20 марта 2023, понедельник, 18:18
VK.comTwitterTelegramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 апреля 2011, 10:29

Живая история

Традиционный разговор в поликлинике. «Как Ваша фамилия?» «Ст-ельников», - мой муж тщательно пытается выговорить букву «эр». Не получается вот уже 45 лет, и чуть ли не все эти годы он добавляет: «Я как дедушка Ленин!». Только в последний раз он еще промолвил: «Наверное, современное поколение и не знает кто это…». «А может и не надо?» - реагирует в свою очередь пожилая медсестра. Может… может… А ведь всего каких-то 30 лет назад мы конспектировали «Апрельские тезисы», знали наизусть стихи про мальчика с кудрявой головой. Нам с восторгом рассказывали о революции, об освобождении (неминуемом!) России от царского ига, вскользь упоминали коллективизацию (всегда удивляло, почему все успехи СССР сравнивали с 1913-м годом), ни слова о голоде и шепотом про репрессии и КГБ. Кстати, пару месяцев назад ко мне ФСБшник приходил… интересовался моим творчеством, сотрудничать предлагал, мол, темы не хотите ли вместе с нами обговаривать… Не хочу. Хотя, честно признаюсь, страшновато было, зябко как-то. А вдруг этот молодой человек тоже изучал (и не дай бог, по собственной инициативе) ленинские статьи по диктатуре пролетариата, а может сталинскую «Головокружение от успехов». Историю нужно учить и делать из нее правильные выводы.

Где-то в классе девятом от кого-то из преподавателей я услышала, что если посчитать количество минут проведенных вместе за неделю детьми и родителям и (то есть когда они общаются, а не просто сидят рядом на диване), наберется не более получаса. Я не поверила опытным специалистам и всю неделю аккуратно подсчитывала время общения с предками. Набежало минут 20, не более. Сегодня на детей времени даже у провинциальных родителей намного меньше. Рабочий день мало у кого заканчивается в 18:00, чаще всего ближе к 8 вечера современные мамы и папы попадают домой. И это, между прочим, неплохо. Моя московская подруга уходит каждый день из дома в 7.30 утра (дочь еще спит), а возвращается в 22.00 (дочь уже спит). Общение исключительно по телефону. Правда, наши дети все время теряют этот коммуникативный аппарат и совсем не чувствуют себя виноватыми при этом. Родители еще заработают. Мой муж после последней потери заявил, что всё, больше он не купит ни одного телефона, пусть дети самостоятельно ищут варианты сообщить, где они и что делают (а нас мамы и папы отчитываться не просили…). Я тем временем выпросила у коллеги старый аппарат с гарантией вернуть «как только, так сразу» (у нее тоже сын растет). Ну, так вот. Вспомнив и проанализировав этот печальный опыт, мы с мужем решили как можно больше общаться со своими детьми. Активный отдых поделили: он выгуливает детей на лыжах, я – на коньках. По вечерам – диафильмы. Благо сохранился аппарат еще из советского детства. Средняя дочь долго не могла понять, зачем папа хранит весь этот хлам, теперь чуть ли не каждый день в доме звучит реплика: «Папа, ты обещал!». Младший ребенок, увидев картинки в темноте на белом экране, восторженно хлопал в ладоши и восклицал с придыханием: «Ка-со-та!». Ух, ты! А ведь и она как дедушка Ленин!

Чуть ли не любимая детская просьба (помимо конфет, конечно) – расскажи что-нибудь интересное из своей жизни. Очередная мольба совпала с написанием статьи, и я вытащила свой школьный фотоальбом, значки, галстук, муж присовокупил к этому билеты: комсомольский и профсоюзный (последним он меня шокировал). Это кто? А где ты? Это что? А зачем? Кому взносы? Вопросы сыпались как из рога изобилия. Оказалось, что некоторое представление дети (сюда же добавляю ответы опрошенных мною школьников, подростков и студентов) все-таки имеют: «Это какой-то известный человек. Не зря же ему памятник поставили!» (ответ третьеклассника), «вожак народа» (студентка 3 курса), «Ленин…ре… блин… революционный вождь в общем» (ученик 10 класса), «Я его знаю, он сверг царя» (ученица 8 класса), «Лидер пролетариата. Пролетарии всех стран объединяйтесь» (студент 4 курса). И потрясающий ответ второклассника, который внимательно смотрит документальное кино: «Ленин – революционер. Его убил Капрал». Ничего страшного, что ребенок перепутал капрала с Фанни Каплан! Я и сама все время теряюсь в периодах правления Павлов, Александров и Николаев Романовых….

Надо сказать, что худо-бедно, Ленина знают все. Со Сталиным («диктатура – это все о нем») похуже. А вот хрущевская Оттепель («знаю, знаю.. квартиры хрущевки, но когда…») и брежневский Застой («Запомнился рассказ учительницы о том дне, когда он умер. На девочках были черные бантики, черные фартуки, все плакали», «за него все писали, он ни одного слова сам не произнес»), да что там! - горбачевская Перестройка мало кому из подрастающего поколения известна («Никита? Сергеевич? Михаил?», «Он не был президентом»). Их так учат или им неинтересна история своего государства? Но ведь семейные реликвии рассматривают с удовольствием!

Кстати, все опрошенные мною знают, что их родители были пионерами. «Это звание детей в советское время», «они делали добрые дела» (мы, конечно, не рассказывали, что тоже сбегали с уроков и подделывали оценки в журнале), «собирали металлолом (однажды мои одноклассники прикатили асфальтовый каток оставленный без присмотра на пару часов) и макулатуру (все соседские бабушки знали кому сплавить скопившиеся пачки газет)», «они ходили отрядами и кричали лозунги». А меня мама отговаривала вступать в комсомол. «Лена, это показуха и она скоро закончится», - говорила она. Я не верила и вновь шла на собеседование. В комсомол меня приняли раза с четвертого, никак не могла назвать комсомольские стройки. Дальше БАМа мои познания не простирались, а никто, похоже, кроме противного парня из приемной комиссии, их и не знал. Парень этот, кстати, от старосты класса дорос до чиновника в областном министерстве. Там сплошные комсомольцы, плавно перетекшие в единороссов.

«А меня больше всего интересовала мамина форма, необычно и симпатично», - делится воспоминаниями моя студентка. Мы с ней, кстати, долго говорили об истории страны, выясняли, кто за кем и что сделал. Меня умилила ее последняя фраза: «Боже мой, как интересно! Нам как-то в школе задавали написать сочинение «Моя родословная». Я разговаривала с родителями, бабушкой, дедушкой. Они мало, что знают из истории нашей семьи, может надо еще раз с ними поговорить». А вот моя подруга с дочерью особо не беседовала. Всех своих предков, начиная с прадедов, поместила в красивые рамочки, рядом развесила салфеточки, вышитые ее мамой и бабушкой, и поставила берестяной кузовок, что на чердаке родительского дома нашла. Ребенок сам начал задавать вопросы. Девочка выросла заботливой и доброй. Ей плевать на политику, она живет в мире аниме. Там у них тусовки, карнавальные костюмы, увлечение японской кухней. Все то, что современные школа и университет вряд ли предложат. Зато в школах восстанавливают волонтерское движение (у нас был простой русский вариант – добровольцы). При этом для начала нужно пройти отборочные туры, а потом уже отправляться на помощь немощным детям и взрослым. Говорят (и официально пишут об этом на сайтах и в отчетах, но никто не видит реально), что есть еще и пионерская организация. В преддверии выборов активизировалась «Молодая гвардия Единой России». Недавно отправляли в магазины засланных казачков. Несовершеннолетние дети должны были купить пиво или сигареты, продажа им запрещена законом. На двери магазинов с нерадивыми продавцами наклеивался позорный стикер. Эффектно.

«Мама! Лиса невиновна!!!», - мой ребенок прилетел со школы и взахлеб сообщает о последних новостях. Оказалось у них на уроке один мальчик защищал лису из известной русской народной сказки про колобка. «Моя подзащитная невиновна, - начал юный правозащитник. – Так как колобок своим пением в лесу сам провоцировал зверей на неблаговидные поступки. И по достоинству его пение могла оценить только моя подзащитная. Однако она оказалась немного глуховата в силу своего пожилого возраста и попросила колобка сесть поближе. Но колобок был слишком жирным и соскользнул лисе в пасть. Так что это был несчастный случай. Но даже, если предположить, что моя подзащитная сделала это умышленно, то она все равно невиновна, так как колобок – это хлебобулочное изделие. И лиса использовала его по прямому назначению». А мы-то колобка всегда жалели… Кстати, Ленин закончил юридический факультет.

Оренбург

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.