритет искусства) состоялся в четвертый раз, а лучшие из лучших определяются уже десять лет. С такой дистанции общая картина неигрового кино в сегодняшней России выглядит печально. Самое главное: этот кинематограф почти полностью утерял свой собственный язык, на котором разговаривал с аудиторией (один из примеров «лексики» – в начале этих заметок). Утерял «речь», построенную на образах, взятых исключительно из реальной жизни, а потому особо сильных и убедительных. С другой стороны, и нынешняя публика уже не умеет воспринимать старую образную систему. А новая все никак не возникнет.

Разнообразие и сила тех «речей» (следовательно, и высказываний) были так велики, что в СССР сформировались четыре самостоятельных и авторитетных школы документалистики и научно-популярного кино – кроме упомянутой Киевской, еще Ленинградская, Рижская, Екатеринбургская. Плюс пара заметных центров – в Литве и в Киргизии. При этом, конечно, конформистский и коллаборационистский неигровой кинематограф прекрасно существовали, употребляя стилистические находки настоящего документального киноискусства.

С распадом СССР и технологической революцией случился системный кризис, поразивший этот вид кинематографа больше остальных. Мастера состарились и поумирали, не выучив молодых, амбиция которых во многом свелась к предельной физической близости к герою из-за возможностей цифровой камеры, да снижением моральных запретов, что породило иллюзию «новой правды». Игровое кино и анимация худо-бедно, но пытаются соотнестись с рынком – и рынок, сам уродливый, их тоже, хоть и мало, но замечает. Неигровое кино как факт ушло на обочину, в маргинальные слои культуры, ибо контакт аудитории с документом на экране целиком заменен идеологизированной и внехудожественной форматной телевизионной продукцией.

Причина, по которой российское телевидение, в отличие от всего культурного мира, не допускает документалистику на свои экраны, очень проста. Никто не хочет видеть правду о себе и о планете. Народ устал «по жизни» и желает развлекаться. Власти предержащие категорически не согласны омрачить – или даже просто изменить – сложившуюся ТВ-картинку жизни своих подданных. В итоге современность укладывается (тоже весьма специфическим образом) в новости и программы о криминале, прошлое – в сугубо заданные форматы псевдоисторических расследований и публицистики, едва-едва удалившихся от методологии «Краткого курса ВКП(б)», знание – в резервации передач о животных, путешествиях и царской семье.

Нет заказа – ни снизу, ни сверху, – вот и нет авторов. Отдельные замечательные произведения, их награды на международных фестивалях дела не меняют. Новый стиль, маркируемый как «кино.dok» (отчасти та самая «новая искренность»), возник и вошел в моду среди самой продвинутой аудитории; старики-классики взревновали, стали называть его «одноглазым документализмом» – сердито, но истинно: стиль быстро приелся. Правда, успел зажечь в своих рядах звезду – режиссера Валерию Гай-Германику, шагнувшую из школьных курилок в сериал «Школа» на просторах Первого канала. Но все это не возбудило трусливое общество возжелать реальности на экране.

Искусство неигрового кино еще меньше востребовано аудиторией. Количество картин, выстраивающих художественный мир с помощью сугубо подлинных героев и «подсмотренных» образов, да еще с высоким качеством, неумолимо сокращается. На этом фоне инициатор и «топ-менеджер» как премии, так и фестиваля, сам известнейший в стране документалист – режиссер и продюсер Виталий Манский решил включить в число соискателей «Лавровой ветви» и призов фестиваля иностранные картины, снятые на русском языке.

Откуда они берутся? Во-первых, в странах бывшего СССР остались жить и документалисты, и потенциальные их герои – говорящие по-русски люди. Во-вторых, некоторые известные авторы-режиссеры бывшего СССР за последние два десятка лет переселились в Европу и Америку, но время от времени создают фильмы, связанные с советской и постсоветской действительностью и/или русской культурой.

В-третьих, есть российские режиссеры, которые не находят продюсера в своей стране, а обнаруживают поддержку в Европе, – их произведения не имеют статуса «национального фильма», но по сути они именно таковы. Ярчайший пример – «Революция, которой не было» Алены Полуниной – о ситуации накануне прошлых президентских выборов 2007 года, о противниках действующего режима во главе с Лимоновым-Каспаровым-Касьяновым. И гораздо больше – об извечных российских «проклятых вопросах» и «бесах», о философии, эстетике и быте борьбы, победы, проигрыша и реванша. Единственный в отечественной практике неигровой фильм об актуальной политической жизни сделан в эстонско-финляндской копродукции. Он не допущен к кино- или телепрокату, но получил несколько фестивальных призов и премий в стране. В том числе, «Лавровую ветвь»-2009 в номинации «Лучший арт-фильм» (вместе с «Глубинкой 35х45» Евгения Соломина).

Наконец, четвертая категория русскоязычных фильмов – картины, созданные иностранными режиссерами и продюсерами о России. Далеко не каждая хоть раз была показана на каком-либо российском кинофестивале, число таких произведений неизвестно даже знатокам процесса, но их за двадцать лет – с того момента, как страна стала более открытой – полагаю, создана не одна сотня.

Эти двадцать лет делятся на два периода. Острая мода на «новую Россию», всеобщий интерес к ней, надежды, связанные с «курсом Горбачева», – в прошлом. Нынешнее время парадоксально по отношению к нам: капитал уходит, интерес представляет собой затухающую синусоиду, а чемпионат мира по футболу – нате (получите, подавитесь – нужное подчеркнуть).

Первые перестроечные годы в документалистике характеризуются открытием – как для своих, так и для чужих – запретных прежде тем. Надежды засияли, архивы распахнулись, язвы обнажились. Мало что было серьезно осмыслено, пыл ушел в «страшилки» и «орнамент»; разруха в киноиндустрии заставила многих авторов поставлять за границу все более «горячие» – в газетном понимании слова – сюжеты. Надо признать: в 90-е годы, когда телевидение еще не выработало свои форматы – циклы и линейки программ, к которым «приковало» едва ли не всех действующих режиссеров неигрового кино, – жизнь немалого числа российских документалистов была спасена иностранными заказами. Прежде всего, «Восточным проектом» финского Yleisradio: три десятка фильмов о России было сделано с середины 80-х до того, как Финляндия вступила в Евросоюз (1995) и сильно переориентировалась на Запад.

Однако коммерция быстро пронизала когда-то энтузиастическое общество. Параллельно пришла новая цензура. В итоге архивы призахлопнулись, а главное – берут огромные деньги за историческую хронику, вот почему зарубежные документалисты в основном исследуют современность. А честные «чернушные» истории без анализа, обобщений и высокого искусства убедили весь мир, что Россия – вовсе не огромный сильный медведь с загадочной душой и серьезной культурой, а совершенно вульгарная страна.

Вульгарная – значит, обыкновенная. Интерес же западных документалистов (под «западными» мы понимаем не только европейцев и всех вообще англоязычных людей, но и японцев) ко всему обыкновенному миру, как известно, велик: снимают всюду. Такая любознательность, подкрепленная финансово, провоцирует у наших документалистов искреннее восхищение и подлинную зависть. Другой вопрос: сколько наших могли бы соответствовать европейским требованиям?..

Наравне с какой-нибудь Африкой (ничего уничижительного не имею в виду), Россия привлекает режиссеров и продюсеров, стремящихся удовлетворить интерес своей аудитории хоть к бытовым историям на экзотической почве, хоть к экзотическим обстоятельствам жизни народа, хоть к историческим, культурным, гуманистическим еtc особенностям такой большой части суши. Отдельным набатом звучит тема экологической угрозы, явно ощущаемой миром со стороны России. Бывает и актуальный интерес: сейчас вот, как услыхала на фестивале, японцы будут делать фильм к двадцатилетию распада СССР…

Возможно, увидим эту картину на следующем «Артдокфесте». А какие же новые иностранные фильмы попали в программу нынче? В конкурсе из 21 картины таковых шесть: уже названная «Мой отец Евгений» (США/Украина), а также «Водочный завод» Ежи Сладковского (Швеция), «Мама умерла в субботу на кухне…» Максима Васяновича (Украина), «Розовое такси» Ули Гаульке (Германия), «Танкоград» Бориса Бертрама (Дания), «Цирк» Дэвида Роундсфелла Кэйранса (Великобритания). Еще три – в других программах: «Хьюзоффка» Виолы Штефан (Германия), «На краю России» Михала Марчака (Польша), «Мисс Робинзон» Алены Суржиковой (Эстония).

При этом немецкое «Розовое такси» номинировалось на «Лавровую ветвь» в категории «Лучший кинофильм», где награду взял Загданский. Украинская работа «Мама умерла…» удостоена «Лавровой ветви» в категории «Лучший дебют в неигровом кино».

Что же интересует нынче у нас иностранных авторов? Жизнь тружениц водочной фабрики в городке между Москвой и Челябинском: своими руками женщины делают то, от чего деградируют их мужчины и они сами; правда, у некоторых есть надежда заработать на учебу и уйти. А одна молодуха рвется отсюда «в артистки», в столицу, – да только таланта у нее ноль, да только при побеге она бросает собственного ребенка…

Жизнь женщин в самой Москве – три главные героини картины служат в одной маленькой таксомоторной компании: возят только пассажирок, выслушивают их истории, рассказывают свои.

Жизнь в самом Челябинске – единственном в мире зараженном радиацией месте, где «ничего не изменилось». Молодые герои картины танцуют в самодеятельной труппе (современная хореография красноречиво и образно изламывает тела), влюбляются, женятся, рожают… разговаривают с нами. Параллельно зритель узнает страшную правду о тринадцати авариях, случившихся здесь начиная с 1949 года, о хронической лучевой болезни и тому подобных вещах.

Жизнь одной маленькой пограничной заставы на далеком российском севере… Впрочем, этот фильм попал в неигровые по недоразумению: молодой автор признается, что и герои не военнослужащие, и домик – подставной, однако ему так хотелось показать настоящих русских мужиков в заполярных снегах...

Конечно, судить о достоинствах арт-док-фильма только по тому, ЧТО показано, неверно. Важно – КАК показано. Ничто не ново под Луной, кроме манеры каждого художника. Оценка же тут всегда субъективна. Я более всех иных увиденных картин «Артдокфеста» полюбила работу Загданского. Это еще одно «прощание с СССР» (таких фильмов немало; особый, уникальный жанр выработали бывшие советские документалисты) – в очень точной пропорции соединившее общее, внешнее, социально-политическое, и глубоко личное, семейное, сыновнее. Поэтичное.

Фильм сына об отце, по сути, мемуар. Воспоминание о XX-м, отнюдь не золотом, веке представителя уходящего класса – интеллигенции, воспитанной классической русской литературой и ее моральными заповедями, а также противостоянием советской идеологии. (Надо бы написать здесь «представителя уходящего класса – русской интеллигенции», да Загданские жили в Киеве, а семья была русско-еврейской. Боюсь, иностранный читатель не поймет нюансов.)

Воспоминание вдвойне ценно «добавленным» авторским опытом восприятия России новейшего времени. Многие люди – «обломки империи» – в новых странах еще долго ассоциировали (и продолжают?) себя с моей страной; отец Загданского сильно переживал, в частности, «наш позор в Чечне».

И в квадрате ценен опыт эмиграции режиссера. Андрею Загданскому открыт весь мир (отец мог бы позавидовать, но сам не уехал); он в картине размещает себя и родных не в пространстве, а во времени: «Здесь мне пять лет… а здесь – четырнадцать…», хотя вполне ожидаемо услышать: «тогда». И поднимает кинокамеру на высоченном кране, стараясь посмотреть на оставленную им Родину издалека: мелкое все из поля зрения уходит, остается… остаются, увы, крупные руины.

Думаю, из этого и еще нескольких настоящих фильмов мир мог бы действительно узнать настроения и самочувствие немалого числа людей в России и Украине. Если бы захотел. Но миру тяжело такое видеть и трудно понимать. Гораздо легче командировать своего режиссера, иной раз даже не говорящего по-русски, в далекую страну за кадрами «как у всех».

Парадокс в том, что многие из засланных влюбляются в Россию, вопреки всему, и возвращаются сюда снова и снова. На «Ардокфесте» Ежи Сладковский, швед польского происхождения, искренне сочувствуя бедственному положению российских документалистов, сказал так: «Мы-то с вас кормимся… сами снимаем, сами у себя и показываем…».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

05:27 Британский парламент отказался срочно рассматривать сделку Джонсона по Brexit
22.10 21:32 Илон Маск отправил первый твит через спутниковый интернет Starlink
22.10 20:59 Госдума разрешила судебным приставам рассылать СМС
22.10 20:29 Экспертиза ФСБ не установила, попала ли в полицейского бутылка, брошенная фигурантом «московского дела» Раджабовым
22.10 19:48 Телеканал «Спас» начнет снимать реалити-шоу. Его участники на месяц станут послушниками монастыря
22.10 19:25 Хоккейный клуб «Амур» оштрафовали на 300 тыс. рублей из-за угрозы тренера сжечь машину судьи
22.10 18:53 В Ростовской области пять человек погибли в перестрелке
22.10 18:23 Путин наградил орденом главу следственной группы по «московскому делу», делам ФБК и «Зимней вишни»
22.10 17:25 В Мурманске чиновница опубликовала фото заполненного холодильника красной икрой. Потом извинилась
22.10 16:55 Предполагаемого участника нападения на Олега Кашина осудили на восемь лет за похищение человека
22.10 16:35 Глава МВД заявил, что в Москве работает 3 тысячи камер с распознаванием лиц. Обещали на 62 тысячи камер больше
22.10 14:53 Плеер Moonwalk закрылся. Его использовала большая часть пиратских сайтов в России
22.10 14:00 В загадочных случаях детского паралича обвиняют энтеровирус
22.10 13:53 Суд оштрафовал «Мемориал» и его главу на 400 тыс. рублей по закону об иностранных агентах
22.10 13:06 Актер из «Игры престолов» сыграет злодея в сериале «Властелин колец»
22.10 13:00 Рекорд громкости брачных криков у птиц составил 125 децибел
22.10 12:32 СКР передал в суд дело жителя Кузбасса, который избивал 17-летнюю жену
22.10 12:09 Автомобиль службы протокола Медведева сбил пешехода
22.10 12:00 После реставрации публика увидела картину флорентийской художницы XVI века
22.10 11:52 «Ведомости»: BadComedian будет рекомендовать фильмы на ivi
22.10 11:13 Игрок в Dota из Новокузнецка занят первое место рейтинга Forbes самых влиятельных персон киберспорта
22.10 11:00 Ирландцы хотят вернуть останки Джеймса Джойса на родину
22.10 10:29 Российский ледокол подал сигнал бедствия у берегов Норвегии
22.10 10:14 Под Красноярском полиция охраняет сейф на месте прорыва дамбы. В нем может находиться добытое артелью золото
22.10 09:26 Росстат: 49,4% семей в России хватает денег только на еду и одежду. Это пенсионеры, многодетные и неполные семьи
22.10 08:46 В НАСА подтвердили, что американцы полетят к МКС на своих кораблях весной 2020 года
22.10 08:04 «Известия»: спрос на бензин рекордно снизился в 2019 году
22.10 07:27 Мать осужденной израильтянки попросила Путина освободить ее дочь
22.10 07:00 Суд Владивостока получил иск Генпрокуратуры к экс-мэру на 3,2 млрд рублей
22.10 06:29 Поставщики гречневой крупы предупредили о повышении цен в России
22.10 05:50 С 2020 года правительство РФ увеличит сумму родового сертификата на тысячу рублей
22.10 05:30 Оргкомитет Олимпиады-2024 в Париже показал эмблему игр
21.10 21:08 В Крыму девушка сорвалась с 40-метровой скалы и выжила. Операция по ее спасению длилась пять часов
21.10 20:34 Фигуранту «московского дела» Никите Чирцову продлили арест на три месяца
21.10 20:24 В Басманном суде задержали троих человек, которые устроили перфоманс и заковали себя в наручники
21.10 20:21 В Бангладеш депутат парламента наняла двойников, которые сдавали за нее экзамены. Подмену раскрыли случайно, девушку исключили из университета
21.10 19:14 Минкульт объявил, что запускает открытую базу кино, которое спонсировало государство
21.10 19:07 В 2020 году правительство увеличит пособия на первого и второго ребенка до трех лет
21.10 18:46 Король Таиланда лишил свою фаворитку титулов и званий, так как она «была амбициозной» и «пыталась возвыситься до королевы»
21.10 18:23 Средства от продажи Harley-Davidson с автографом Папы Римского будут направлены на строительство приюта для детей-сирот в Уганде
21.10 18:15 В Улан-Удэ суд оштрафовал активиста. Он распылил балончик на росгвардейца
21.10 17:39 МВД уменьшило требования по искам к оппозиционерам: от них хотят получить 9 млн рублей вместо 18
21.10 17:28 Основатель LinguaLeo отправлен на принудительное лечение за убийство сестры
21.10 17:20 Жительница Ингушетии отсудила у МВД 1,5 млн рублей за смерть сына от пыток
21.10 16:39 Акция в защиту свободы СМИ: ведущие австралийские газеты вышли с закрашенными первыми полосами
21.10 16:19 Контрразведка Чехии нашла и нейтрализовала российскую шпионскую сеть
21.10 15:53 Cледователи нашли тела подмосковного депутата и ее семьи. В убийстве подозревают криминального авторитета
21.10 15:43 Девушка, которую на митинге ударил полицейский, пожаловалась в суд на бездействие СК
21.10 15:11 Суд отказал автобусным перевозчикам Астрахани в блокировке BlaBlaCar
21.10 14:27 Житель Удмуртии получил три года колонии за издевательства над женой и детьми
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.