В Москве открылась выставка Виктора Пивоварова. Это такое дело, что его лучше видеть, чем не видеть. Поэтому дальше будет мало слов, зато - фотографии, пусть и мобильником.
Здесь у меня личная история. Я как-то привык общаться с Виктором в его пражской мастерской. Дело неторопливое, спокойное и, понятно, малолюдное. Ну а теперь я, как чисто наивное существо, которым не являюсь, решил, что пообщаюсь с ним на открытии. Это оказалось полным абсурдом, народу там - даже до открытия церемонии - было чрезмерно, по мне, много. Я, конечно, немного повидался, но какие уж тут Прага и мастерская.

То есть, очень всех было много.

Тут, в ответ на вопрос - откуда ж столько народу-то? - неподалеку стоял Н.Палажченко, который как-то даже недоуменно пожал плечами и сообщил, что это же - классик и (совершенно безо всякой иронии) добавил словосочетание "национальное достояние". Данную оценку я воспринял с чувством глубокого удовлетворения и удивляться перестал.
Мало того, на выставку приехал посол Чехии со всеми своими советниками. Да, Пивоваров живет в Праге, но чтобы вот так? Там даже такое было:

Но все это частности, потому что - выставка. В таких случаях - когда произносятся слова "национальное достояние" - речь идет не менее, чем о полной ретроспективе, а так и вообще о полном итоге. С итогом народы подождут, а что до ретроспективы, то она и была, и не была (как бы выразился научный редактор Полит.ру Б.С.Долгин). Не была - потому что, например, там не было альбомов и свитков. Была - потому что имелись некоторые старые работы. Ну, типа чисто для 4D. Например, 1987:

Чуть более поздняя графика:

Но основной массив (ага, дикое слово) работ сделан в 2010. Их много, мало того - там разные серии. Далее слов вовсе не будет, просто работы. Этого периода, новые. Ну, может, от 2009-го.











А вот ниже - "Московская готика". То есть, как она сейчас называется - не посмотрел, но когда она стояла недоделанной в мастерской, то Виктор определял ее так. Тренога - ну, кто-то собирался снимать.

Ниже уже не плоские дела, а стеклянные головы, внутри каждой своя история. У кого-то домик, у кого-то его внутренность, у других еще что-нибудь или просто пусто.






А вот еще история - публика. Как-то получалось так, что возле работ оказывались люди, совпадавшие с тем, кто там изображен. Когда этот человек - ну, сейчас будет - приближался к работе на тему философа Налимова, я подумал, что это он сам и есть. И вот остановится, будет смотреть на себя и плакать. Нет, он проследовал мимо собственного - ИМХО - изображения, обратив на него не больше внимания, чем на все остальное. Ну, другие тоже...



Это от "Кропоткинской" по правой стороне бульвара в сторону Арбата, там недалеко.