Адрес: https://polit.ru/article/2011/06/06/front1/


06 июня 2011, 18:59

Призыв во фронт

«Общероссийский народный фронт» имени Путина начинает принимать не только общественников, но и граждан в индивидуальном порядке. Кажется, без обязаловки не обойтись. Граждане мало что знают о «фронте» и не то чтобы его особо одобряют.

Владимир Путин выступил с инициативой принимать частных лиц в «Общероссийский народный фронт». Об этом сообщил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Песков пояснил, что подать заявку на участие в ОНФ с сегодняшнего дня смогут не только члены общественных организаций, но все желающие. Записаться во «Фронт» можно будет на сайте премьер-министра, написав письмо на имя Путина либо в его общественных приемных.

Песков пояснил, что это решение приняли в связи с тем, что желающих вступить в ОНФ оказалось очень много и среди не участвующих в общественных организациях граждан. По мнению Пескова, такая инициатива позволит понять число людей, поддерживающих фронт.

Ситуация с тем, что такое «народный фронт» вполне ясна: это предвыборный проект «Единой России», курируемый главой аппарата правительства и вице-премьером Вячеславом Володиным. В этом смысле, вступление «рядовых граждан» в предвыборное объединение — довольно  примитивный и не вполне эффективный популистский ход. В массовость граждан, жаждущих вступить в слабо пока понятное и не самое популярное нечто, верится с трудом.

Если отталкиваться от того, что единороссы собираются сохранить 315 мандатов в нижней палате парламента, то число сторонников фронта должно составить на выходе минимум две трети от активных избирателей. Это означает, что в индивидуальном порядке в ОНФ должны вступить миллионы россиян.

Можно, конечно, увеличивать численность фронта, обязуя лояльных властям предпринимателей записывать туда всех своих сотрудников без разбора, но электоральный эффект от этого тоже будет нулевым, если не негативным.

Сама по себе многочисленность того или иного предвыборного проекта слабо влияет на действительность и полученные результаты. Иное дело, что пропагандисты пока не включились в полную силу.

Владимир Путин. Фото: government.ru

Владимир Путин. Фото: government.ru

Движение «За Путина!» в 2007 году заявляло, что собрало 30 миллионов подписей в пользу действующего еще президента. Это было очевидным абсурдом, но на обычных избирателей в пору предвыборной «антишакальной» истерии и напряжения сил региональных начальников по достижению наилучшего результата ЕР, похоже, вполне сгодилось. Всеми правдами и неправдами — последних, полагаем, было не меньше первых — ЕР получила заветное конституционное большинство в Госдуме.

Та же планка ставится перед единороссами и сейчас. На фоне падения рейтингов «национального лидера» преодоление планки одним административным ресурсом представляется несамоочевидным.

И в дело опять вступают технологии нагнетания истерии и надутия массовых мыльных пузырей «поддержки».

Впрочем, стратегия представляется, как минимум, спорной. Повторение прошлой кампании почти полностью базируется на тезисе, что никто не помнит не то что прошлых выборов, но даже вчерашних новостей. Насколько это правда — сложно оценить, да и конкуренты попытаются объяснить, что «народный фронт» — фикция.

Пока россияне «народный фронт» не вполне заметили. По данным Левада-центра от 19 мая, число сторонников и противников создания «народного фронта» приблизительно равно — 40 процентов выступают более «за», 33 — более «против». Данные Фонда «Общественное мнение» от 29 мая схожи — одобряют 17, не одобряют также 17. ФОМ, правда, фиксирует серьезное снижение интереса россиян с 19 мая по 29 мая— доля затруднившихся ответить выросла на 10 процентов и составила 66 процентов, при этом сократилось как число одобрявших, так и не одобрявших создание «фронта». Интересовала информация об объединении всего 27 процентов россиян.

Основная текущая задача для кураторов выборов партии власти — раскрутка самого бренда «народный фронт» и доведение до максимального числа людей, что «фронт — это круто».

Пока видна довольно значительная активность региональных властей и общественников, в основном и так близких партии власти, но нет никакой реальной деятельности по продвижению образа «фронта» в массы. Конечно, россияне пока не задумываются о выборах и даже не вполне знают о том, что они состоятся в конце года. Разумеется, пока не раскручены все пропагандистские маховики. Понятно, что пока еще рано говорить о провале предвыборной концепции фронта. Однако апатия, с которой он воспринимается, дает основания полагать, что пока никакого массового вступления «простых граждан» туда не будет. Хотя бы потому, что это требует некоторых усилий (посредством сети или визита в приемную премьера), а ради невнятного чего-то на подобные «жертвы» граждане не пойдут.