27 мая 2019, понедельник, 07:03
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 мая 2011, 20:49

"Неформат", еще одна попытка

На прошлой неделе в книжном "Билингвы" была презентация двух книг Азбуки-Аттикус (еще там стоит лейбл КоЛибри), которые входят в серию "Уроки русского". Рецензия не так, чтобы именно на них, скорее – на серию.

Серию делает Олег Зоберн, вышло уже 10 книг, точнее даже 11, но Байтов, одиннадцатый, формально считается еще не представленным; это вскоре произойдет. Здесь уже действительно можно говорить о серии, то есть - логичном объединении книг по некому принципу. Конечно, интересен и принцип, и то, какую издательскую поляну серия хочет занять.

Опубликованы, по очереди. Олег Зоберн, "Шырь: Рассказы". Дмитрий Данилов, "Черный и зеленый". Анатолий Гаврилов, "Берлинская флейта". "Наследницы Белкина" (Нелли Мартова, Ульяна Гамаюн, Ирина Мамаева, Елена Соловьева, Анна Матвеева). Владислав Отрошенко, "Персона вне достоверности". Александр Шарыпов, "Клопы". Роман Сенчин, "Изобилие". Ашот Аршакян, "Свежий начальник". Денис Осокин, "Овсянки". Каринэ Арутюнова, "Пепел красной коровы". Николай Байтов, "Думай, что говоришь".

В этот раз представлялись Осокин и Арутюнова (заочно). Да, вот то, что серия началась с Зоберна – это правильно (когда его решили издавать, серии еще в проекте не было). Теперь у него ответственность через личное участие – понятно, что все будет составляться не просто под некий маркетинг, а с дополнительным отношением. То есть, игра всерьез, что и дает основание рассматривать именно серию. Разумеется, я читал не все эти книги (некоторых авторов так и просто читать бы не стал, немногих). И, разумеется, все это в варианте имхо, никаких торжественных выводов.

Раз уж рецензия связана с презентацией, то с этих книг и начинать. У Осокина в "Овсянках" действительно собраны двадцать семь книг (как указано на обложке). Это его формат, да: пишет книжками. Толще, тоньше, но - книжка. Они похожи, массивы слов, разбитые на куски, не сказать - абзацы, они все кирпичиками и даже без заглавных букв.

Осокин не дебютант. "Барышни тополя" вышли еще в 2003 году, в НЛО. Там это было в серии Soft wave (в ней же, например - Ольга Зондберг, Станислав Львовский, Маргарита Меклина). Потом тоже публиковался — "Знамя", "Октябрь". Еще, понятно, кино "Овсянки". С книгой оно явно не слишком-то связано — похоже, для фильма это только полуфабрикат, и там работал еще вполне конкретный соавтор. Что до "Барышень", то цитирую Владимира Иткина ("Книжная витрина") : "Новая книга проекта "Soft Wave", предлагающего новый тип литературы, отказавшейся от "провокативных стратегий и шаблонов интеллектуального мэйнстрима", написана 26-летним писателем-фольклористом Денисом Осокиным из города Казани. В 2001 году он получил премию "Дебют" в номинации "короткая проза", и это радует безмерно - оказывается, "Дебют" не ограничивается одним Сергеем Шаргуновым". Далее даже чуть-чуть теории: "Свой метод Осокин определяет как примитивизм. "примитивистский текст", - пишет он - "несколько меньше похож на художественное исследование и может быть действительно лишь отчасти является таковым. прежде всего - это радость радость" (орфография авторская - прим. рец.)".

Вот, что сразу интересно: не то, что публикация в НЛО как-то не произвела ввод автора в прозаики, а то, что в "Уроках русского" он выглядит вполне весомо (хотя его письмо, собственно, не изменилось – такое письмо меняться не может). Для НЛО там чего-то не хватало и оно не было правильной историей для Осокина (да, в общем, и сама "Soft wave" в целом, как бы это сказать...) А в "Уроках русского" Осокин выглядит иначе. Что никоим образом не уязвляет данную серию, просто она реализует какой-то другой тип прозы - о чем и речь: уже видно, что серия в самом деле есть. Осокин вполне логичен в ряду Гаврилов - Данилов - Шарыпов.

Арутюнова к серии принадлежит более условно. Там вполне бесхитростные новеллы, примерно лирическая проза, вплоть до мелодрамы. Много сладких эпитетов ("Я была книгой, новой книгой с загадочно сомкнутыми страницами, с витым корешком и гладким переплетом") и тривиального пафоса ("А за окнами, будто безумное, несется время. То самое, которые ты искал"). Вообще, красивости в основе: "Да благословит Господь перекормленную девочку из первого подъезда, и ее отца в странной шляпе-канотье, и тайное их счастье на скамейке, - мужчину, похожего на наседку с ранними глубокими морщинами на загорелом лице..." Вполне жанровая лирика, почему в серии? Предполагаю, из-за избыточности описаний: "Перебирающего слишком быстро, слишком торопливо пробегающего по извилистым лабиринтам, - пора я услужливо подмигивала еще склеенными страничками, он уже переворачивал меня, добирался до последней строки, - нет, не время, - корчилась я, - напоенный уличным воздухом, разомлевший, он еще держал меня, еще желал..." - это процитирована треть предложения.

Словом, серия. Вообще, про серии удобнее всего писать Н.Ивановой. У нее есть личный термин "вещество литературы", так что она всегда может заняться исследованиями книг на вкус, запах, цвет и т.п. Тогда и с сериями понятно: вписываются ли книги в нормативный набор серийных качеств? Ну, поскольку эта методика уже занята, придется без методики.

Или выведу ее по ходу исследования. То, что в "Уроках русского" были Гаврилов, Данилов и Шарыпов, предлагает конкретную версию. Есть такая штука, которую можно условно назвать владимирским минимализмом (Данилов - москвич, но свое отношение к Гаврилову подтверждает). Описывать его тут не слишком логично, проще посмотреть тексты этих авторов и все станет понятно (ну, более-менее). Данилов при этом выглядит - по состоянию текстов - не совсем, чтобы продолжателем Гаврилова. Это просто аскетизм отрывистого нарратива от первого лица сближает схожие, но работающие по-разному варианты письма. 

Словом, длина имеет значение, так что минимализмы Гаврилова и Данилова разные. У Гаврилова - этакий франтоватый, где не может быть лишнего слова, иначе конструкция не сложится. У Данилова иначе, минимализм у него работает как ритм-секция или драм-машина - когда message, sorry - получается за счет набегания производимых эмоций (разумеется, я тут об инструментальной стороне текстов, а чувства у них внутри индивидуальные).

Вообще, я-то минимализм (в прозе) не очень люблю, в жюри Премии Андрея Белого последнего года, где фигурировали оба героя, я лоббировал другую литературу - Кобрина&Лебедева с их модифицированием как бы нонфикшна, отчего в результате получалось вовсе не линейное и весьма художественное письмо. Там, разумеется, больше языковых фактур, нет и жесткой привязки к лирическому герою, а ровно эта привязка к говорящему  и выглядит базовой точкой владимирских минималистов (и примкнувшего Данилова). И, наверное, всей серии. Да, а премию получил Гаврилов, как раз с этой книгой.

Примерно так: есть индивидуальный нарратив, ограниченный возможностями самого рассказчика (в таком варианте он не может описать то, что не видит и не знает сам – причем, даже не автор, а первое лицо, которое всегда в какой-то роли). Наверное, в какой-то мере это могло бы относиться и к Зоберну, однако в гипотетическом жюри его бы я лоббировать стал - в его письме есть еще какое-то ноухау, которое я пока не понял, да и чего мне его понимать, пусть себе работает. Собственно, поэтому мне тут о Зоберне рассуждать и неохота: а ну как сдуру что-то неправильно зафиксирую (это моя проблема, не Зоберна).

Теоретическое отступление. Еще там и Шарыпов. Шарыпов это, да, тоже схожий минимализм. Зоберн логично связывает его с Гавриловым, но можно выстроить и связку Шарыпова с поэзией, а именно - со сборником "Арсений Ровинский, Федор Сваровский, Леонид Шваб. Все сразу. М.: Новое издательство, 2008". Там и эти трое совершенно разные – хотя логично собраны вместе. Шарыпов мог бы оказаться там четвертым, до Шваба – он там абсолютный максимум предъявленного письма. Или даже до Сваровского. Пояснение будет не слишком рациональным: есть некоторое А. У Ровинского вообще-то Б, ну и немного иногда, как получится - А. У Сваровского А, но все-таки надо чтобы еще и Б. А у Шваба А и Б вовсе незачем. То есть, речь о том, что это А есть и у Шарыпова, но как именно расписать А - тут места нет, да и другая история. Разумеется, я имею в виду тот вариант Шарыпова, который здесь, а не тот, который тут. Конец теоретического отступления.

У Осокина в этом ряду вполне романтический монолог со всеми этими милыми штучками вроде графики абзацев, принципиального отсутствия прописных букв, некоторых уж вовсе стихов в прозе, а также - конкретно стихов ("верхний услон плюс франция"). В сумме получается один длинный текст. Драм-машина, которая стучит у Данилова, тут не работает, и все это накопление приятных фактур напоминает литературу второго ряда конца восьмидесятых. Это чудесно, что тренды возвращаются, но только чего ж это они всякий раз возвращаются с чистого листа? Ну, я тут как бы напал на Осокина, но это только потому, что здесь он крайний – в серии.

Вообще есть прямое заявление Зоберна о том, какую литературу хочет представлять серия. Он определил ее как "неформатную мастерскую прозу последних 20-ти лет". А с такой литературой есть  объективная неприятная проблема. Она в том, что "неформат" имеет свою традицию. Не традицию даже, а инструментарий, который, честное слово, обширен. Сведение "неформата" к тому, что просто не совсем похоже на нарративный мейнстрим, определит лишь российский извод такой прозы. Вариантов письма, не являющегося строго фабульным и линейным (пусть для простоты будет такое слабое определение), а) много и б) они тоже развиваются. В конце концов, Стерн уже когда был. Разумеется, кто ж его, Стерна, знает, что он там имел в виду, но ведь и то, что пояснял по его поводу Шкловский, также не является основой инструментария для лиц, решивших теперь заняться неформатом.

И каждый раз такой неформат начинается заново. Самое очевидное объяснение – "новые неформатщики" просто не читали то, что считалось неформатным раньше. Я вот сомневаюсь, что Осокин знает, допустим, Соснору или того же Леона Богданова. То есть, он-то может и читал, но сложно представить, что его читатель – тот, на которого он рассчитывает - имеет Богданова в своем анамнезе. Что, разумеется, уже проблема серии. Можно еще проще: "неформат" со стороны всегда двоится: он в том, что пишут или в том, как это делают? Причем, из второго варианта следует первый, а обратное неверно.

Это объективная проблема: так уж получилось, что за читателем трудно предполагать знание всего этого, к тому же сами формальные моменты письма с чистого листа отнимают не по чину много времени. При этом, разумеется, речь о серии, рассчитанной на неопределенный тип читателя – который пока, кажется, не сформирован. Это, опять же, не аудитория НЛО, которая понимает, где она находится и знает слова, которые могут употребить тамошние авторы.

Надо полагать, неформатное письмо без особого инструментария, примерно - наивный неформат - может оказаться кстати для определенного неопределенного круга читателей . Соответственно, это дает шанс как серии, так и для того, чтобы - через серию - этот неформат как-то укоренился, чтобы уж не всякий раз с ноля. Потому что нет, конечно же, на свете никакого неформата, это просто литература другого типа. Бывает же, например, музыка, где не поют, и это даже не рингтоны.

Теоретическое заключение (twimc). Восприятие (и письмо) с чистого листа, линейный нарратив авторского альтер-эго и романтичность прямо связаны. Потому что в такой текст невозможно привлечь культурные связи, находящиеся, вроде бы, за пределами текста. Они там, на этом пустом листе, ничем не обусловлены. Так и выходит, что всякий раз на таком чистом листе приходится рисовать свою карманную вселенную в виде небольшой книжки. Есть, понятно, и компенсация: это ж восторг, когда с чистого листа? Несомненно, тоже фишка, но – локально-экзистенциальная по нужде, ergo – романтичная. Весь мир существует где-то вне, а точкой доступа к нему должна стать как раз во-о-от эта книга и даже ее автор. В чем и противоречие.

Так что в данном случае (серии) все просто: есть особенности той прозы, которая интересна составителям, и есть особенности аудитории, с которой серия хочет дружить. Проще всего сказать, что это противоречие неразрешимо, но - здесь есть проект и, следовательно, шанс.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

06:49 В России хотят вернуть практику сдачи бутылок
06:35 На выборах в Европарламент от Британии побеждает Партия Brexit
05:57 Израильская фирма выплатит Оклахоме 85 млн долларов из-за опиоидного кризиса
05:23 В Хакасии глава района повалил журналиста на пол во время интервью
04:53 Пучдемон и его соратники получат мандаты депутатов Европарламента
04:24 СКР отправил на экспертизу тело умершего в Ярославле осужденного
03:58 Кличко назвал «криминалом» трещины на стеклянном мосту в Киеве
03:28 Российского видеоблогера избили сокамерники в мексиканской тюрьме
02:59 На севере Москвы нашли более 20 боеприпасов времен ВОВ
02:34 В Египте девять полицейских сгорели в автозаке после ДТП
01:58 Гитанас Науседа выиграл президентские выборы в Литве
01:27 Явка на выборах в Европарламент выросла впервые за 40 лет
00:56 Сборная Финляндии выиграла ЧМ-2019 по хоккею
00:25 Медведев оценил итоги тестирования системы электронного голосования
26.05 23:56 Депутат ГД предложил удалять страницы умерших пользователей соцсетей
26.05 23:21 Зеленский пообещал поддержать украинский кинематограф
26.05 22:58 Медведев похвалил «Единую Россию» за «омоложение»
26.05 22:32 На выборах в Европарламент от Франции побеждает партия Ле Пен
26.05 21:58 Киевский стеклянный мост треснул на второй день после открытия
26.05 21:21 Самолет из Китая совершил аварийную посадку в Пулково
26.05 20:51 На выборах в Европарламент от Германии лидируют консерваторы
26.05 20:32 СМИ узнали о задержании сбившего гаишника сына экс-сенатора
26.05 19:59 Льюис Хэмилтон выиграл Гран-при Монако «Формулы-1»
26.05 19:31 Главный тренер ФК «Анжи» покидает свой пост
26.05 19:21 Россия завоевала бронзу ЧМ-2019 по хоккею
26.05 18:59 Сергей Лазарев ответил на сообщения СМИ о рождении дочери
26.05 18:24 Следком начал проверку после гибели ярославского осужденного
26.05 18:02 Приказ Минтруда о доплатах к пенсиям вступил в силу
26.05 17:41 Дочка Алсу прокомментировала спецвыпуск детского «Голоса»
26.05 17:25 «Локомотив» стал серебряным призером чемпионата России по футболу
26.05 17:00 Зеленский попросил полицию не применять силу к протестующим
26.05 16:39 Глава РПЦ объяснил строительство трех храмов в сутки
26.05 16:19 СМИ узнали о просьбе Коломойского к Зеленскому объявить дефолт
26.05 15:55 Новый стадион «Динамо» в Москве принял первый матч
26.05 15:37 Иран предложил странам Персидского залива подписать пакт о ненападении
26.05 15:16 В Совфеде объяснили неправомерность решения трибунала ООН
26.05 15:14 Оба кандидата в главы Литвы выступили за смягчение диалога с Россией
26.05 14:53 Илон Маск стал самым высокооплачиваемым топ-менеджером
26.05 14:31 Москвичам пообещали рекордную жару
26.05 14:21 Странный предмет в метро Москвы оказался забытым пакетом
26.05 14:17 Число претендентов на кресло Мэй выросло до восьми человек
26.05 13:51 Станцию метро в Москве закрыли из-за странного предмета
26.05 13:31 Захарова ответила Киеву на угрозу «гамбургских санкций»
26.05 13:10 Таксист открыл стрельбу в Подмосковье
26.05 12:51 ЕР проводит праймериз по отбору кандидатов на выборах
26.05 12:30 Зеленский пообещал превратить Украину в базу для покорения мира
26.05 12:10 Дуров обвинил власти РФ в попытке взлома аккаунтов журналистов
26.05 12:07 СМИ узнали о переговорах Fiat Chrysler и Renault о слиянии
26.05 11:44 ВОЗ признала переутомление болезнью
26.05 11:20 СМИ узнали об отправке Турцией оружия противникам России
«ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ритейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.