29 мая 2023, понедельник, 18:24
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 апреля 2011, 01:42

Коллективный Пелевин

Мы, наши друзья, знакомые и незнакомцы отвечают на вопрос "Что такое Пелевин для меня?" Из этих ответов мы больше узнаем о нас. В частности, узнаем, что нашим излюбленным жанром остается "письмо Белинского Гоголю"

Отвечают люди от 20 до 30 лет

Первый раз я услышала о Пелевине на уроке литературы в старшем классе школы.

Мы пытались спорить с учительницей о вечном и уже почти выигрывали. На нашей стороне были азарт, максимализм и слепая уверенность в собственной уникальности.

“Вы считаете, что я старая и отстала от жизни” — произнесла она.

“Да!” — обрадовались мы

“А вот зря вы так думаете. я, между прочим Пелевина тоже читала”. Она победила,

Потому что кто такой Пелевин никто не знал.

Книгу пришлось найти и прочитать. Понятно было мало. Дженерейшн П нашего дженерейшена старше.

Но с тех пор эта детская травма не дает мне покоя. Чтобы не оказаться на обочине времени, я читаю каждую его новую книгу. Слежу, чтобы уникальности не слишком различались.

Наташа Ш., 28 лет

Для меня Пелевин — мистификатор русской жизни, это его авторское писательское кредо. Также Пелевин для меня не существует как человек — он сделал выбор в пользу непубличности, четко ему следует, я его понимаю.

Если выразиться образно, то Пелевин это ожившия двухголовая птица российского герба. Вроде бы русский, вроде бы понятный, но вместе с тем глюканутый как большинство происходящих на территории русского культурного пространства вещей — если из крайности то в крайность, если Иосиф то Сталин, если... ну в общем понятно.

Я бы не хотел с ним знакомиться, вдруг он окажется “группой товарищей Сурковых” или формалистом-кокаинистом.

Evgeny Salisty, 28

Для меня Пелевин скорее ничто, чем что-либо

Натали Мещанинова, 29 лет

Для меня Пелевин? Просто звукосочетание из окружающей среды — не прочла ни единой строчки и не хочу читать.

27 лет, Варя, ихтиолог, мать двоих детей

О Пелевине я сказать много не могу, “мастер слова” и “прекрасные идеи” — все это понятно, но для меня он просто не поддается рационализированию. Действует на уровне эмоций, что ли, пишет вроде бы словами, а достигает эмпатии, как будто за ручку с ним гуляешь.

Могу только заметить, что наверное больше половины прочитанных произведений для меня, это описание некой мечты (ну наподобие “американской мечты”). Что в “Жизни насекомых”, в общем, обсуждение мечты и игра с нею, что во всяких затворниках и желтой стреле, ну и самое вкусное  - это поколение П. Если присмотреться, то там прям концентрация “из грязи в князи”, без особых талантов герой добился популярности, общения с высшими силами, постижения какой-то мудрости на ровном месте. (“Чапаев и пустота” я хоть и читал, но ничего не помню)

Надеюсь, ты понимаешь, что я имею в виду. И вот эта фантастика на тему, как вдруг без особых усилий, волею случая, добиться “успеха” и обсуждение нужно ли это, зачем, а чем это может обернуться, все это очень трогательно. Особенно поколению, которое было, в принципе, зажато в какие-то идеологические искусственные рамки (ну или сейчас продолжает).

Прав я или нет, легко проверить, пообщавшись с теми, кто в этой системе не крутился, какие эмоции он вызывает у других людей, например у европейцев. Я хоть и дал своей девушке (вероятно, она иноязычна — Полит.ру) почитать Пелевина “Жизнь насекомых”, но ничего сказать тоже не могу, потому что она до конца не прочитала и ей понравилась форма, но игра словами показалось очень тяжелой (может из-за перевода?), а все остальное вроде бы не тронуло.

Ну а во всем остальном я уверен, что не отличаюсь от других читателей, всякая проницательность и поиски скрытого смысла, все это было и у меня, но ни к чему не привело, наверное, потому что ничего такого там и нет.

Это фантастика, только не саинс-фикшн и не фэнтези, а какая-то экзистенциальная фантастика.

Сергей Якушев, биохимик, 28

Для меня Пелевин — подававший надежды писатель, а сейчас скорее превосходный публицист. “Чапаев и Пустота” и до какой-то степени “Жизнь насекомых” поэтичны и питаются сырой литературной традицией; в более новых же романах, начиная с “Generation П”, много убедительных и ёмких формул, которые хороши для припоминания того, что “в воздухе вертелось”, но типичная пелевинская романтическая ирония перестала быть перформативной и перешла на вспомогательную роль.

Еще забавным образом трансформировалась “актуальность” текстов, которая досталась целиком содержанию и теме высказываний, а не их собственному статусу (“переводчик Кастаньеды”, “пишет наркоманские тексты”). То есть “модность” была преодолена не переходом в “современную классику”, а нейтральностью по отношению к модным темам, прямолинейностью публицистики.

Поэтому мне жаль, что экранизируют “Generation П”, а не “Чапаева и Пустоту”, тем более что последний, как мне кажется, еще более кинематографичен.

Женщина, 27 лет

На вопрос, можно ли назвать Наташу Ростову блядью в экзаменационном сочинении, наша учительница Татьяна Федоровна застенчиво улыбнулась. Она, может быть, и была с нами согласна в глубине души, однако советское воспитание не позволяло ей в этом признаться.

“Ну что же вы, дети”, — только и сказала она, окинув нас, старшеклассников, кротким взором. Мы упорствовали: наши родители, в большинстве своем разведенные, предостерегали нас от поведения, присущего толстовской героине. В результате, я писала сочинение по Андрею Болконскому. Он представлялся мне скуластым и симпатичным мизантропом и куда более однозначной личностью.

В младших классах мы проходили Пришвина, позже Есенина. Кажется, они оба писали что-то про природу, про осень и желтые листья, про несбывшуюся любовь. Про самые, казалось, скучные и неважные вещи на свете. В конце десятого класса нам раздали список с литературой, которую мы будем проходить в следующем году.Среди авторов значился:

39. Виктор Пелевин. “Омон Ра”

Это была единственная книга в списке, написанная ПОСЛЕ нашего рождения. Но Татьяна Федоровна со своим советским воспитанием в последний момент соскочила. “Пелевин идет как внеклассное чтение”, — сказала она и на этом разговор был закрыт.

Сейчас вот читаю рецензию какого-то говноеда на “Омон Ра”. Так вот там написано: “Это кощунство, издеваться над обманутыми людьми, страной!”. И мне кажется, что вот у нашей Татьяны Федоровны были примерно такие же мысли по поводу пелевинской книги. Ведь она, как и наши сытые, разведенные родители, поспешила откреститься от совка, однако все еще была готова, в случае крайней нужды, бросить свой видеомагнитофон и отправиться вслед за вождем, совершать никому не нужные подвиги.

Маша Климова, 21 год

Пелевин в жизни случайных знакомых

“Это страшная книга”, - говорила моя знакомая про Generation “П”: “Там есть такой момент, где герою говорят, что творцы нахуй не нужны, и что он будет работать криэйтэром. Это ужасно”. На слове “творцы” она начинала хлюпать носом, а на слове “криэйтор” уже рыдала в голос.

Несмотря на то, что Пелевин так жестоко ранил ее нежную душу, она читала все его книги и постоянно ругала за “низкий штиль”. Много мата, одна и та же идея, постоянные наркотики и все такое. А потом она вновь вспоминала “творца и криэйтера” и хлюпала носом. Кажется, она ничего не понимала в Пелевине.

Другой мой знакомый считал, что Пелевин — это что-то типа русского Берроуза. Особенно он любил рассказ про конопляных клопов из “Жизни насекомых”. “Этот парень стопудово пыхает”, — доказывал мне он и в качестве аргумента зачитывал какой-нибудь абзац про грибы, кокаин или кетамин. А раз такой крутой и образованный чувак — закоренелый наркоман пишет такие книжки, то надо и самому начать есть ЛСД и закуривать водку гашишом. Так рассуждал мой приятель. Вряд ли он что-нибудь понимал про Пелевина.

Еще интересный отзыв, если так его можно назвать, я получил от медсестры одной из московских больниц, где я лежал. Было уже темно, в палатах выключили свет, так что мне пришлось читать “Желтую стрелу” в коридоре в тусклом свете ртутных ламп. “Пашенька, тебя что, обижают? Не дают спать?” — спрашивала она, я мотал головой и жаловался на бессоницу. В ответ медсестра принесла мне две таблетки феназепама. Я отказался. “Хозяин — барин”, — пожала она плечами. И съела таблетки сама.

До сих пор мне кажется, что именно эта медсестра, никогда не читавшая ничего, кроме медицинских карт, лучше всего бы поняла Пелевина. Хотя, это может быть потому, что я тогда отказался от таблеток и дочитал “Желтую стрелу”.

Павел Никулин, 23 года

Хорошо помню факт знакомства с пелевинской прозой. Как и любую модную манию я принял роман “Generation П” за нечто “уж точно бессмысленное”. Вокруг читатели дико популярного у богемной молодежи журнала “Птюч” ходили с яркой книжицей и от этого читать текст не хотелось вдвойне. Что за поколение? Да слышали мы уже про “потерянные поколения” от каждого второго писателя и графомана.

Добравшись до текста попозже, когда мода почти прошла и восторги поутихли, я мало что понял. То есть сюжет закручен лихо, но все как-то вычурно и непонятно зачем вообще. С “расшифровкой” пелевинской прозы помогли большее с нею знакомство и семинар по постмдернизму в отечественной литературе XX века на филфаке МГУ. “Кто такой Тимур Тимурович, главврач психбольницы, где сидят герои “Чапаева и Пустоты”?” — с пристрастием допрашивал преподаватель (запамятовал его имя). Барышни филфака молчали.

“А может это Егор Тимурович?” — робко предположил я. “Ну конечно же! — возликовал преподаватель. — Егор Тимурович Гайдар, большой поклонник “шоковой терапии!”

По мере увлечения медиа-реальностью и Пелевин становился все прозрачнее, его приемы стали понятны, как и то, что же он пишет. А пишет он тексты, в которых дает художественное измерение медиа-реальности. Всемогущие пиарщики “Поколения” сменяются оборотнями в погонах, воющими на Луну, чтобы добыть нефть. И они уже творят политтехнологов, как те ранее творили их. И начинают крышевать бизнес “джедаи из ФСБ”.

И далее: силовые и либеральные чекисты со Шмыгой и Уркинсом во главе, влиятельные кавказцы и продвинутые в плане денежных отношений и пиар-технологий церковники.

Точно найденные образы, деконструирующие образы медиа и создающие новый, пелевинский мир. В основе методики автора — французский постструктурализм и европейский вариант восточных учений.

В этом смысле подражатель Пелевина “Натан Дубовицкий” (за ним многие узнают первого замглавы президентской администрации Владислава Суркова) гораздо слабее — он своего мира не создает, а “страшно” и на деле карикатурно описывает окружающую действительность. Дистанция между медиа-реальностью и реальностью огромна. Игра с первой у Пелевина выходит блестяще. Его герои — фантомы, отражающие фантомные боли эпохи. После чтения Пелевина возникает сильное желание: вырваться из дурдома под руководством уже теперь Анатолия Анатольевича в какую-нибудь Внутреннюю Монголию.

Михаил Захаров, 29 лет

Пелевин — единственный современный писатель (включая иностранных), которого хочется читать и перечитывать.

Люблю Пелевина за альтернативное видение реальности.

Книги Пелевина, на мой взгляд, очень смешные.

Зачастую книги Пелевина заставляют меня обращаться к другим произведениям искусства.

Александр Коноплев, 25 лет, Вологда

А Пелевин... сложно парой слов описать.. раньше, когда его читал — просто чувствовал уникальный, ни на что не похожий стиль, который очень импонировал.. этакая психоделика от литературы.. потом подрос и понял, что при всем его стебе над реальностью — он к ней гораздо ближе многих.. квас никола — лишнее тому подтверждение… Последнее, что читал из него — “t”. Он там жестковато, но по делу проходится по тибетскому буддизму и это помогло мне окончательно избавиться от каких-либо догм и фиксированных взглядов, и, наконец, позволить себе почувствовать, что имена Бога, различия в обрядах и ритуалах ит.д. не имеют значения. Что за всем стоит Одно. Так что Пелевин, имхо, большой-большой молодец. И Я ему очень благодарен за его книги. Они мне не раз помогали правильно разобраться в мешанине окружающей реальности. Кто он для меня — не знаю, как сказать. Как называют того, кто уже прошел там, куда ты еще идешь и дает толковые подсказки и предостережения?

Иван Гордеев, 23, инженер

Как можно относиться к Пелевину, если он самый известный современный писатель в России? Хотя многие не читали и нескольких его романов, а если и читали, то один из них, естественно, “Поколение Пи”, при этом все абсолютно точно знают, что он один из самых известных современных интеллектуалов. Я этого не знаю, потому что начинал читать пелевинское “Поколение Пи” в юном возрасте. Тогда были особенно модными книги Кастанеды. А тут на — “русский кастанеда”. Тогда мне книга показалась непонятной. А сейчас, когда я начал заниматься рекламой и продвижением одного проекта, мне посоветовали перечитать книгу “Поколение Пи” для того, чтобы понимать историю вопроса. Когда я это сделаю, смогу сказать — дельный это был совет или нет. Хотя вот еще вариант есть в кино сходить. Тогда книгу можно не читать, наверное.

Никита Пуханов, 26 лет, культуртрегер

 

Единственный современный писатель, которого я регулярно цитирую, — это Пелевин. Дело, наверное, не только в том, что он так хорошо пишет, а ещё и в том, что остальные пишут много хуже. У некоторых великих писателей и поэтов прошлого можно назвать одного главного учителя. Учителя не в прямом смысле цеховой преемственности, а скорее как ориентира в мире образов, в языке и слоге, главного примера для подражания. Например, Пушкин вдохновлял Есенина, а Гоголь — Булгакова. У Пелевина таким учителем был Кастанеда.

Безусловно, в русской литературе Пелевин является главным продолжателем чудесного жанра поэтической мистической прозы. Хотя и не единственным: “Третье открытие силы” Сидерского достойно как минимум упоминания в одном списке с “Чапаевым и пустотой” Пелевина.

Я познакомился с Пелевинской прозой, когда, заканчивая школу, прочёл “Generation П”. После этого я вперемежку читал его старые вещи и возникающие год за год новые. И честно говоря, его произведения, написанные уже в новом тысячелетии, разочаровывали меня всё больше и больше. Наверное, дело в том, что Пелевин сменил жанр: на смену эзотерическому откровению пришёл паниронизм. Сам же Пелевин занял ту нишу, которую при советской власти занимали сатирики и юмористы. Да, местами смешно и актуально, но ни разу не поэтично. А это грустно...

Для меня до сих пор остаётся загадкой как автор “Жизни насекомых” и “Девятого сна Веры Павловны”, “Чапаева и пустоты”, наконец, т.е. человек постигший такие глубины сути бытия, смог написать обыкновенную тошнотворную халтуру: “Числа”, например, или та же “Empire V”?

Впрочем, загадка — это кредо Пелевина. Так что я, по-прежнему, с интересом жду, чем же он меня удивит?!

Гриша Колюцкий, математик, 26 лет

У Пелевина — в печку всё!

Наркоманский бред не может быть русской классикой даже при всё возможном уважении к Виктору. Плюс, пелевинские образы ни коим образом не могут быть спроецированы на вечное, как это было с Толстым, Достоевским, Тургеневым, Куприным, Чеховым и другими писателями, вошедшими в золотой фонд русской литературы. Пелевин вскрывает только образы определённого отрезка времени, не заставляет задуматься ни о чём, кроме здесь и сейчас, причём только о том здесь и сейчас, которое было в 90-е, в один из самых мрачных периодов отечественной истории.

Кстати, то, как Толстой работал над текстом и над образом персонажа, вообще больше никто никогда не работал. Дело не в отдельно взятом историческом контексте (кто не учил в школе историю — его проблемы и больше ничьи), а в человеческой сущности, которая не меняется, как бы ни сменялись эпохи. У Пелевина показана эпоха и не показана человеческая сущность. Вот в чём проблема...

28 лет

От 30 до 40

Пелевин для меня вообще — это почти единственный современный русский писатель, который нравится моему папе (правда, увы, уже разонравился). А, в частности, это автор злободневной литературы, острый сатирический писатель.

Татьяна Григорьева, 35 лет

Пелевин для меня современный писатель. Он берет очень модные темы 90-х,  — наркотики, шаткая политика, религия, сумасшествие. Причем, на мой взгляд, всё берет по верхам. Потом соединяет и получается роман. В принципе, я даже с удовольствием читаю, но потом по окончании — ощущение, что время потеряла. Ничему хорошему он не научил, никакой мысли не заронил. Это как большинство “перестроечных” товаров — и яркие, и хорошо упакованные, — но вредные для здоровья.

Ольга Бахлина, 30 лет

Пелевин для меня — это вообще:

1. один из первых ценных авторов современной России, хотя и ни разу не появившийся в визуальном информационном поле (по крайней мере, в моем)

2. уважаемый и цитируемый персонаж среди некоторых моих знакомых, которые прикидываются просвещенными и умными

3. автор “жизни насекомых”, которая мне, кажется, понравилась (но я ее абсолютно не помню)

4. человек, стыривший у Коупленда название “Generation” и “поднявшийся” на романе со стыренным названием (замена Х на П не считается, Коупленд все равно в сто раз круче)

5. автор невменозного рассказа “Затворник и шестипалый”, который мне кто-то подсунул. по прочтении испытывала, как помню, какие-то тошнотные чувства

6. фамилия на обложках многих книжек, которые я выставляла на полках во время короткй работы в магазине “Республика”.

Суслова Юлия, 35 лет

Белобров-Попов. Открытка №8 цикла

Белобров-Попов. Открытка №8 цикла "Упущенные возможности", 2000 г.

Единственный человек, способный внятно объяснить происходящее в этой стране.

Zut Zut, 35 лет

Интересный автор, мистификатор и умница

L Gurary, 34

Давным-давно, если не ошибаюсь, осенью 1998 года я был в очередной командировке в Берлине. Занимался органическим синтезом в лаборатории Технического Университета. Вечером, слушая радио “Мульти-культи”, узнал, что в клубе недалеко от станции электрички Николасзее будет встреча с известным писателем Пелевиным. Как почитатель его тогдашнего творчества я направился туда. По дороге выпил, как полагается, пивка. Поэтому придя в клуб, сразу же направился в туалет. Там я и повстречал Виктора Олеговича.

Сам творческий вечер был достаточно скучен. Его замечательный роман “Чапаев и пустота” недавно вышел и недавно был переведен на немецкий. И все часа 2 в основном зачитывались отрывки этого романа на этом малознакомом тогда мне языке. Потом, правда, были не слишком умные вопросы российских эмигрантов и довольно саркастичные ответы на них Пелевина. Еще запомнился бульдог, которого привела какая-то немка. Он спал и периодически громко храпел, чем веселил всех, включая Виктора Олеговича.

Каково мое отношение к его творчеству? Первый рассказ Пелевина я прочитал еще в 80-х в журнале “Химия и жизнь”. Это был “Затворник и шестипалый”. Потом читал очень много из написанного им. Наверное, почти все. “Чапаев и пустота”, по-моему, как раз кульминация творчества Пелевина. Очень яркая и необычная книга. Уж лучше б он больше ничего не писал. Получается сейчас какой-то неструктурированный порожняк.

Ощущение, что все, что приходит в голову автора, сразу же, без раздумий, заносится на бумагу. С точки зрения объема написанного это, конечно, неплохо (да и прибыльно). Но мне не нравится совсем.

“Ананасную воду…”, “осилил” с трудом и никаких эмоций и повода для размышлений эта книга мне не дала.

Алексей Бобровский, 37 лет

Да Пелевина читал — “Чапаев и пустота” и сейчас читаю последний роман про ананасную воду. Он такой безумный поэт-сюрреалист.

Мне он скорее нравится, чем нет, так как я люблю направление сюрреализма в искусстве. Это очень хорошо, что наконец сняли фильм по его книге. Я его еще не видел, надеюсь он интересный.

Дмитрий, 30-35

Про Пелевина могу написать только, что “Поколение П” можно очень душевно читать вслух в слегка подвыпившей компании. Остальное творчество не смогло со мной подружиться, хотя я иногда честно пытался.

Кирилл Шаховцов, этнограф, 38

Великолепный стилист, Пелевин умеет воспроизводить различные стили и делает это виртуозно, поэтому мы верим, когда он пишет от лица школьника, вампира или советского космонавта. Пелевин в большинстве своих произведений ставит один и тот же вопрос — кто всем этим управляет. В “Затворник и шестипалый” всем управляет конвейер на птицефабрике. В “Империя В” вампиры. Также Пелевин ставит жадность и алчность в разряд наиболее важных мотиваторов человечества. Так в “Поколение П” ОРАНУС знаменует собой вершину пищевой цепочки, а в “Империя В” вампиры питаются не кровью, но практически честолюбием.

Юмор — вот что отличает Виктора Пелевина от большинства фантастов и писателей в стиле фентези. Юмор — фирменный стиль Пелевина. Он может писать смешно про моджахеда, сбивающего американские беспилотники и может с юмором обсуждать сидящую на нефтяной игле политическую верхушку.

… Например, можно развить тему, что Пелевин доводит до абсурда обычные для советского человека фразы типа “в жизни всегда есть место подвигу” и этим выводит на реальный план бред советского строя...

Петр Чайрев, 34, директор по продажам и маркетингу Lindab Buildings

Если в двух словах — то хороший писатель. Но не всегда как мне кажется, ровный, что опять же мне иногда мешает. Граф T, например, я так до конца и не дочитал. Но в большинстве книг некоторые проблемы и события настоящего, как мне кажется, раскладывает интересно, четко и что немаловажно, иногда с юмором. Помогает, во всяком случае мне, на какие-то вещи, вроде и так ясные, взглянуть под другим углом и не вестись на них, ну хотя бы какое-то время. И это наверно главное. Хотя опять же, как мне кажется, его иногда заносит и становится тяжело, не то чтобы воспринимать, что он хочет сказать, а просто держать какую-ту сюжетную линию в голове, чтобы просто продолжать с интересом читать. Ну а в целом, мне нравится.

Андрей Васильченко, 33 года, логист

Я вообще не особый знаток его творчества, читал всего несколько произведений: Generation П, Желтая стрела, Священная книга оборотня и пару рассказов. В целом для меня Пелевин  — это достаточно интересный язык, способ выражения мыслей. Ну и конечно истории, суть которых заключается в поиске обычным человеком смысла жизни, попыток вырваться из традиционного и обыденного. В результате у него получаются этакие злободневные урбанистические сказки.

Евгений Краснопольский, 30 лет, программист

Ну я не читал ничего, кроме “Затворника и Шестипалого”. В детстве было дело, а где взял — не помню, в библиотеке, вероятно.

Потом начал читать про Машу и Шверцнеггера, и отложил, ну как-то не смешно было, что ли. Так и отложилось.

А про рекламу и более позднее не читал. После Беккета что-либо читать вообще трудно.

Юра Швецов

С самого первого прочитанного рассказа (а это был “Затворник и Шестипалый”) я понял, что Пелевин — “мой” писатель. Мне нравится, как он пишет, его юмор, тонкие наблюдения тенденций в нашем часто невеселом бытии, которые многие воспринимают как предвидения и предсказания. Т.е., я мог бы сказать, что Пелевин — мой любимый современный русский писатель. Но в первую очередь для меня Пелевин — популяризатор.

Я почти ничего не понимаю в литературе, далек от филологии, литературоведения, искусствоведения и тп. В книгах Пелевина мне в первую очередь интересен не стиль, слог и т.п., а мысли и то, как они объясняются читателю. Поэтому среди всех его книг для меня наиболее важна цепочка “Затворник и Шестипалый” — “Желтая стрела” — “Чапаев и Пустота” — “Generation П” — “Шлем ужаса” — “Граф t”. Мне хочется лучше понять основную мысль, которую Пелевин пытается объяснить на протяжении многих лет, интересно видеть, как меняется подход к объяснению, что получается или не получается на этом пути. Мне кажется, что это своеобразная “популярная философия”. Поэтому для меня “Граф t” стал важной книгой, где автор, как я думаю, смог сильно продвинуться на пути донесения своих мыслей до читателя, а “Generation П” было неким тревожным сигналом после замечательного “Чапаева и Пустоты”: неужели без ведущего за руку учителя, отвечающего на все вопросы, нельзя разобраться в том, что происходит вокруг, а главное — внутри.

Астрофизик Сергей Попов, 39 лет

«Принца Госплана», «Омон Ра» и другие того периода повести и рассказы и сейчас назову почти гениальными. «Почти», потому что давно не перечитывал.

После «Чапаева и Пустоты», которые показались в том возрасте, когда за легкие наркотики еще не давали трешку, занятными, признаюсь, ничего не читал.

Вернее, пытался осилить «Generation P», но старший друг Василий Красноперов как-то по-умному пояснил, что чувак написал чепуху и вообще исписался. А Василию Красноперову я больше доверяю, чем критикам и Пелевину – он один из лучших знатоков современной русскоязычной прозы и известный либерал антисталинист. Его интеллектуального троллинга в защиту Солженицына даже сам Войнович не вытерпел. К тому же я тогда работал на НТВ, и совсем не занимался камланием под Останкинским прудом – не понял юмора.

И теперь для меня Пелевин, как это ни прискорбно, не более, чем писательский «бренд», которому, конечно, можно позавидовать, но лишь в части успеха. Я и видел-то его живьем по телевидению всего однажды, на любительском видео из Германии, где он получал премию и мямлил что-то про сатирические традиции русской литературы. Какая уж там «сатира», не знаю.

Андрей Прокофьев, 38 лет

От 40

Пелевин остался единственным писателем в России, чьи произведения не разочаровывают, а очаровывают.

Раз от раза. От книги к книге. Единственный писатель, чья позиция, видение мира и его проблем развиваются и меняются. В этом смысле он настоящий “русский писатель”. Остальные сегодняшние как-то не готовы к длинному писательскому пути.

Кроме того, Пелевин — отличный собеседник в ответах на вопрос — как устроен мир, в котором мы живём.

Можно не соглашаться с ним. Но хоть интересно поговорить.

Ю. Грязнова, 45 лет

Автор “Чапаева и Пустоты”. Это была первая прочитанная мной его книга. Потом несколько лет старался читать его новые книги, а затем попросту перестал.

Смирнов Сергей, 52 года

Who are these gentlemen? 14 января 2006 года. Фото Наташи Четвериковой

Who are these gentlemen? 14 января 2006 года. Фото Наташи Четвериковой

Для меня — это писатель, который подводит определённую черту во временном континиуме...

Году так в 95-м мы с товарищами п средам ходили в кадашевские бани/была у нас такая традиция…

Среди “приглашенных гостей” бывал и В. П.

Игорь Писарский тогда делился с нами “кухней” своего рекламного агентства РИМ, используя нас в качестве самостийной фокус группы..

....некоторые истории, которые тогда обсуждались в кавер версии вошли в книгу

Лично для меня сомнений нет, что Татарский — это прототип Писарского Игоря Владимировича как-то так.

Адаменко Виктор

Пелевин остался единственным писателем в России, чьи произведения не разочаровывают, а очаровывают. раз от раза. От книги к книге. остальные как-то не готовы к длинному писательскому пути.

46 лет

“Жизнь насекомых” не осилила. Остальные книги с удовольствием прочла. Один из лучших российских авторов. Будет классиком русской литературы.

40 лет

ЧиП — в особенности. Более того, даже герои и ситуации списаны с “тренировок” с Рокамболем, Дядей Васей Максимовым и пр. Так как я присутствовал при некоторых из этих ситуаций, читать прикольно — как некие мемуары с прибамбасами. А более поздние его перлы довольно малоинтересны, так как из как бы дзена в сочетании с фельетонами на злобу дня много не выжмешь... Если у Вас будет свободный момент, наберите в Гугле “Лебедько хроники саньясы василий максимов”. Там всё более-менее написано.

46 лет

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.