Вице-премьер Игорь Сечин заявил в среду, что Россия готова отказаться от строительства «Южного потока» из-за неуступчивости Турции. Впрочем, это всего лишь торг с партнерами. Очень уж активно месяц назад рекламировал проект Путин в Брюсселе, а на вскоре он летит обсуждать его в Словению и Сербию.
Россия может отказаться от крупного топливно-энергетического проекта «Южный поток». Об этом по итогам встречи президента Дмитрия Медведева и премьера Турции Реджепа Эрдогана рассказал «Коммерсанту» вице-премьер, куратор ТЭК Игорь Сечин. Как объяснил чиновник, «Газпром» может построить завод по сжижению газа на Черном море, и это предприятие станет или дополнением, или одной из альтернатив трубопроводу по дню моря. Владимир Путин 9 марта, буквально за неделю до переговоров на высшем уровне между руководством России и Турции, поручил Минэнерго подготовить проект строительства завода по производству сжиженного природного газа на побережье Черного моря.
По информации газеты, российские власти готовы выйти из проекта «Южный поток», потому что Турция до сих пор не выдала разрешение на прокладку трубопровода через свою эксклюзивную экономическую зону на Черном море. Окончательное разрешение Анкара обещала дать в декабре 2010 года, но сейчас «Газпром» имеет на руках только разрешение на проведение изыскательских работ.
«Южный поток» — проект газопровода, который должен пройти по дну Чёрного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее две ветки пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Согласно планам, газопровод должен вступить в строй к 2015 году. Планируемая мощность «Южного потока» — 63 млрд кубометров газа в год. Оценочная стоимость проекта — 8,6 млрд евро.
Турция утверждает, что не может дать такое разрешение, потому что «Газпром» не представил весь пакет необходимых документов. «Но „Газпром” и не может их представить, потому что им дали разрешение на проведение изыскательских работ только с 31 мая», – рассказал Игорь Сечин.
Министр энергетики Сергей Шматко утверждал, что строительство завода по СПГ на побережье Черного моря не приведет к отказу России от реализации проекта South Stream, а вариант СПГ - вопрос альтернативного метода доставки газа.
Да и европейцам Россия настойчиво Южный поток рекламирует. Во время встречи с еврокомиссарами в Брюсселе Владимир Путин и предправления «Газпрома» Алексей Миллер в красках расписывали актуальность «Южного потока» в текущей ситуации в Северной Африке и странах ближнего Востока. По словам российского премьера, газопроводы «Северный поток» и «Южный поток» приобретают в этих обстоятельств «дополнительную актуальность». «Если бы эти потоки уже работали, рисков для Европы было бы намного меньше. И цены, думаю, были бы немного меньше», - заявил Путин. «Внешняя ситуация складывается таким образом, что проект "Южный поток" становится еще более актуальным, востребованным и очень своевременным», - заявлял Алексей Миллер.
Кроме того, в середине апреля в том же Брюсселе состоится масштабная финальная презентация «Южного потока» Еврокомиссии.
Сначала ждали, что с Турцией все согласуется к концу минувшего года. Теперь ожидается, что окончательное разрешение о прокладке трубопровода Турция предоставит 1 ноября 2011 года. Так что нынешние объяснения российского вице-премьера — очередное обозначение переговорной позиции и приглашение к диалогу.
Турция хочет от России более выгодных условий поставок российского газа и затягивает переговоры. Россия в ответ демонстрирует, что построит завод по сжижению газа и турецкое согласие ей будет не столь необходимо. В то же время Россия заявляет, что на переговоры в общем согласна. «И мы, конечно, планируем придерживаться существующего подхода. Но, с другой стороны, мы неоднократно говорили нашим турецким друзьям, что в ряде случае мы готовы рассматривать различные подходы, откликаться на какие-то предложения с учетом рыночной конъюнктуры, но этот процесс должен быть взаимным», заявил Дмитрий Медведев в средупо итогам встречи с турецким премьером Реджепом Эрдоганом.
Реальные сложности у проекта имеются, но российские власти вложили в проект столько уже сил, что отказ был бы уж слишком демонстративным и инфантильным шагом.
Проекты «Газпрома» по диверсификации поставок в обход традиционных стран-транзитеров — Белоруссии и Украины — пока красиво выглядят только на карте, в презентациях самой компании и в пропагандистских передачах российского ТВ. На практике они вызывают известные скептические замечания экспертов (вроде решения проблемы наполнения трубы и слишком радужных оценок газовой компанией потребностей Европы в российском газе) и настоящее сопротивление разнообразных контрагентов. «Северный поток» торпедировали страны Балтийского региона по проблемам экологии и «Газпрому» пришлось долго согласовывать проект со всеми странами — от Финляндии до стран Прибалтики.
В случае с «Южным потоком» заинтересованных стран не меньше, и с каждой приходится заключать конкретные уже соглашения по прокладке газопровода по их территории. Сложными были переговоры с Сербией. Вот и на следующей неделе российский премьер летит в Словакию и Сербию обсуждать судьбу «Южного потока». Болгария вообще заявила (после прихода на смену социалистам нового правительства правоцентристов во главе с Бойко Борисовым) о пересмотре всех энергетических договоренностей с Россией. Впрочем, после вручения Путину щенка Баффи и долгих предшествовавших этому акту переговоров лед между странами немного растаял.
Имеются разногласия и между партнерами по морской части проекта — россиянами и итальянской Eni — по поводу вхождения в проект третьего участника в лице французской EDF. Правда, недавно говорилось, что разногласия почти преодолены. По словам Миллера, на недавних переговорах в Риме стороны констатировали, что «у них нет никаких принципиальных разногласий». «Новое соглашение акционеров и переговоры будут продолжены. Мы с Eni надеемся, что в ближайшее время и с EDF будет достигнута окончательная договоренность», - говорил Миллер.
Иными словами: любая заявляемая Россией смелая инициатива касается узкого предмета торгов. И проект-таки будет реализован. Как положено: не в срок и гораздо дороже, но газопровод появится.