На фоне того, что происходит в Японии, все наши беды выглядят искусственными (в общем-то, они таковые и есть), а наши переживания по их поводу – на грани потери приличия.
Ну, вот, например, всю неделю у нас переживали: куда подует ветер из Японии? Если от нас – в океан, кайф, повезло, всегдашнее везение России. Если сразу на нас – обидно, злая судьба, спасайся кто может. При этом как-то забывается, что рядом бедствует целая страна, целый народ, для которого «куда подует ветер» - не стоящая слов мелочь.
На Дальнем Востоке цена дозиметра зашкаливает за 15 тысяч. Все бегают по берегу, на который не идет, в общем-то, никакое цунами и что-то измеряют. «Эхо Москвы» делают попытку провести общественный аудит бомбоубежищ и системы гражданской обороны, которых уже давно в помине нет (в бомбоубежищах – склады, гаражи). Телевидение разогревает страхи: с одной стороны, бог, конечно, хранит Россию, но с другой – и Апокалипсис-то должен быть у нас круче по определению. В прошлом году всего-то было полтора месяца жары, а что вышло?
Подспудно прослеживается, что впору не Японии помогать, а прямо направлять гуманитарную помощь в Москву на Рублевку. Тем более, что, выяснятся, естественный радиационный фон в Москве выше, чем радиационный фон в Токио после катастрофы на АЭС.
А вот интересная проблема: если Япония действительно лишится своей территории в результате цунами, землетрясения, вулкана и взрыва своих АЭС, всего вместе?
Она, конечно, ее не лишится. Можно даже предположить, что потеряв в катастрофе в денежном выражении годовой бюджет России – а это бюджет супердержавы, маленькая Япония довольно быстро выйдет из кризиса, а последствия своего колоссального разрушения заставит служить процессам обновления (у нас наоборот – постъельцинские годы восстановления мы по-прежнему тратим на… восстановление). Но все-таки: а если вдруг? Как тогда решать эту проблему мировому сообществу?
Квотированно расселять японцев по разным государствам или же поставить цель – сохранить уникальную японскую цивилизацию цельным куском, выделив ей территорию от России, Монголии и Китая как главных мажоритарных акционеров жизненного пространства? Придется ли тогда России отдать спорные территории без всяких условий?
Вопрос, повторяю, конечно, так не будет стоять никогда. Вряд ли японцам придется трудоустраиваться в Сибири, тем более в депрессивных районах, из которых давно сбежали Сбербанк, почта и МВД. Скорее всего, через два-три года Япония снова завоюет мировой рынки какими-нибудь новыми роботами, а России в своем развитии лишь преодолеет планку 1914 года и победит сильно расплодившегося на полях колорадского жука. Но в принципе полезно иметь в голове некоторое гипотетическое решение и этого уравнения на случай...
***
Именно для решения подобных уравнений на фоне разрушений в Японии происходила сильная идеологическая борьба. Сильно на неделе выступил ИНСОР, опубликовав доклад «Обретение будущего. Стратегия-2012. Конспект», позиционировав его как предвыборную программу президента Медведева, который, по убеждению авторов, один только и может дать России шанс каким-то образом прервать сон стагнации.
Центральная проблема модернизации, – убеждал ИНСОР, - это проблема старта. А «в историю войдет тот лидер, которому удастся дать обновлению реальное начало». Поэтому старт: 2012, а лидером должен стать… сами знаете кто.
Как и предполагалось, доклад был подвержен солидарно осмеянию. Особенно радовалась конкурирующая организация – ИНОП, много лет упрямо разрабатывающая Стратегию -2020, благо просматривающийся с ее позиций рубеж находится дальше, чем точка старта ИНОПа. (Кстати, интересно, если в 2012-ом старт и развилка, то как удастся потом встретиться со Стратегией-2020?) ИНСОР таки нас всех втянул в детскую игру по выбору Медведева из связки Путин-Медведев, - отмечали многие другие критики, - притом, что и Путин тоже никуда не исчезает. Поддержавшая доклад О. Крыштановская предложила компромисс - выбрать Медведева, но усилить позицию премьера. В эту странную игру включились даже американцы, якобы в лице Дж. Байдена приезжавшие намедни в Москву для моральной поддержки «обновленцев» и совета Путину не выдвигаться.
Между тем, нельзя избавиться от определенного скептицизма относительно того, состоится или не состоится обновление от перемены мест в тандеме. Вернее, даже и не от перемены, потому что непонятно, в чем тут перемена, а от оставления всех на своих местах. Дело в том, что Медведев и так уже президент, а Путин – и так уже премьер, , и в любой момент Медведев может огорошить жаждущую перемен публику каким-угодно обновлением, включая хоть амнистией Ходорковского.
Возможно, с этой целью – огорошить - им был опять же на неделе предложен пакет поправок в уголовное законодательство, якобы сильно либерализирующих и декриминализующих ряд составов.
Поправок этих вживую пока еще мало кто не видел, но партия поддержки администрации президента в Думе уверена, что пакет сам по себе очень хороший. Единственно видевший и критиковавший поправки эксперт Конституционного суда Владимир Овчинский (заявил, что «такое могли написать только правовые дегенераты» и лоббирующие закрытие многомиллионных дел) был волен за свои слова в две минуты. Не хочется верить в теорию заговора, но очевидно, что именно «правовыми дегенератами» и лоббистами он и был уволен, потому что в служебные обязанности эксперта как раз входила обязанность «не молчать»…
В целом движение такого пакета накануне судьбоносного выборного цикла действительно немножко смахивает на заключение предвыборного соглашения между властью и бизнесом: мол, мы вас будем меньше сажать, а вы – будете лучше работать и поддерживать нас на выборах.
Оно, возможно, и действительно имело бы смысл, если б были полноценные выборы, но даже на этот случай концепция, на мой взгляд, не вполне продумана. Получается, что соглашение заключается не между властью и бизнесом (требования бизнеса нигде внятно не артикулированы), а между властью и… преступным бизнесом. Или даже бандитами. Потому что если еще понятны выгоды от соглашения вчерашним контрабандистам (контрабанда разрешенных к реализации товаров как состав преступления исчезает), то не очень понятно, с какого бока в такое соглашение пролезают нормы о снижении наказания за нанесение увечий, не приведших к мгновенной смерти.
Вот уже не знаю, насколько эта либерализация – возможность более легкого и безнаказанного отоваривания битой конкурента или неплательщика за крышу в районе, - будет поспособствовать возвращению доверия западных инвесторов…
Надо будет спросить...