Геннадий Зюганов вслед за единороссами и эсерами обозначил позицию по выборам президента. Зюганов хочет баллотироваться сам. Молчит пока только Жириновский. Фактически партийные лидеры последовательно делают оферты Кремлю и Белому дому с предложением приобрести их «правильную» позицию.
Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов будет участвовать в президентских выборах. «Я как руководитель партии возглавляю партию, и меня выдвинули уже целый ряд организаций в качестве кандидата от левого, народно-патриотического фронта», - заявил Зюганов в эфире программы «Познер». Решение о кандидате от партии принимает съезд, пояснил Зюганов, уточнив: «при нынешних законах я буду баллотироваться».
Президентские амбиции Зюганова, разумеется, не являются событием. Однако контекстуально заявление важно. Оно фактически подводит итог кампании по выдвижению кандидатов на президентских выборах 2012 года.
На субботнем съезде «Справедливой России» вопрос кандидатуры на пост президента также поднимался. Лидер эсеров Сергей Миронов заявил, что «Справедливая Россия» «не поддержит кандидата, которого будет поддерживать «Единая Россия», кто бы это ни был, - Дмитрий Медведев или Владимир Путин, исходя из того, что «Справедливая Россия» находится в жесткой оппозиции к «Единой России»». Конкретной кандидатуры от эсеров, впрочем, Миронов не назвал.
Почти все остальные партии тоже вполне внятно высказались Лидер «Яблока» Сергей Митрохин на днях заявил, что не собирается баллотироваться в президенты, а «Правое дело» еще раньше заявляло о поддержке Дмитрия Медведева.
Наконец, на прошлой неделе члены властного тандема последовательно «не исключили» своего возможного участия в президентских выборах. Из ритуальных уже заявлений президента и премьера следовало, что они совместно определятся, кто из них пойдет на выборы. Единороссы отреагировали на это несколько нервно. Отдельные представители партии начали рассуждать, что сколь ни мила им модернизация, но если на выборы пойдет «лидер партии» Владимир Путин, они поддержат его. Премьер даже одернул партийцев, де-факто запретив им высказываться по кандидатурам на президентский пост.
Пока молчит Владимир Жириновский, но и ему придется определенно высказаться на счет выборов в ближайшее время.
Получается: на выборы идет кто-то из тандема, кто-то от эсеров и Зюганов. Плюс потенциальный Жириновский. Экзотики, вроде лидера демпартии Богданова, пока не объявилось, но вероятно объявится ближе к выборам.
Далее — возможны варианты. Конечной целью выдвижения кандидатуры на выборах в российской практике является отнюдь не победа или просто борьба за власть. Разумеется, никакой Зюганов не может рассчитывать ни на какой достойный процент. Просто в силу того, что конкурентных выборов никто устраивать не будет и победа кандидата от власти (скорее это будет Дмитрий Медведев) представляется очевидной вне форс-мажорных обстоятельств.
Выдвижение кандидатуры — открытие окна возможностей для торговли символическим капиталом.
Миронов говорит, что партия «кого-то выдвинет» и предлагает для торга свою кандидатуру в обмен на прохождение в питерский ЗакС, на каковых выборах обещает сосредоточиться самостоятельно. При условии, что он с большой вероятностью потеряет кресло главы Совета Федерации, он практически требует «золотой парашют» и предлагает оговорить дальнейшие расклады.
Пространство маневра у Зюганова и единороссов меньше, но и здесь имеются вполне внятные причины заявлений. Зюганов отаптывает свою электоральную политическую поляну, при этом опять-таки оговариваясь, что вопрос о кандидате решается на съезде партии. Оставляя возможность
Присягающие Путину единороссы также стремятся решить свои аппаратные вопросы — внутрипартийная конкуренция накануне выборов серьезно возросла.
Две последние выборные кампании решали разные задачи и набор кандидатов на них был разным. При всеобщем запросе оппозиционно настроенных избирателей на бойкот выборов в 2004 году лидеры партий выступили из позиции «сам не пойду, но пошлю вместо себя». Так кандидатами в президенты стали не только аграрий Харитонов от КПРФ и экзотический по тем временам Сергей Миронов, но и совсем уж комичный охранник Жириновского Малышкин. Иными словами: лидеры партий торговали бойкотом. В 2008 году легитимность (в том числе и международная) будущего президента Медведева нуждалась не просто в конкуренции со статистами, но со статистами, имеющими некий символический капитал. Тогда системные оппозиционеры продавали участие в выборах.
Ныне ситуация более неопределенная: до конца неясно кто именно пойдет кандидатом от власти, что и повышает ставки при торговле, и делает ее более рисковой. В конце концов ресурс «кандидаты-конкуренты» могут освоить и несуществующие почти «Патриоты России», и переживающее нелучшие времена «Правое дело». Поэтому вполне определенно озвучиваются планы на президентские выборы, когда еще с парламентскими мало что понятно.