28 марта 2024, четверг, 17:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 января 2011, 09:55

Абхазия: четыре года спустя

Нижеследующие заметки, вообще-то, стоит читать на фоне моей же, опубликованной на «Полит.ру», статьи 2006 г. , посвященной той же теме – не имея желания повторяться, я упомяну здесь лишь то новое, что отсутствовало в моих впечатлениях четырехлетней давности и, напротив, бросилось в глаза в ходе недавней поездки.

Итак, на этот раз я приехал в Абхазию на собственном автомобиле, через границу на реке Псоу, разумеется. Собственно, первое замеченное мною отличие от прежней картины состояло как раз в том, что никаких отличий на границе не было. Иначе говоря, российско-абхазская граница и в 2006 году, и ныне выглядит как бы несколько застенчиво, что ли. Контрольно-пропускной комплекс в селе Веселое начинается сразу за рынком или, лучше, составляет единое целое с рынком (что в явном виде изображено на официально водруженной схеме пересечения границы). Никаких помпезных вывесок, табличек, почти никаких указателей – ни в Сочи, ни в Адлере, тем более – дальше к Северу вы не встретите дорожный указатель со словами "Сухум", "Абхазия", "граница" и т.п. Только – "Веселое", и следует знать, что граница на его окраине. А прежде – знать, где повернуть на аэропорт Адлер, а где, напротив, не надо слушаться такого же указателя. И если до 2008 года подобная застенчивость еще имела какой-то смысл в виду неопределенности статуса Абхазии (и, соответственно, ее границы), то сегодня, согласно официальной позиции России, эта граница вполне официально отделяет нашу страну от признанного соседнего государства и оформить ее надлежащим образом стоило  хотя бы из пропагандистских соображений.

Впрочем, печатей в паспортах на той границе не ставят ни наши, ни абхазцы – точнее, ставят лишь по специальной просьбе. И то дело: паспорта теперь десятилетние, вдруг в Грузию потом занесет…

Времени на проход границы я потратил при въезде около часу – при  выезде же и того меньше: минут пятнадцать. Говорили, впрочем, что бывает много хуже: в разгар лета стояли чуть ли не по десять часов. Единственной содержательной процедурой при движении из России является контроль ГИБДД: они честно сверяют номера агрегатов с данными свидетельства о регистрации ТС. И это нелишне, учитывая абхазские обстоятельства. Дело в том, что по ту сторону Псоу довольно часто встречаются автомобили представительских марок (всяческие Порше и Лексусы) с местным номерами, про которые молва говорит, что они "невыездные". То есть, при пересечении российской границы будут тотчас же арестованы, как находящиеся в угоне. Что ж – это детская болезнь многих вновь образованных государств: помнится, читывал про давний плакат на въезде в Черногорию – "Добро пожаловать в гостеприимную Черногорию! Ваш автомобиль уже здесь!"

В целом, автопарк Абхазии за четыре года ощутимо улучшился – меньше стало откровенного старья, почти исчезли поразившие меня тогда микроавтобусы "Раф". Впрочем, наших "народных" автомобилей – "Рено Логан" и "Фордов Фокус" по-прежнему очень мало, почти нет. Зато, тотчас же после переезда границы вы натыкаетесь на совершенно всамделишний, из стекла и металла, фирменный автосалон Тойота! Так, что какие-то новые иномарки абхазским жителям все-таки по карману.

На границе же вас обязывают заплатить 150 руб за временную регистрацию (?) транспортного средства и еще семьсот – за страхование автогражданки. страховка, прямо скажем, дерьмовая: за эти деньги имеете страхового покрытия всего 15 000 руб. Проще из кармана достать, честное слово… Впрочем, вам на ушко шепнут, что всего за каких-то 300 руб. можно и избежать приобретения подобного полиса вовсе.

Теперь про общее впечатление от пейзажа. Оно меня, честно говоря, несколько удивило. Тогда, в 2006 г. все выглядело, в целом, вполне безнадежно: вроде ясно было, что денег нет и взяться им неоткуда – а значит, инвестиций не будет и жизнь ограничится лишь муравьиным копошением вокруг руин советской инфраструктуры. Так вот, я ошибся: я недооценил способность людей, оставленных в покое, обустраиваться. А может, и еще какие-то моменты… Во всяком случае, вот этого ощущения безнадеги как-то теперь не возникает. И помимо тойотовского автосалона глаз постоянно натыкается на следы каких-то вложений капитала – реконструированные здания, вновьпостроенные рестораны и т.д. Вообще, если многочисленные рекламные постеры четыре года назад рекламировали лишь минеральную воду, то теперь темой номер один стали строительные услуги и поставки стройматериалов. Помимо стационарных постеров, их предлагают и размещенные вдоль трассы во множестве рукописные таблички и указатели – чувствуется, что тема урожайная. В жилых домах теперь нередки пластиковые окна с вакуумным стеклопакетами – их тоже усиленно рекламируют на улице…

Городская зарисовка

Городская зарисовка

Новая гостиница

Новая гостиница

 

Об источниках денег можно лишь предполагать. Некоторые инвестиции, впрочем, понятны: так, я видел уже заканчиваемые в постройке, разом три или четыре бензоколонки "Роснефти" под стандартным брендом "Подсолнух". Понятно и происхождение средств на строительство "Дома Москвы" в Сухуме. Что-то, видимо, теперь под силу и госбюджету Абхазии: в частности, приведение в порядок основной трассы – она от границы до Сухума вполне себе ничего, а местами даже, не побоюсь этого слова, хороша. И, судя по непрерывно ведущимся работам, станет еще лучше.

Дом Москвы

Дом Москвы

Дом Москвы

Дом Москвы

 

В остальном же инвестиции, по оценке "на глаз", не превышают по каждому объекту нескольких миллионов долларов.  То есть, могут быть сделаны каким-либо средним российским предпринимателем в рамках расширения портфеля рискованной, венчурной его частью. С одной стороны, права собственности для иностранцев в Абхазии еще эфемернее, чем у нас. С другой же – стоимость активов невелика, строительные работы недороги, а при благоприятном развитии событий может быть достигнута довольно высокая прибыльность – если никуда не спешить. Море и солнце сделают свое дело.

Сухум

Сухум

Сухум

Сухум

 

Во всяком случае, обилие рассказов об абхазских инвестиционных неудачах россиян свидетельствует, по меньшей мере, об их серьезном инвестиционном интересе. Особенно, в свете выпихивания частных инвесторов среднего калибра из зоны Большого Сочи.

Еще раз о точке, в которой все сейчас находится: все эти новенькие и отремонтированные штучки еще не складываются в сплошной пейзаж, но то и дело выбиваются среди прежней разрухи.

Как и раньше, по трассе и вдоль нее разгуливает масса скота. Мне даже показалось, что скота стало больше, чем прежде – причем, стал он откормленнее и разнообразнее. В частности, во множестве присутствуют кони. Даже интересно, зачем их там столько?

На трассе

На трассе

На трассе

На трассе

 

Море и прибрежная полоса, в общем, довольно чистые – особенно, с учетом отсутствия специальных мест для сбора мусора и привычки местных жителей не утруждаться по этой части. За прошедшее время произведен демонтаж части уродливых бетонных волнорезов, некогда обезобразивших весь абхазский берег.

ФМ-радиостанций тоже стало несколько, а не только московское "Авторадио", как в 2006.

Сохраняются перебои с подачей воды. В Гагре ее дают на два часа утром и столько же вечером. Однако, местные жители обзавелись персональными резервуарами, электробойлерами – и, в целом, нивелируют данную проблему.

На улицах, кажется, вполне безопасно. Во всяком случае, в Гагре местные дети ходят в школу без сопровождения взрослых (у нас в Питере так нельзя).

Культура вождения автомобиля у местных, разумеется, не блестяща – но какой-то особой агрессивности я не ощутил. Кстати, видел что-то вроде моды: пацаны на крутых тачках ездят вечерами, сняв предварительно задний номерной знак. Так, понятно, удобней, если что…

Вино в Абхазии ужасно. Те бутылки, что продаются и в наших магазинах ("Вина и Воды Абхазии") стоят в стране изготовления около 150 руб. (в 2006 было 100-110) Знающие люди говорят, что абхазский там, главным образом, розлив. Все прочее, включая большую часть виноматериала, завозят из-за границы. В этот раз довольно много в продаже присутствовало бутылок и другого предприятия: Гудаутского винзавода. Впрочем, выглядели эти бутылки (по преимуществу – полусухие и полусладские вина, что характерно) еще менее респектабельно, чем бутылки "ВИВА" – а потому я не рискнул их пробовать. Также, во многих местах видел рекламу "Частной винодельни А. Конджария" – есть даже дегустационный зал, где я не преминул познакомиться с этими винами, предлагаемыми как элитные, в запечатанных сургучом бутылках. В общем – лучше бы я этого не делал…

Зато в любом кафе теплым южным вечером вам предложат т.н. "домашнее вино" – плохо сделанную, зачастую подкисшую "Изабеллу" – и в сочетании с хорошо прожаренным мясом, после купания в ласковом море даже оно совсем не испортит настроения…

Вино

Вино

 

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.