1 декабря 2020, вторник, 15:10
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 февраля 2011, 08:57

Финансовые тайны московского метрополитена

Обвинения в адрес руководства московского метрополитена и дальнейшая его смена заставляют и нас задуматься об оценке проделанной работы. Думать об этом на языке финансов тяжело, потому что финансовый результат эксплуатации Московского метрополитена является одной из многих тайн, которые плотно окутывают его хозяйственную деятельность. В открытых источниках не сообщается, какая прибыль (или убыток) получена в том или ином хозяйственном году и каков объем затрат на содержание и эксплуатацию подземного города. В то же время хорошо известно, сколько пассажиров перевезено московским метро, сколько при этом было задействовано вагонов и машинистов поездов, какое количество турникетов и эскалаторов находится в эксплуатации, какова длина рельсового пути, в скольких депо проводится техническая подготовка составов, и даже – какая часть поверхности станций вымощена гранитной, мраморной и прочей плиткой. Все это хорошо известно, однако неизвестно, какую прибыль получил метрополитен и какие у него затраты.

Формально руководство метрополитена имеет на это право, так как московское метро, так же как и метро в других городах России, является государственным унитарным предприятием (ГУП), и поэтому, в отличие от акционерных обществ, не обязано публиковать результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. Однако хорошо понятно, что организация, от деятельности которой практически полностью зависит функционирование крупных городских агломераций, просто обязана сообщать об этом всем и каждому. Потому что если с метро что-нибудь случится, жизнь всех крупных российских городов, в том числе и Москвы, просто остановится. А убытки от такой остановки будут исчисляться десятками миллиардов рублей.

Финансовые результаты деятельности метрополитена скрываются от широкой общественности ничуть не хуже военных секретов. Поэтому нам не остается ничего иного, как попытаться вычислить их на основе той скудной информации, которая содержится в годовых отчетах московского метро.

Для начала, мы определим денежную выручку от продажи билетов на основе данных о проходах пассажиров через турникеты в метро по видам проездных билетов, и по тарифам на эти билеты, благо эти данные есть в открытом доступе.

Проходы пассажиров в метро и выручка от реализации проездных билетов

Виды проездных билетов

Проходы по видам билетов

Цена проездного билета

2010 год

2009 год

2008 год

1 поездка

95.207.569

26 руб.

22 руб.

19 руб.

2 поездки

175.070.040

52 руб.

44 руб.

38 руб.

5 поездок

152.819.775

125 руб.

105 руб.

84 руб.

10 поездок

236.487.684

240 руб.

200 руб.

155 руб.

20 поездок

289.693.702

460 руб.

380 руб.

280 руб.

60 поездок

357.506.855

1080 руб.

865 руб.

580 руб.

70 поездок (Ультралайт Единый)

133.276.956

2140 руб.

1700 руб.

1300 руб.

70 поездок (Ультралайт Метро)

25.260.262

1070 руб.

850 руб.

600 руб.

Багажно-пассажирский билет

135.258

52 руб.

44 руб.

38 руб.

БСК для студентов (месячный)

173.452.258

321 руб.

255 руб.

180 руб.

БСК для учащихся (месячный)

65.584.990

321 руб.

255 руб.

180 руб.

БСК на 30 дней

31.221.798

1480 руб.

1110 руб.

860 руб.

БСК на 90 дней

103.303.669

3020 руб.

2245 руб.

1780 руб.

БСК на 365 дней

34.837.020

9920 руб.

7400 руб.

6000 руб.

Итого

1.873.857.836

41.4 млрд. р.

34 млрд. р.

26 млрд.р.

К этой таблице необходимо дать несколько комментариев. Во-первых, надо учитывать, что количество проходов в метро через турникеты не равно количеству поездок в проданных билетах и не равно количеству всех проходов в метро. С одной стороны, можно не успеть использовать билет до окончания срока его действия или потерять его. С другой стороны, несмотря на турникеты, зайцев в метро хватает. Кроме того, в метро постоянно проходят его сотрудники и милиционеры, которых мы в расчет не принимаем.

Во-вторых, данные о количестве проходов по видам билетов в метро есть только за 2008 год. Мы предполагаем, что в 2009 году и 2010 году объем и структура проходов в метро по видам билетов такая же, как и в 2008 году, хотя вследствие кризиса их количество снизилось.

В-третьих, поскольку по ряду проездных билетов точно определить, сколько их было продано, достаточно сложно (карты для студентов и школьников, карты без лимита поездок), то мы условно принимаем, что учащиеся проходят в метро по карте 60 раз в месяц, а владельцы безлимитных карт – 100 раз в месяц.

И, в-четвертых, в этой таблице мы не приводим данных по проходам льготных пассажиров г. Москвы (548.096.521) и льготных пассажиров Московской области (121.806.944), так как сами они денег метрополитену за проезд не платят, и их проезд субсидируется бюджетами соответственно г. Москвы и Московской области.

Таким образом, как видно из таблицы, выручка от продажи билетов в 2010 году составила 41 млрд. руб., в 2009 году – 34 млрд. руб., и в 2008 году – 26 млрд.р. Однако это еще не все доходы московского метро, так как значительную часть доходов оно получает от бюджетов Москвы и области и от коммерческой деятельности. В годовом отчете за 2008 и 2009 годы структура общих доходов метро выглядела так:

Структура доходов от эксплуатации Московского метро (процентов)

Статьи доходов/годы

2010

2009

2008

Доходы от перевозки пассажиров

63%

63%

64%

Субсидии льготным категориям пассажиров

33%

33%

32%

Подсобно-вспомогательная, коммерческая и прочая деятельность

4%

4%

4%

Итого, процентов

100%

100%

100%

(структура за 2010 год принята такой же, как и в 2009 году)

В денежном выражении, с учетом сделанных нами расчетов о выручке от продажи проездных билетов, общие доходы московского метро выглядят так:

Доходы от эксплуатации московского метро (млрд. руб.)

Статьи доходов/годы

2010

2009

2008

Доходы от перевозки пассажиров

41

34

26

Субсидии льготным категориям пассажиров

21

18

13

Подсобно-вспомогательная, коммерческая и прочая деятельность

3

2

2

Итого доходов, млрд. руб.

65

54

41

В общем, как можно заключить из этих данных, общий оборот московского метро не Бог весть какой, около $2 млрд., хотя доходы от коммерческой деятельности кажутся уж совсем мизерными и при желании их наверняка можно увеличить.

Теперь мы можем перейти к рассмотрению расходов, учитывая то обстоятельство, что абсолютных данных по расходам в отчете московского метрополитена не приводится, и есть только данные по их структуре и данные о затратах на перевозку одного пассажира – 14 руб. 88 коп. в 2008 году. Поскольку в этом году метрополитен перевез 2 млрд. 573 млн. человек, то его расходы составили 38.3 млрд. руб.

Если сравнить эти расходы с доходами за тот же год, то становится понятно, что судить о том, убыточно или прибыльно московское метрохозяйство, очень трудно. Если сравнивать расходы на перевозку пассажиров с доходами от их перевозки и коммерческими доходами, то тогда у метро будет убыток (28 млрд. руб. – 38.3 млрд. руб. = -10.3 млрд. руб.). Если же в состав доходов включать субсидии, то тогда положительный финансовый результат обеспечен – прибыль почти в 3 млрд. руб. Это, конечно, немного, но зато есть возможность с чувством глубоко удовлетворения говорить, что и общественный транспорт может быть рентабельным.

В связи с такой структурой доходов так же трудно говорить о каком-либо снижении издержек на эксплуатацию. Понятно, что если 33% дохода – это субсидии, то для того, чтобы от них отказаться, надо снизить расходы тоже на 33%. Но это практически невозможно, и в первую очередь – из-за существующей структуры расходов.

Структура расходов московского метро (процентов)

Статьи расходов/годы

2010

2009

2008

Заработная плата и социальное страхование

44%

44%

42.6%

Электроэнергия и тепловая энергия

11.9%

11.9%

11.2%

Амортизация

13.7%

13.7%

14.3%

Материалы

14.2%

14.2%

15.3%

Капитальный ремонт, коммунальные услуги и прочие

16.2%

16.2%

16.6%

Итого, процентов

100%

100%

100%

Хорошо понятно, что если в структуре расходов почти 45% составляют заработная плата и социальные платежи, то говорить о существенном снижении себестоимости транспортных услуг не приходится. На электроэнергии тоже особенно не сэкономишь, на капитальном ремонте подвижного состава, железнодорожных путей и эскалаторов – тоже. Но даже если бы и удалось где-то ужаться и снизить себестоимость, то эта экономия все равно была бы копеечной, и ее никак не хватило бы для нормального развития метрополитена.

Поскольку под развитием понимается строительство новых линий метро, то надо сразу сказать, что даже если метрополитен будет реально прибыльным, без всяких субсидий, то и тогда средств на развитие ему хватать не будет. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на цифры финансирования ежегодных капиталовложений в новое строительство. В 2009 году они составили 28.6 млрд. руб., в 2008 году – 44.8 млрд. руб., в 2007 году – 40.9 млрд. руб., 2006 год – 14.5 млрд. руб., и в 2005 и 2004 годах – около 7.5 млрд. руб. ежегодно. То есть сразу видно, что нехватка финансирования, имевшая место несколько лет тому назад, привела к нынешним трудностям метро. И для того, чтобы эти трудности ликвидировать и больше их не создавать, финансирование надо держать на уровне 2007/08 годов. Но эти суммы как раз равны и даже превышают все расходы по перевозкам пассажиров, и поэтому само метро, за счет снижения своих эксплуатационных расходов, их покрыть не сможет.

То есть единственным реальным источником финансирования капитальных вложений в строительство новых линий являются средства государственного бюджета. Собственно говоря, так было всегда, и так будет еще длительный промежуток времени. Вопрос состоит только в том, за счет какого именно бюджета (или бюджетов) будет вестись это финансирование?

Дело в том, что все последние годы, когда метро, после перерыва в строительстве во второй половине 90-х годов, снова начало строится, львиная доля расходов оплачивалась за счет бюджета города. Федеральный бюджет, хотя метрополитен является организацией федерального значения, в его финансировании практически не участвовал. Его доля в 2007-2009 годах колебалась между 6.5% и 7% от общего объема капитальных вложений (это в районе 2 млрд. руб. в год), ну а остальные десятки миллиардов выделял городской бюджет.

Соответственно, если новое московское руководство, как оно это продекларировало, действительно хочет увеличить объем строительства метро в несколько раз, то для этого ему будет нужно очень сильно потрясти федеральный бюджет и лично министра финансов г-на Кудрина. В противном случае эти декларации так декларациями и останутся, так как выделять из московского бюджета 80-100 млрд. руб. ежегодно вместо 40 млрд. руб. у нового мэра вряд ли получится. В связи с этим интересно, хватит ли у г-на Собянина административного ресурса, чтобы получить из федерального бюджета дополнительное финансирование метро.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

14:53 В Пушкинском музее назвали причиной смерти Ирины Антоновой коронавирус
14:29 В Стокгольме женщина 28 лет насильно удерживала своего сына в изоляции
14:10 Ирландия ослабила введенные ранее антиковидные ограничения
14:00 Древесина дуба пришлась не по нраву устойчивым к антибиотикам бактериям
13:39 ЕСПЧ обязал Россию выплатить €21 тыс. физику Данилову. Его осудили по делу о госизмене на 13 лет
13:16 Полиция задержала предполагаемого Поволжского маньяка. Убийцу 32 человек искали с 2011 года
12:59 «Дорогой Владимир Путин, мне плевать на ваши угрозы». Навальный прокомментировал проверку его высказываний на экстремизм
12:36 Владелец Topshop начал процедуру банкротства
12:00 Китайцы начали осваивать верховую езду еще в IV веке до н. э.
12:00 Новость из прошлого: 1 декабря 2000 года — Греф решил дебюрократизировать экономику России
11:58 В Петербурге задержана модель Лилия Судакова. Ее подозревают в убийстве мужа
11:30 Арестованный экс-замначальника ФСИН Максименко назвал питание в московском СИЗО лучшим в Европе
11:08 В России зарегистрировали 26,4 тыс. новых случаев COVID-19 за сутки. С начала эпидемии в стране умерли более 40 тыс. человек
10:26 ТАСС: следователи проверяют высказывание Навального в эфире «Эха Москвы» на призывы к экстремизму
10:00 Разработан новый метод очистки природного газа
09:59 В Румынии появился обелиск после исчезновения похожего из пустыни Юты
09:34 Умерла президент Пушкинского музея Ирина Антонова
30.11 21:55 Пираты с борта танкера в Гвинейском заливе похитили россиянина и еще троих моряков
30.11 21:01 ВОЗ: количество новых случаев ковида в мире снизилось впервые с сентября
30.11 20:25 Женщина впервые станет главным арбитром на матче Лиги чемпионов
30.11 20:01 Курс биткойна достиг максимума с 2017 года
30.11 19:40 Крым лидирует по распространению ВИЧ среди всех регионов юга страны
30.11 19:11 Президент Венесуэлы опубликовал свой номер телефона и предложил добавлять себя в Telegram и WhatsApp
30.11 18:47 Режим повышенной готовности в Краснодарском крае продлили до середины декабря
30.11 18:27 Путин внес законопроект о запрете чиновникам иметь второе гражданство
30.11 17:59 США заявили, что вакцины от COVID-19 производства Pfizer и Moderna станут доступны до 25 декабря
30.11 17:30 Лауреатом Гонкуровской премии стал писатель Эрве Ле Тель
30.11 16:59 На кладбище в Краснодаре нашли тайник с 50 млн рублей
30.11 16:20 Верховный суд Киргизии отменил приговор бывшему президенту Атамбаеву. В июне его приговорили к 11 годам колонии
30.11 16:04 Moderna назвала свою вакцину 100% эффективной против тяжелых форм коронавируса
30.11 15:51 Аэропорт Сочи пообещал наказать грузчика, который издевался над биглем Харпо
30.11 15:42 Бали планируют открыть для иностранных туристов только в начале следующего года
30.11 15:23 56 состоящих в ОЗХО стран заявили, что Навального отравили «Новичком»
30.11 15:15 «Медиазона»: в российских ковид-госпиталях умерли в два раза больше человек, чем говорится в статистике Роспотребнадзора
30.11 14:47 На территории Кремля застрелился сотрудник ФСО
30.11 14:02 Создатель сырков «Б.Ю Александров» Б.Ю. Александров умер от коронавируса
30.11 13:37 Вузы Питера и Москвы переведены на дистанционное обучение из-за пандемии
30.11 13:35 Лауреатами премии Андрея Белого стали Таня Скарынкина и Дмитрий Гаричев
30.11 12:51 В Иркутске задержали экс-главу Минздрава Ледяеву. Она замешана в скандале с закупкой масок по фальшивым документам
30.11 12:48 Австралийский остров Фрейзер из списка ЮНЕСКО закрыли из-за пожаров
30.11 12:30 Суд продлил арест Ивану Сафронову до марта
30.11 12:00 Во время привлечения самок складчатогубые листоносы скрываются под маской
30.11 11:58 «Сбериндекс»: траты россиян в «черную пятницу» из-за пандемии ковида сократились почти на 40%
30.11 11:39 Концерт Басты в Петербурге проверят из-за нарушения санитарных норм во время пандемии
30.11 11:26 Отца, бросившего детей в Шереметьево, приговорили к году и трем месяцам колонии
30.11 11:09 Новосибирские медики заявили, что ВИЧ-инфицированные легче переносят COVID-19
30.11 10:47 В России за сутки зарегистрировали 26 338 новых случаев COVID-19. На 345 меньше, чем день назад
30.11 10:43 Словарь Мерриама-Вебстера назвал «пандемию» словом 2020 года
30.11 10:28 В Твери облили зеленкой активиста Павла Крисевича. От него потребовали на коленях извиниться за акцию в образе Христа на Лубянке
30.11 10:09 ФСБ: задержаны двое пособников Басаева. В 1999 году они атаковали военных в Чечне
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.