Восстание в Тунисе, которому дало начало самосожжение Мохаммеда Баузизи, восстание, которое привело к свержению бывшего президента Зин эль-Абидина Бен Али, заключает в себе много сообщений и уроков, которые должны быть прочитаны и проанализированы. Оно показывает направление стрелки политического и гуманитарного компаса не только в Тунисе и других арабских странах, но и в мире в целом, поскольку произошедшее в Тунисе классическое событие мирового масштаба.
Первое из сообщений по итогам произошедшего – ликование, с которым арабские народы приняли новости; простые люди арабского мира узнали о бегстве Бен Али с оптимизмом, веря, что это событие инициирует перемены в большинстве остальных арабских стран, во главе которых стоят диктаторские коррумпированные режимы. Хотя Бен Али – не первый арабский президент, свергнутый в последнее время – включая, вероятно, наиболее известное свержение Саддама Хусейна в Ираке – тот факто, что Бен Али был свергнут своим собственным народом без иностранной интервенции и что это было скорее народное восстание, чем военный переворот, оказалось воспринято с огромным удовлетворением. В отличие от противоположной реакции на вторжение в Ирак.
Многие политические обозреватели и аналитики чувствуют, что волна протеста не ограничится Тунисом. Они упоминают в этой связи недавние демонстрации в Алжире и в Иордании – хотя демонстрации в Иордании были мирными и не призывали к свержению режима. Вместо этого требование состояло в улучшении экономических условий и изменении критикуемой правительственной экономической политики, причиной тому - непреходящая вера в монархию как определяющую государственную идентичность и гаранта стабильности.
Послание тунисских событий определенно найдет свою дорогу в почтовые ящики арабских правителей. Оно состоит в том, что имеется необходимость запуска реальных политических, экономических и социальных реформ - более значимых, чем чисто поверхностных, которые долго реализовывались арабскими режимами под прикрытием формальной или имитационной демократии, ультранационалистических или религиозных идеологий.
Ситуация вокруг Туниса также подчеркнула двойные стандарты, применяемые большинством демократических стран, в частности европейцами и США. Будучи вовлеченными в оккупацию Ирака под предлогом желания помочь иракскому народу в борьбе с диктатурой Саддама Хусейна, США и многие европейские страны уклонились от продвижения демократии и придерживались невнятной позиции в отношении режима, который имел место в Тунисе. Провалились их попытки оправдать поддержку режима Бен Али – всего лишь одного из примеров ситуации, когда эти демократические государства поддерживают недемократические режимы с целью соблюдения собственных законных интересов.
По контрасту с подобной позицией тунисское восстание подтвердило, что народ продолжает быть стороной, за которой остается последнее слово и что какой бы то ни было режим в любой точке земного шара обречен на падение на падение, поскольку он продолжает отдалять себя от собственного народа – вне зависимости от размеров поддержки, которую он получает от ключевых великих держав. История уже доказала, что влиятельные союзники окажутся неспособны защитить подобный режим если народ этой страны не сможет больше игнорировать несправедливость и угнетение.
Третье послание сообщение сделано Тунисом самому себе. Тунисцы, которые отдали жизни и кровь своих сыновей за свободу не должны попасть в капкан, который расставлен для них соглашателями и опьяненными властью. Тунисцам стоит иметь в виду, что эти соглашатели, извлекавшие пользу из режима Бен Али, не откажутся слишком легко от своих интересов и выгод. Хорошее свидетельство тому – игнорирование конституции страны, когда премьер-министр присвоил себе власть вместо того, чтобы, в соответствии с конституцией, позволить спикеру парламента восполнить возникшую пустоту во власти. Тунисцы не должны быть обмануты подобными рокировками, чтобы решения ни в коем случае не оказались в руках тех, кто помогал Бен Али подавлять свой народ. Решение текущего политического кризиса может быть достигнуто на пути формирования правительства национального спасения, в котором будут представлены все политические силы страны. Первой задачей такого правительства было бы назначение парламентских и президентских выборов как можно скорее, а также их проведение независимой комиссией под внутренним и международным наблюдением (к настоящему моменту обязанности главы государства исполняет уже спикер тунисского парламента. В состав же нового коалиционного кабинета, как ожидается, войдут представители партий, которые были оппозиционны режиму Бен Али – «Полит.ру»).
Мохаммед Хусейни – директор Центра идентичности (Амман, Иордания), автор арабоязычной газеты «Аль-Гад».