Ох, и сложная это тема «Оренбургское казачество»… уж я к ней и так и эдак… а что-то не рождается мысль или чуть зародившись сразу убегает. Вроде Оренбург и казаки - понятия в нашем местном сознании пару веков как неразделимы, вроде про казаков столько баек и реальных историй существует, вроде не раз по роду профессии мне с ними общаться приходилось, а я все что-то тяну, все откладываю… Ух! Прибегну к старому материнскому методу: обращусь за помощью к детям. Итак, кто такой казак? - вопрошаю я своего умного ребенка. «Это слово-перевертыш. По-научному называется «палиндром», - безошибочно следует ответ. Молодец, доча! Не зря ты первое место на городской олимпиаде по русскому языку заняла. Правильно, перевертыш! Иначе как бы они все войны прошли, репрессии, раскулачивание и расказачивание пережили! Идем дальше. Хватаю ребенка под мышку, по дороге цепляем дворовую подружку (официальная моя версия – дети не должны на каникулах болтаться без дела) и идем в музей оренбургского казачества.
Где бы вы думали, находится сия галерея исторических ценностей? На базаре! На «Славянском базаре», если быть точней. Место это совсем рядом с центром города располагается. Оренбуржцы из сразу нескольких районов любят сюда регулярно заглядывать. Моя подруга, живущая в двух шагах от центрального рынка, предпочитает потерять лишние полчаса на дорогу, но съездить именно на «Славянский». Там, говорит, мясо от нашей доморощенной, а не привозной из Голландии, скотины по нормальной цене продают, окорочка не американские, а сакмарские (Сакмарский район в оренбургской области известен своей птицефабрикой), плюс деликатесы домашние, плюс масло подсолнечное без накруток посредников, плюс мед натуральный, ну и цены опять же радуют. А что нам, женщинам, надо для счастья?! Копейка рубль бережет. Кстати, полное название данного предприятия «Казачий славянский базар». Здесь свою сельскохозяйственную продукцию казаки и казачки продают покупателю без посредников. Или так считается, что без посредников, по крайней мере, цены приемлемые. Оренбургские казаки своим умением работать на земле во все времена славились. Потомственная казачка бабушка Груня рассказывала мне, что в ее семье все всегда занимались сельским хозяйством. Своими руками сеяли, пахали, печи клали, дома строили, дрова рубили и обязательно баню топили. В каждом дворе баня была. По-черному. Глаз от дыма резало, а казак все покряхтывал под дубовым веничком. «Только какие сейчас казаки..., - вздыхает бабушка Груня. – Все смешалось, а коренные вымерли».
Прыгаем с детьми через лужи, заглядываем в каждый торговый павильон, ищем музей. Впопыхах залетаем в антикварную лавку. Ух ты! А она тоже казачьей тематики. Петлицы, кокарды, нашивки. Форма казачья с синими лампасами. Синими у оренбургских казаков они стали после восстания Пугачева. Кстати, события эти привели потом в наш степной край великого Пушкина. А тот, пообщавшись с оренбуржцами – очевидцами тех событий, написал потом повесть «Капитанская дочка». Так вот Емельку большая часть оренбургских казаков не признала, держала осаду от пугачевцев, а некоторые полки помогали усмирению непокорных в составе русских отрядов. За верность государю императрица Екатерина пожаловала казакам синий цвет - символ российской государственности. С тех пор брюки и околыш фуражки оренбургских казаков синего цвета. Отрываю детей от созерцания блестящих самоваров и значков, тащу их дальше. Ура, кажется, нашли!!!
Нас с улыбкой встречает хранительница музея Людмила: «Это вы та мамочка, которая по телефону про работу музея интересовались?» Я, конечно. Сколько стоит входной билет? Бесплатно?! Конечно, во всех оренбургских музеях цены от 20 до 100 рублей колеблются (в зависимости от выставки), но не бесплатно же?! Тем более, музей этот частный. Атаман Юрий Бельков без помощи местных чиновников создал его на базе своей собственной коллекции, собирать которую еще его отец начал. О музее мечтали все казаки. Безусловно, в областном краеведческом музее есть экспозиция, посвященная оренбургскому казачеству. Более того, в запасниках музея хранится самая большая коллекция казачьих женских костюмов – единственная в мире. Но вольные оренбургские казаки всегда были самостийными, поэтому и музей у них должен быть свой. Первое время все охотно несли в него все, что осталось от далеких предков, элементы казачьего быта активно заполняли комнату. Сегодня тоже иногда что-то новенькое появляется. Но народ стал более меркантильным, бесплатно ничего не жертвует. Предприниматель атаман Бельков всегда средства найдет. На сегодня «Славянское» объединяет более 1000 казаков и казачек и является крупнейшим во всём Оренбургском войсковом казачьем обществе. Сами «славянские» уверены, что они единственное общество конкретных дел. И памятники устанавливают, и книги с журналами печатают, и крестные ходы с казачьими иконами устраивают, и патриотов воспитывают.
Дети были в восторге: такое количество чучел животных! Ворона и лисица, рысь, орел, тетерев, куница и три огромных медведя. Последних в Оренбургской области только по весне встретить можно. Голодные медведи-шатуны могут заглянуть в наше малолесье из соседней Башкирии. Лет пять назад был случай, когда мишка напал на прогуливающуюся по ночному Кувандыку пару. Ночь, фонари не горят, романтические звезды, рык сзади и мохнатая лапа на плечо. Спасли ребят проезжавшие мимо милиционеры, но мишка в ту ночь много припаркованных машин порушил, пока его не поймали. Впрочем, быть может, в эпоху создания казачества (его история в Оренбургском крае насчитывает не менее четырёх столетий) медведи и впрямь у нас свободно прогуливались.
С момента основания войска главной задачей казаков была постоянная охрана приграничных территорий от набегов азиатских кочевников, при постоянной службе на редутах и пикетах. В каждой семье положено было иметь дополнительные шапку и пику. Это чтобы в случае появления на горизонте врага видимую массовость создать. Рядом с собой пику поставить, а на нее шапку надеть. Как-то раз казаки станицы Каменно-Озерной ушли ловить осетров. (Эх, была ведь когда-то эта рыба в Урале! Мечта несбыточная моего мужа – рыбака…) А в этот момент кочевники набег делали. Так казачки переоделись в мужскую одежду и отбили станицу свою. Уже в современной России отбивать свои дома казакам пришлось от преступных элементов. В станице Кумакская на востоке Оренбургского края в конце 90-х прошлого века был сокращен участковый. Хулиганы тут же распоясались, безобразничать начали. Один из мужиков, что постарше, вспомнил свое казачье прошлое, позвал соратников, оделись они в форму, взяли по казачьей плетке и пришли на танцы в местный клуб. В общем, не сразу, конечно, но безобразничать в той станице перестали. В казаков и народ, и власть местная поверили. Стали к ним относиться по-серьезному, вроде бы даже ставки для них как для охранников правопорядка нашлись. Охранная деятельность, кстати, - это то, к чему современные казаки стремятся уже последние лет двадцать. На том же «Славянском базаре» охрана из казаков. Было время, когда казаки дачи от погромов сторожили. Только частенько сами же эти погромы и устраивали. Любит наш казак чарочку-то пригубить, да только она самого казака частенько и губит... Да и армия сегодня другая – это не конь и не пика.
«Мам, а это что???» - возвращает меня к музейным экспонатам мой ребенок. Плетка, дочечка, плетка. По вашим попам она иногда ох, как плачет. Мне, бывало, то тапком, то веником, а то и ремнем за провинности доставалось. А я вас все жалею, все прощаю… Есть у нас атаман Софиевского станичного казачьего общества, казачий полковник Иван Жабин. Обычный глава администрации, на первый взгляд. Вот только по-необычному он с пьянством в своем селе боролся. Рассказывают, что любовь к самогону из казаков плетьми выбивал. Мол, русские зады к этому с самого детства приучены, и наука эта самая эффективная. А коль атаман порет, так за дело, без злобы. По старой казачьей традиции после порки казак еще должен штаны застегнуть и сказать: «Спасибо, станичники, за науку!» Для красного словца, наверное, в Софиевке эту байку придумали. Пиар по-казачьи. Атаман Жабин - личность характерная, в станице его побаиваются. Но в любом случае пьянство здесь практически исчезло, рождаемость повысилась, а натуральные софиевские колбасы далеко за пределами области славятся.
«А я был как-то у казака Михаила Голодникова, - делится впечатлением мой коллега. - Праздник большой. А на столе квас, да и только. Почему, спрашиваю. А и без спиртного веселиться можно, отвечают сельчане. И, правда, весело было». На хутор Голодникова съезжаются все, кто решил завязать с пагубными привычками. Почти пятьсот мужиков, больных наркоманией и алкоголизмом, здесь уже вернули к здоровому образу жизни. Труд сделал из обезьяны человека, а из наркомана и алкоголика - личность. Фермер с казачьими погонами имеет на хуторском подворье и крупный рогатый скот, и свиней, и лошадей (как казаку без коня?!). К тому же две с половиной тысячи гектаров полей обрабатывать надо и о рыбке в пруду не забывать. В казаки вступать никого из вновь прибывших не заставляют, но многие после нескольких месяцев работы сами проявляют инициативу. Никого помимо воли не держат, но народ любит потом наведываться к Голодникову в гости. Видимо, для поддержания боевого духа.
«Мам, какие шахматы огромные и книги…» Среди 13 казачьих войск дореволюционной России Оренбургское было третьим по численности после Донского и Кубанского, в нём к 1916 году насчитывалось 630 тысяч казаков. Войско занимало земли площадью в 7,44 миллиона десятин. В начале ХХ столетия 86,8% оренбургских казаков были грамотными. Атаман Дутов считался самым интеллигентным атаманом в России. Его могилу оренбургские казаки совсем недавно нашли в Китае. Журналист Константин Артемьев, который написал книгу о Дутове, рассказывал мне, что хорошо бы перезахоронить останки атамана на родной земле в Оренбурге да памятник ему поставить, да улицу имени революционера Володарского (она упирается в корпуса некогда казачьего, а сейчас кадетского училища, а сам Володарский об Оренбурге и не слышал ничего) в честь казака Дутова переименовать. Власть отмалчивается. Отреагировал один известный в городе адвокат, чья контора находится как раз на этой улице. «Я не против, - сказал он. – Но ведь это ж как затратно будет!» Ну, так оно и понятно… память, она затрат требует.
«Раз в неделю мой отец с братьями ходили учиться, - вспоминает казачка бабушка Груня. – Неделю – за учебниками, неделю – с конями». Сегодня оренбургские казаки организовывают в школах казачьи классы. Больше похоже это на советские школьные общественные организации октябрят и пионеров. Хотя в принципе ничем от обычных классов они не отличаются, ну, может, чуть больше внимания к казачьим праздникам да песням. А еще их принимают в казаки, чему многие потомственные казаки активно противятся, называя это балаганом. Кстати, по всей России казаки уж очень любят эти показательные посвящения: когда известному человеку шашку с рюмкой водки подносят и «Любо!» кричат. Детям не наливают, конечно, но прием их в казачьи ряды у старшин улыбку вызывает. Ведь по традиции для этого надо предъявить рекомендацию трёх членов «казачества», год пробыть кандидатом, потом на Кругу надо трижды плюнуть через левое плечо, обернуться вокруг себя пять раз, присесть и подпрыгнуть с оборотом, крикнуть "Люба", услышать в ответ - "Люба, Люба, Люба!" - и тогда ты казак. Смешной ритуал взрослых здоровых дядек. Но ведь они свято верят в него!
«А по субботам у нас чаепития проходят. Казаки собираются, насущные проблемы обсуждают», - заканчивает свой рассказ смотрительница музея. «Казаки они дружные», - делает вывод подружка моей дочери. «Да какие мы дружные, - сетует в разговоре один атаман. – Что тогда, что сейчас. В гражданскую разрознились. Сегодня сплошной разброд и шатания». «Мой сын гордится своими казачьими корнями (мама его из коренных казачек). Интересуется ими, - рассказывает мой коллега. – Мы были с сыном у разных казаков, он смотрел на них, он с ними общался. И сказал мне: «Да, пап, я казак, я это чувствую. Но вступать в эти казачьи организации не буду. Как-то несерьезно все это». Увы, нынешние оренбургские казаки постоянно грызутся между собой, каждый хочет быть самым атаманистым атаманом - вот и тянет одеяло на себя. Раскол доводил оренбургских казаков даже до судебных разбирательств.
Так что местные жители в большинстве своем с улыбкой смотрят на этих мужиков, воспринимают их скорее не как защитников, воинов и хозяйственников, а как ряженых. Чудаков, одним словом. «Мама, я вспомнила, я знаю одного казака. Мы с классом к нему в гости ездили!» Дед Мастрюков из Вязовки своими силами из подручных материалов, пустых пластиковых бутылок и всего того, что можно было найти на местной свалке, построил фрегат «Паллада», подводную лодку, карусель для детворы. И сегодня к нему не зарастает детская тропа. Вот только хорошо бы деду финансово помочь, стар казак стал, да пенсии не хватает. А то, как бы не получилось по формуле самого известного оренбургского казака Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Оренбург