29 марта 2024, пятница, 07:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 февраля 2011, 09:15

Неравнодушная энциклопедия

Много полезных книг начинаешь читать случайно – а потом думаешь «вот повезло!». Хотя в свое время я много занималась классификационными операциями и читала А.А.Любищева и С.В.Мейена, но отсюда далеко до интереса к естественным наукам как таковым, будь то орнитология или энтомология.

И тем более мне бы не пришло в голову открыть книгу Г.Ю. Любарского «История зоологического музея МГУ: идеи, люди, структуры» (2009), хотя много лет почти каждый день я проходила мимо музейного подъезда – мой факультет располагался в том же комплексе старых университетских построек. Как оказалось, пройти мимо книги об этом музее было бы большим упущением.

Автор – научный сотрудник Зоомузея, энтомолог и историк науки; широкой публике он известен благодаря его блогу в ЖЖ. Зоологический музей Московского университета для Любарского – своего рода фокальная точка, позволяющая изучать московскую зоологическую школу в целом. Впрочем, не только московскую школу и даже не только зоологию: автора занимает наука как социальный феномен: помимо истории зоологии, автор обсуждает общие вопросы истории научного знания, внутреннее «устройство» разных наук и историю некоторых фундаментальных научных понятий и методов.

Любой музей создается с определенными целями, которые меняются в соответствии с веяниями времени. Коллекции собираются и пополняются согласно представлениям о ценностях, которые в данный период жизни музея разделяет academia – сообщество специалистов. Об этом – первая часть книги, где история Зоомузея с 1755 г. почти до наших дней рассказана «на фоне истории России и развития московской зоологии».

Вторая часть – это история научных идей, преимущественно, но не только московской школы зоологии в той ее части, которая связана с Московским университетом и Зоомузеем. А на самом деле – речь об истории естественных наук вообще и в России – в частности.

Третья часть книги – это история людей: персоналии сотрудников и лиц, тесно связанных с музеем – дарителей, ученых.

Итак, наука – это люди, идеи и организации. Люди, так или иначе определявшие себя относительно эпохи – в гармонии с ней или наоборот; опередившие время; отстаивавшие определенные идеи; – «люди кружка» и «люди идеи», учителя и ученики.

История Зоомузея как организации при Московском Университете – это история и самого университета, а также российской науки и научных организаций; а также – российского и советского высшего образования. Вне этого контекста судьба Зоомузея и его люди не будут адекватно поняты.

Благодаря тому, что автор замечательно владеет искусством свободного рассказа, важные сведения и обобщения, сформулированные им «по ходу дела», никогда не выглядят как зигзаги по принципу «а кстати» (что, к сожалению, характерно для сочинений в распространенном у нас научно-популярном жанре, где это «кстати» якобы поддерживает интерес читателя к «главному»).

Все, о чем Г.Ю.Любарским рассказано – будь то немецкая система научной информации, как она сложилась к началу XX века, типы русских научных школ, характеристики отдельных ученых, предметы общих и частных научных споров и т.п. – изложено внятно и потому легко укладывается в памяти, даже если прежде это не касалось интересов данного читателя.

Вообще же избранный в обсуждаемой книге способ изложения для такого далекого от естественных наук читателя, как я, сущая находка. Не только эпоха всесторонне образованных людей осталась позади; само содержание образованности, как мне представляется, существенно изменилось. Примета подлинной образованности сегодня – это представления об узости пределов известного тебе лично и о том, в каких окрестностях надо искать, чтобы в случае необходимости эти пределы расширить.

Разумеется, это еще древние понимали. На деле же ученому нелегко отличать свои размытые представления от подлинного знания – особенно, если дело не касается (неизбежно узких) профессиональных интересов. А ведь нередко считается неприличным признаться в непонимании чего-то, что принято считать известным. Попробуйте публично сказать, что вы не знаете, что сегодня осталось от теории Дарвина, какой она была в 19 веке, и почему тогда эта теория имела столь оглушительное влияние на умы. Боюсь, что правильный ответ не так прост.

Уже прочитав примерно две трети книги ( всего в ней почти 800 стр. in octavo), я поняла, что держу в руках своего рода энциклопедию, а значит – не стоит читать эту книгу подряд: у нее иные задачи.

Лучше всего это видно на примере персоналий. Помимо части третьей, специально посвященной биографиям ученым и других сотрудников музея (где собран также огромный, притом высококачественный фотоматериал), персоналии присутствуют в части первой в связи с деятельностью музея, в части второй – в рассказе о становлении Московской зоологической школы и далее – в связи с очерками по истории отдельных наук и обсуждением важнейших проблем, таких, как эволюционная теория, зоогеография и проч.

Этот подход дает возможность сделать акцент на проблемах, которыми данный ученый занимался более всего; а, кроме того, отдельно остановиться на областях, где он известен как автор оригинальных теорий, или организатор, или создатель лучших справочных изданий, или пионер в определенной предметной сфере.

Так, имя Л.С.Берга широкому читателю известно в связи в его книгой «Номогенез» (1922), меж тем, ему принадлежит теория ландшафтных зон, не говоря уже о том, что он был крупнейшим ихтиологом. Другие виднейшие наши зоогеографы – Н.А.Северцов, М.А.Мензбир, П.П.Сушкин – также прославили себя работами в разных областях зоологии: Мензбир был основателем русской орнитологии, крупнейшим орнитологом был и Сушкин, Н.А.Северцов – основоположник зоогеографии – был не только знаменитый орнитолог, но и путешественник, эколог и систематик.

Виднейшим русским эволюционистом был директор Зоомузея с 1840 г. Карл Францевич Рулье, воспитавший тех, на ком в дальнейшем держалась российская зоологическая наука – это Н.А. Северцов, Я.А. Борзёнков, С.А.Усов и А.П.Богданов. Колоритная и нетривиальная личность К.Ф.Рулье описана Любарским с большой теплотой; притом подробно развернут контекст, важный для понимания вклада Рулье в российскую науку и в университетскую культуру.

Любопытны слова Рулье, которые Н.А.Северцов взял эпиграфом для своей диссертации: "Полагаем задачею, достойною первого из первых ученых обществ, назначить следующую тему для труда первейших ученых: исследовать три вершка ближайшего к исследователю болота относительно растений и животных, и исследовать их в постепенном взаимном развитии организации и образа жизни, посреди определенных условий".

Особенную заслугу автора я вижу в том, что вся книга написана неравнодушным пером – что удивительно для энциклопедического изложения. Так, рассказывая о А.П.Богданове, Любарский не без юмора описывает его магистерскую диссертацию. Далее много страниц он посвящает просветительской и организаторской деятельности Богданова, не забывая упомянуть, в частности, что именно А.П.Богданову мы обязаны основанием Политехнического музея, а также общепринятым ныне способом изложения материала в учебниках по зоологии, где Богданов впервые в российской традиции предложил описывать живой мир по принципу «от простого к сложному».

Обращает на себя внимание принцип sine irae et studio , весьма украшающий избранную Любарским манеру повествования о тяжелых временах, которых в наших науках было в избытке, а в биологических – тем более. Подчеркнут, например, тезис Л.С.Берга, который при критике дарвинизма предложил следовать старинному высказыванию Максвелла, согласно которому при обсуждении возможных гипотез стоит выбрать ту, которая в наименьшей степени пресекает возможность дальнейшего мышления об исследуемых вещах.

Несмотря на интерес читающей публики к научному знанию как таковому, значительное число (или большинство?) трудов о жизни науки на деле адресованы только специалистам, поскольку их предмет столь тщательно препарирован, что в конечном счете оказывается совершенно изъят из общекультурного контекста. Книга Г.Ю.Любарского, как я старалась показать выше, написана с иных позиций. Читайте ее не спеша – не пожалеете.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.