1 декабря 2020, вторник, 21:30
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 февраля 2011, 09:09

Кавказское наследие первого Президента

1 февраля 2011 года исполнилось 80 лет со дня рождения первого российского президента Бориса Ельцина. Надо отдать должное отечественному ТВ и действующей власти (поскольку в условиях «суверенной демократии» одно слишком сильно зависит от другого). Российские телеканалы уделили значительное внимание персоне первого главы государства под названием РФ. Правда, данное внимание выглядит как политически корректная «дань уважения», в которой нет места серьезному и содержательному анализу деятельности видного политика и государственного деятеля. В самом деле, всем, кто берется за «ельцинскую тему», трудно беспристрастно оценивать роль Бориса Николаевича в процессе «бегства от СССР». Равно, как и сам процесс такого «бегства».

Нельзя не признать, что период 1990-х гг. не был периодом одного лишь «хаоса и провалов» (как иной раз интерпретируют те события ловцы политической конъюнктуры). Это было время становления нового государства, которое к 1991 году еще не имело ни собственного управленческого класса (поскольку КПСС уже перестала быть релевантным механизмом госвласти), ни законодательной базы (хотя бы для противодействия национал-экстремистам в Чечено-Ингушетии), ни армии. Сама же российская власть начала 1990-х г. была эклектичным смешением различных институтов. Это было соединение Советов на всех уровнях (от Москвы до глубинки) и новой президентской власти (функционировавшей по другим, не советским принципам).

И все это в условиях «парада суверенитетов» не только вне, но и внутри России. В период обретения Россией своей политической субъектности «парад суверенитетов» использовался союзным руководством против ее лидеров. На специальном пленуме ЦК КПСС «О национальной политике партии в современных условиях» (19-20 сентября 1989 года) в качестве «инициативы с мест» была озвучена следующая идея: «Глубокие социально-экономические и культурные сдвиги произошли в автономных образованиях». А потому был предложен специальный союзный закон о преобразовании автономных республик в составе РСФСР в самостоятельные союзные республики. 26 апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» (закон об автономиях), который, по сути, «выравнивал» статус союзных и автономных республик. В этих-то условиях во главе России и встал Борис Ельцин. По справедливому замечанию политолога Федора Лукьянова, «Ельцину выпал самый опасный отрезок, когда распрямившаяся пружина истории освободила мощные политические силы. То, что Россия устояла под их натиском, – заслуга Бориса Ельцина, сколько бы ошибок он при этом ни совершил. Считается, что при нем Россия утратила статус великой державы, проводила несамостоятельную политику, унижалась перед Западом. Однако оценивать тогдашнее поведение Кремля следует не в абсолютном, а в относительном измерении, соотнося успехи с вложениями и имевшимися резервами. При таком подходе восприятие меняется».

Это чрезвычайно важное замечание. Сегодня исследователи и журналисты, занимающиеся сравнением «путинской стабильности» и «ельцинской нестабильности», оперируют не столько фактами, сколько клише и стереотипами. Во многих публикациях, посвященных началу 1990-х гг., отсутствует анализ того «коридора возможностей», который был у первого президента России. В значительной степени оценки Ельцина даются, что называется, из сегодняшнего дня. Как будто у Ельцина в начале 1990-х гг. была отстроенная система «вертикали» (кстати, не праздный вопрос, кто ее строил и передал Путину?). Как будто ему сопутствовала благоприятная экономическая конъюнктура (выгодные цены на нефть). Российская армия (со всеми выводами войск из Восточной Европы и советских республик) была создана только в 1992 году, а к середине 1990-х стала напоминать что-то похожее на армию, а не на кочевой табор. Думается, что адекватная оценка исторической роли Ельцина будет возможна лишь тогда, когда деятельность первого президента будет анализироваться не с обобщающих позиций, а, что называется, «по пунктам». Что сделал Ельцин в отдельных направлениях внутренней и внешней политики? Ответ на этот вопрос поможет понять тот вклад, который первый президент России внес в создание новой государственности. Прекрасным полем для анализа особенностей ельцинской внутренней политики является Северный Кавказ. Именно он во многом остается регионом, от которого зависит и единство России, и состоятельность российской политической идентичности, и эффективность государственных и общественных институтов РФ.

Едва только справившись с «путчем трясущихся рук», российское государство столкнулось с вызовом иного порядка. Речь идет об этнонационализме и региональном партикуляризме. Во многом Россия была сама устроена по образу и подобию Советского Союза: 36 ее субъектов были построены по национально-территориальному принципу. У каждого из них был свой исторический счет к Москве – в любом обличии, советском или демократическом. Если говорить о кавказском регионе, то в шести из семи существующих сегодня субъектов федерации до сих пор существуют такие проблемы, как память о депортации и требование восстановления исторической справедливости. С началом политической либерализации на Кавказе призывы к свободе означали не столько защиту прав человека, сколько претензии на доминирование своего этноса и его «коллективных прав». В 1990-1991 гг. кавказский регион стал рекордсменом по количеству самопровозглашенных государства. В одной только Карачаево-Черкесии были провозглашены Республика Карачай, Черкесская Республика, две казачьи республики (Баталпашинская и Урупско-Зеленчукская), Республика Абаза. В Дагестане были заявлены претензии на разделение единой республики по этническому принципу. В Кабардино-Балкарии шла борьба за «размежевание» между представителями двух «титульных этносов». В 1992 году в Пригородном районе Северной Осетии прошел вооруженный конфликт между осетинами и ингушами, стоивший жизни 478 людям. Учитывая, что конфликт продолжался 5 дней, можно себе составить представления о среднем количестве убитых за один день противоборства, а также о том, каким было бы количество жертв, если бы это противостояние не было остановлено. И, наконец, Чечня. В 1991-1994 гг. на ее территории существовало фактически самостоятельное квазигосударство, проводившее свою внутреннюю и внешнюю политику. Добавим сюда также и влияние этнополитических конфликтов на Южном Кавказе (осетино-грузинский и грузино-абхазский) на ситуацию в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Адыгее и Карачаево-Черкесии (КЧР). 4 декабря 1994 организация, называвшая себя Парламентом Конгресса Народов Кавказа, приняла решение «об оказании народами Северного Кавказа коллективной помощи Чечне в случае вторжения российских войск». В 1996 году были предприняты попытки создания самостоятельной Республики Балкария (даже был избран ее глава, отставной генерал-полковник Суфьян Беппаев). В середине 1990-х гг. активно дебатировался вопрос о создании Черкесской Республики вне состава КЧР. В декабре 1998 года так называемый Маджлис «Конгресса народов Ичкерии и Дагестана» призвал к джихаду против неверных и даже учредил «Иностранный легион».

Именно в таких условиях приходилось действовать первому президенту России на Северном Кавказе. Требовались постоянная реакция на поступающие вызовы, умение находить компромиссы (там, где это было возможно), готовность при необходимости использовать силу. Так, например, после совместных жестких действий федеральной и республиканской власти в Кабардино-Балкарии (осень 1992 года), когда был распущен митинг Конфедерации горских народов Кавказа (КГНК) в Нальчике, Москва пошла на предоставление определенных преференций тогдашнему президенту республики Валерию Кокову. Именно КБР стала второй после Татарстана республикой, с которой был заключен Договор о разграничении полномочий (1 июля 1994 года). В КЧР Москва решила до поры до времени не проводить выборы президента (первый раз они состоялись только в 1999 году). Этот подход позволил держать ситуацию под контролем, а также ввести в систему целый ряд радикалов начала 1990-х гг. Сложные механизмы согласования интересов помогли избежать и полномасштабного карачаево-черкесского конфликта в 1999 году.

В Дагестане в 1994 году была создана не имеющая в России аналогов система этнического квотирования, позволившая сбить накал конфликтов в республике (новая их волна связана как раз с переходом к персонифицированной системе власти). И даже пресловутая «система паритета» в Адыгее (когда этническому меньшинству – адыгейцам – было гарантировано 50% мест в региональном парламенте) на определенном этапе помогла сдержать полномасштабное противоборство между русскими и адыгейцами. В целом же российская власть в 1990-е гг. стремилась не обострять ситуацию на Кавказе. Лишь выстроив систему государственных институтов и решив «основной вопрос всякой революции» – вопрос о власти, – Москва могла себе позволить жесткость, как в Чечне. Таким образом, ельцинская Россия периода «хаоса и провала» смогла предотвратить целый ряд конфликтов (между кабардинцами и балкарцами, карачаевцами и черкесами, русскими и адыгейцами, дагестанские конфликты между чеченцами-аккинцами и аварцами, лакцами и кумыками, неоказаками и ногайцами с одной стороны и аварцами – с другой). В отличие от той же Грузии или Таджикистана в России осетино-ингушский конфликт в его «горячей фазе» продолжался всего 5 дней. И хотя жертвам и беженцам от этого легче не стало, следует отдать должное российской власти, сумевшей (несмотря на отсутствие «вертикали») перевести вооруженное противоборство в формат переговоров.

Чечня – особая статья в кавказской политике Ельцина. Сегодня многие (в основном – на обывательском уровне, не владея эмпирикой) обвиняют первого президента России в его неготовности к диалогу с Дудаевым. Однако подобного рода выводы не соответствуют действительности. Уже в декабре 1991 года со стороны Верховного Совета России в Чечню была направлена группа экспертов, однако лидер сепаратистов отказался обсуждать проблемы взаимоотношений между Россией и Чечней. В марте 1992 г. в Дагомысе прошла встреча российских и чеченских экспертов, на которой были обсуждены основы урегулирования российско-чеченских отношений. В марте же 1992 года Чечня отказалась от подписания Федеративного договора (31 марта). Таким образом, руководители непризнанной Чечни продемонстрировали, что возглавляемая ими республика находится вне российского правового поля. Активизация переговорного процесса между федеральным центром и мятежной кавказской «окраиной» началась в ноябре 1992 г. Этот процесс был обусловлен вовлечением Москвы в урегулирование осетино-ингушского конфликта. Была достигнута договоренность о разведении российских сил и дудаевских формирований по линии их соприкосновения (административные границы Чечни и Ингушетии).

В конце 1992 года руководством сепаратистов были сформулированы основные принципы урегулирования российско-чеченских отношений. От России требовалось признание Чечни независимым государством, субъектом международного права. При этом Чечня должна была сохранить экономическое единство с Россией, а также делегировать полномочия по обеспечению безопасности. Таким образом, сепаратистская Чечня продемонстрировала своеобразное «потребительское» понимание национального суверенитета. Личная встреча с главой России стала для Джохара Дудаева главным политическим требованием. Накануне проведения апрельского референдума о доверии Президенту и Верховному Совету России Дудаев собственноручно обратился к Ельцину с предложением аналитических услуг по выработке «постреферендумной стратегии действий». В своем обращении лидер сепаратистов назвал победу президентской власти над Верховным Советом России «наименьшим злом» и даже обозначил себя в качестве противника дезинтеграции РФ. Однако, по справедливому замечанию этнополитологов Эмиля Паина и Аркадия Попова, «слишком липкая настойчивость, с какой Дудаев домогался встречи с Борисом Ельциным, подсказывала, что доверяться ему просто опасно. Если б такая встреча состоялась, она бы лишь укрепила Дудаева, придав ему недостающую легитимность и тем самым окончательно деморализовав лояльную к России и рассчитывающую на ее помощь чеченскую оппозицию. В то же время никакие предварительные договоренности об условиях, на которых Ельцин мог бы согласиться на эту встречу, не имели бы никакого значения...»

После октябрьских событий 1993 года стремление Ельцина пойти на уступки Чечне блокировалось, главным образом, самой чеченской стороной. Лидеры непризнанного государства оказались не готовы принять так называемый «татарстанский вариант» (Договор между РФ и Республикой Татарстан, по которому регион получал значительные полномочия и прежде всего признание республиканского суверенитета).

Российский президент дал поручение Правительству РФ 14 апреля 1994 года подготовить проект Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между РФ и Чечней (по татарстанскому образцу). 21 апреля 1994 года глава российской президентской администрации Сергей Филатов заявил, что «чеченская сторона, к сожалению, так и не определилась по двум ключевым пунктам: признание руководством республики статуса субъекта Российской Федерации и заключение двустороннего соглашения по аналогии соглашения с Татарстаном».

29 ноября 1994 г. было оглашено Обращение Президента Б.Н. Ельцина «К участникам вооруженного конфликта в Чеченской Республике». В нем уже с первых строк была обозначена позиция российской власти по статусу Чечни: «На древней кавказской земле – неотъемлемой части нашего Отечества – льется кровь». Российский Президент выдвинул политический ультиматум – в течение 48 часов с момента обращения сложить оружие, прекратить огонь, освободить всех незаконно удерживаемых граждан и распустить незаконные вооруженные формирования. Таким образом, до президентского обращения в ноябре 1994 года российское руководство не единожды декларировало приверженность политическим средствам урегулирования "чеченского кризиса". За время переговоров между российской и чеченской сторонами в 1991-1993 гг. Дудаеву было сделано 11 предложений по выбору модели разграничения полномочий между Москвой и Грозным, но все они были отвергнуты лидером сепаратистов. Через день после предъявления ультиматума участникам вооруженного конфликта в Чечне вышел Указ Президента РФ № 2137с «О мерах по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики».

Силовое решение проблемы Чечни стояло в политике Ельцина особняком, хотя сегодня именно «чеченский вопрос» затмевает все другие гораздо более позитивные дела первого президента. И не только на Северном Кавказе.

Проблемы Северного Кавказа начала девяностых годов были отложенным платежом по советским долгам. Первое пробуждение региона было вызвано не российской федеральной властью, а региональными политическими сообществами. И эти сообщества представляли главным образом перекрасившиеся национал-коммунисты, конвертировавшие «дружбу народов» в махровый этноцентризм. Не везде им удалось сохранить свою власть. В той же Чечне местные национал-коммунисты, разбудившие этнонационалистического зверя, были им же и съедены. Но в целом «парад суверенитетов» был верхушечным делом, в котором населению отводилась роль митинговой пехоты. Именно эти элиты заставляли российскую власть замирять Кавказ методом проб и ошибок – договорами и уступками, полицейскими операциями и военными кампаниями, «хасавюртами», договорами о разграничении полномочий, покупкой региональных элит. В результате волну межэтнической конфликтности (за исключением Чечни) удалось существенно снизить.

Ельцин (не имея дееспособных государственных институтов, создавая их по «ходу пьесы») сумел не допустить разделения двусубъектных республик по этническому принципу, смог «заморозить» (хотя и не разрешить) осетино-ингушский конфликт, не дать подняться «русскому реваншу» на Кубани и в Ставрополье.

Впрочем, ключевые вопросы развития Кавказского региона остались тогда не просто без разрешения, но и без должной постановки.

Среди них:

·         перенаселенность республик, как следствие – высокая безработица и острота земельных отношений;

·         урбанизация по-горски, то есть переселенческий процесс с гор на равнину;

·         архаизация социально-политической жизни;

·         «окукленнность» этнических и конфессиональных групп;

·         полиюридизм, сильное влияние обычного права.

Сегодняшние же проблемы российской власти в регионе во многом вызваны ошибками и просчетами самой власти, ее нежеланием решать существующие проблемы. Нынешние кризисные явления на Кавказе уже не спишешь на Ельцина. Они порождены уже самой «вертикалью». Казалось бы, у Путина, в отличие от Б.Н., были: отстроенное государство, лояльный парламент, поддержка населения. Однако вся государственная политика путинской России на Кавказе свелась к «застойному сценарию». Фактически государство действовало ситуативно, увеличивая контингенты внутренних войск, проводя бессистемные рейды и зачистки, не устраняя предпосылок кавказского терроризма и экстремизма. Начиная с 2000 года, укрепление вертикали в Северо-Кавказском регионе свелось к заключению нового пакта федерального центра с региональными элитами. Последние отказываются от националистического дискурса (публично, но не в сфере «повседневности») и демонстрируют лояльность и преданность Кремлю. За это Кремль закрывает глаза на маленькие слабости региональных режимов.

Таким образом, российская власть 2000-х взяла все худшее из наследия ельцинской эпохи. Разница только в том, что Ельцин делал это, занимаясь возведением фундамента российского государства.

На наш взгляд, сегодня главная задача федеральной власти на Северном Кавказе – продолжение стратегического курса автора фразы «Дорогие россияне». «Россиизацию» жителей, слабо «воображающих себя» гражданами одной страны – Российской Федерации, – нельзя более откладывать. Население региона в большинстве своем на первое место ставит этническую, конфессиональную, родовую, но не общегражданскую российскую идентичность. Для того чтобы преодолеть эту ситуацию, необходимы преодоление внутрирегионального апартеида, оптимизация внутренней миграции. Для этого российской власти требуется принципиально иная кадровая политика. Проводниками «российской идеи» на Кавказе должны стать не лично преданные бюрократы и не коррумпированные чиновники, а политически мотивированные люди (как представители Москвы, так и слой так называемых «еврокавказцев», то есть выходцев из республик Кавказа, нацеленных на реализацию модернизационного, а не трайбалистско-традиционалистского проекта). Реализация этого проекта была бы самой лучшей памятью об отце-основателе современной Российской Федерации.

Автор – приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра международных и стратегических исследований (Вашингтон, США), кандидат исторических наук

Обсудите в соцсетях

Главные новости

21:01 Автомобиль МИД РФ подорвался на мине в Кабуле
20:46 В Пуэрто-Рико обрушился второй по величине радиотелескоп мира
20:01 Китайский аппарат успешно прилунился. Он впервые за 44 года соберет грунт со спутника и доставит его на Землю
19:55 В Германии с вершины горы украли двухметровую статую фаллоса
19:00 «Поволжский маньяк» признал вину в убийствах. Он охотился на пожилых женщин в 12 регионах России
18:34 Число жертв после наезда в Трире выросло до 4 человек, среди них ребенок
18:01 Компания Daimler переведет ушедшим на удаленку сотрудникам по тысяче евро компенсации
17:58 Автор «Черного зеркала» снимет псевдодокументальный фильм про 2020 год с Хью Грантом
17:31 Обер-бургомистр германского Трира объявил, что водитель наехал на людей специально
17:05 Фестиваль социальной рекламы Lime займется Целями устойчивого развития
16:54 Ледовому дворцу в Петербурге грозит штраф до 500 тыс. рублей после концерта Басты
16:28 Водитель влетел в толпу людей в центре немецкого Трира, полиция начала спецоперацию
16:24 В СК опровергли информацию о проверке Навального на экстремизм и обвинили ТАСС в использовании «ложной информации для привлечения внимания» к нему
16:02 Минздрав: в 17 регионах РФ осталось меньше 5% ковидных коек
15:57 Павла Крисевича вызвали на беседу в ФСБ после акции в образе Иисуса Христа на Лубянке
15:28 Хорватия закрыла границы для туристов
15:28 Роспотребнадзор закрыл Ледовый дворец. Баста провел в нем концерт в разгар пандемии
14:53 В Пушкинском музее назвали причиной смерти Ирины Антоновой коронавирус
14:29 В Стокгольме женщина 28 лет насильно удерживала своего сына в изоляции
14:10 Ирландия ослабила введенные ранее антиковидные ограничения
14:00 Древесина дуба пришлась не по нраву устойчивым к антибиотикам бактериям
13:39 ЕСПЧ обязал Россию выплатить €21 тыс. физику Данилову. Его осудили по делу о госизмене на 13 лет
13:16 Полиция задержала предполагаемого Поволжского маньяка. Убийцу 32 человек искали с 2011 года
12:59 «Дорогой Владимир Путин, мне плевать на ваши угрозы». Навальный прокомментировал проверку его высказываний на экстремизм
12:36 Владелец Topshop начал процедуру банкротства
12:00 Китайцы начали осваивать верховую езду еще в IV веке до н. э.
12:00 Новость из прошлого: 1 декабря 2000 года — Греф решил дебюрократизировать экономику России
11:58 В Петербурге задержана модель Лилия Судакова. Ее подозревают в убийстве мужа
11:30 Арестованный экс-замначальника ФСИН Максименко назвал питание в московском СИЗО лучшим в Европе
11:08 В России зарегистрировали 26,4 тыс. новых случаев COVID-19 за сутки. С начала эпидемии в стране умерли более 40 тыс. человек
10:26 ТАСС: следователи проверяют высказывание Навального в эфире «Эха Москвы» на призывы к экстремизму
10:00 Разработан новый метод очистки природного газа
09:59 В Румынии появился обелиск после исчезновения похожего из пустыни Юты
09:34 Умерла президент Пушкинского музея Ирина Антонова
30.11 21:55 Пираты с борта танкера в Гвинейском заливе похитили россиянина и еще троих моряков
30.11 21:01 ВОЗ: количество новых случаев ковида в мире снизилось впервые с сентября
30.11 20:25 Женщина впервые станет главным арбитром на матче Лиги чемпионов
30.11 20:01 Курс биткойна достиг максимума с 2017 года
30.11 19:40 Крым лидирует по распространению ВИЧ среди всех регионов юга страны
30.11 19:11 Президент Венесуэлы опубликовал свой номер телефона и предложил добавлять себя в Telegram и WhatsApp
30.11 18:47 Режим повышенной готовности в Краснодарском крае продлили до середины декабря
30.11 18:27 Путин внес законопроект о запрете чиновникам иметь второе гражданство
30.11 17:59 США заявили, что вакцины от COVID-19 производства Pfizer и Moderna станут доступны до 25 декабря
30.11 17:30 Лауреатом Гонкуровской премии стал писатель Эрве Ле Тель
30.11 16:59 На кладбище в Краснодаре нашли тайник с 50 млн рублей
30.11 16:20 Верховный суд Киргизии отменил приговор бывшему президенту Атамбаеву. В июне его приговорили к 11 годам колонии
30.11 16:04 Moderna назвала свою вакцину 100% эффективной против тяжелых форм коронавируса
30.11 15:51 Аэропорт Сочи пообещал наказать грузчика, который издевался над биглем Харпо
30.11 15:42 Бали планируют открыть для иностранных туристов только в начале следующего года
30.11 15:23 56 состоящих в ОЗХО стран заявили, что Навального отравили «Новичком»
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.