Адрес: https://polit.ru/article/2011/06/21/al210611/


21 июня 2011, 12:51

Что вкуснее, сговор или долг?

Министерство обороны России просит погасить долг корпорации "Единые энергетические системы Украины" в размере 405,5 миллионов долларов, - сказано в письме министра обороны России А.Сердюкова к Н.Азарову от 10 июня 2011 года. На первый взгляд это какая-то очень скучная история – долгу сто лет в обед, да и сумма не слишком ошарашивает мировую общественность. Однако ж, тут есть интрига, причем вполне даже приключенческая.

Ситуация простая. Тимошенко под следствием. Там несколько дел, но главное - газовое. В 2009 году она подписала очень невыгодный для Украины договор, который нынешняя власть пытается изменить, не находя ни малейшего понимания со стороны российской власти и конкретно "Газпрома". Для них все это рыночно – потому, что подписано. Эта история длинная, в ней тоже много интриг и глупостей, но сейчас не до них. Общий климат (с поправками на публичность) демонстрируют слова зам.главы фракции Партии регионов Михаила Чечетова, который перед визитом премьера Азарова к Путину (недавно) сообщил "Радио "Свобода"", что Азаров будет убеждать Путина уменьшить цену на газ. Аргументы у Чечетова были оперные: "Газовая петля душит нас. Азаров теперь с Путиным в Москве. Вопрос №1, вопрос жизни или смерти - это вопрос цены на газ. Страну поставили на границу банкротства". А Путин то ли "Радио "Свобода"" не слушает (украинскую редакцию), то ли еще что – совершено эти слова не учел.

На Украине считают, что Тимошенко подписала договор под давлением. Причем, давление было частного характера, отчего вышел государственно-частный компромисс, в котором ее и подозревают. Сдала, собственно, интересы страны в обмен на что-то. Причем, сама Тимошенко - то ли в эмоциональном запале, то ли по простоте душевной (оба качества ей свойственны и удачно дополняют друг друга) в этом давлении, причем - очень даже сильном признавалась неоднократно. То есть не то, что признавалась, а на него жаловалась. Это, понятно, не составляет пока ничего особо криминального. Может, ей даже надо орден дать, хотя, судя по цифрам контракта для Украины – точно не дадут.

И вот, в частности, имелась тема давних долгов Тимошенко. Логика такая: она подписывает договор, а за это ей про долги не напоминают. Сама она всю жизнь (политическую на высшем уровне) наличие таких долгов отрицала и отрицает по сегодня включительно. Сердюкова она не комментировала пока.

Богословская

Еще до письма Сердюкова глава профильной ("газовой") комиссии Рады И.Богословская заявила, что долги компаний Тимошенко перед Россией привели к конфликту интересов и сделали экс-премьера зависимой при подписании газовых контрактов. В прошлую среду Богословская обнародовала ответ от Минобороны РФ, согласно которому у ЕЭСУ по состоянию на момент газовых переговоров между Россией и Украиной в 2009 году был непогашенный долг перед Минобороны РФ. Богословская перенесла эту тему в комиссию, и теперь сделала заявление уже от ее имени: "Тимошенко имела особые отношения с российскими правительственными структурами и должностными лицами РФ".

В качестве признака "особых отношений" Богословская упомянула не только  непогашенный долг. Второй факт: "уголовное дело против экс-премьер-министра за дачу взятки должностным лицам Минобороны РФ, которое было преждевременно закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам, то есть Тимошенко по российскому законодательству признана виновной".

Мораль в том, что в таких обстоятельствах премьеру Тимошенко не следовало бы вести эти переговоры. А она даже заключила договор. Трудно понять, насколько это умозаключение может сыграть роль в суде, но вот есть оно такое.

Но главным тут был, конечно, сам ответ от Минобороны РФ. Означать он мог то, что в Москве отказались от поддержки Тимошенко. А эта поддержка была заметна еще недавно, хотя бы и по заявлениям Путина во время его встречи с Азаровым. Чтобы Путин за десять дней изменил свои чувства к давнему партнеру?

Тимошенко и Россия

Тут Тимошенко в дурацком положении. На последних переговорах с Азаровым Путин действительно взял ее под защиту. С большим энтузиазмом на пресс-конференции в прошлый вторник он напомнил, что на переговорах с Тимошенко "именно украинская сторона поставила условие о том, чтобы и цена на газ, и цена за транзит формировались на рыночных условиях".

И основной аргумент у него был связан с Тимошенко: "Мы договорились, когда подписывали действующий контракт, что у нас будет и прокачка рыночная, и цена будет рыночная, европейская".

Мало того, Путина взял Тимошенко под моральную защиту, пояснив всем действия нынешнего руководства Украины так: "Все, что делалось прежним руководством, было плохо. Все, что делается сегодня, хорошо - так всегда и везде". Наверное, еще немного, и он бы потребовал вернуть такого замечательного партнера из-под следствия в кресло премьера, чтобы продолжить с ней взаимовыгодную деятельность.

Поскольку эту тема для Тимошенко неприятна, то ей надо увести дело в сторону — она и делает разные замечания по любому поводу. Например, о том, что нынешние переговоры Азарова с Путиным - это сдача национальных интересов. И вот в этот момент мало того, что Минобороны РФ присылает Богословской бумагу с ответом, так еще и Сердюков делает прямое заявление о долге. Какой вывод? Россия сдает Тимошенко.

Сердюков

Итак, Сердюков сообщил, что обращается для разрешения вопросов, "связанных с ненадлежащим исполнением корпорацией "Единые энергетические системы Украины" взятых на себя обязательств перед Министерством обороны РФ во исполнение генерального соглашения… о порядке поставок продукции производственно-технического назначении для нужд Министерства обороны РФ".

Суть дела: "В результате ненадлежащего исполнения соглашений общая сумма непогашенной задолженности корпорации "ЕЭСУ" перед Министерством обороны РФ составляет 405,5 миллионов долларов. Прошу вас рассмотреть вопрос о погашении существующей задолженности в сумме 405,5 миллионов долларов".

В целом, это признание долга на вполне высоком уровне. Но только почему по долгам Тимошенко должна расплачиваться Украина? Другой вопрос - как именно этот эпизод может повлиять на переговоры по газу. По факту, сейчас столкнулись две линии: переговоры и, одновременно, процесс Тимошенко. При этом во втором случае речь идет о давлении России, вынудившей (или не вынудившей) Тимошенко пойти на сговор. Но если Тимошенко сейчас не премьер, то переговорщики другой стороны по-прежнему на своих местах. И, скорее всего, им эта тема не слишком приятна. И вот тут вдруг появляется письмо Сердюкова, которое косвенно подтверждает возможность давления на Тимошенко. Пока что-то не сходится.

У меня тогда даже возникла идея, что тут Минобороны РФ предлагает Украине включить в решение суда по Тимошенко и эту сумму – указав в приговоре, что ответчица ее должна  выплатить. А серьезно в этот момент считать еще не хотелось, поскольку письмо Сердюкова появилось на блоге М.Найема на "Украинской правде" – а мало ли что в УП бывает. Опять же, с какой стати вдруг Сердюков, чья фамилия никогда не проходила в украино-российском контексте, требует от украинского Кабмина, чтобы тот отдал ему деньги за Тимошенко?

А было ли письмо?

Было, было. Пресс-секретарь Н.Азарова В.Лукьяненко уже сообщил "Украинской правде", что Минобороны России действительно обращалось в Кабмин с просьбой вернуть России долги ЕЭСУ.

То есть, тут уже какой-то казус – письмо Сердкова опубликовано на УП и УП же выясняет, действительно ли это настоящее письмо? Кажется, "Украинская правда" предполагала, что история с признанием Россией долгов Ю.Тимошенко является пропагандой, в которой вполне радостно участвовала. Такое впечатление, что они сами не верили в реальность письма. А тут еще и социально+ классово близкий УП депутат от БЮТ С.Пашинский предположил, что это письмо или фальшивка, или было написано "по просьбе украинской стороны". Вот и спросили.

Ну а Лукьяненко сообщил, что такое письмо действительно было и оно зарегистрировано в Кабмине: "Соответствующим ведомствам дано поручение изучить эту ситуацию и доложить. Как всегда для таких поручений на рассмотрение дан максимум месяц".

Идея Пашинского насчет сговора Кабмина Украины и Минобороны РФ не выглядит разумной еще и потому, что отношения между сторонами — учитывая газовые дела — не слишком способствует таким просьбам. Тем более, что не вполне понятно, почему это письмо отправлено, например, не в Генпрокуратуру Украины, а в правительство - будто оно должно расплачиваться за долги частных лиц.

И вот тут уже совсем интересно. Возможно, что письмо с признанием долга Тимошенко написано в Кабмин ровно потому, что в марте Н.Азаров заявлял, что она в 2009 году подписала газовый контракт с Россией в обмен на списание долгов ЕЭСУ.

Но из письма Сердюкова следует, что долг-то был не только в 2009-ом, а он есть и теперь. То есть – эта версия теперь не годится. Раз долг сохранился, то никакого сговора не было. Да, все это время сама Тимошенко утверждала, что на ней никаких долгов нет. Ну, может как-то объяснит и нынешний поворот. Пока она ничего не комментирует. Наверное, пытается сосчитать: есть долг – не было сговора. Нет сговора – есть долг. Это, возможно, облегчает ее судебную ситуацию, но тогда ведь надо отдавать $405 миллионов.

Так что вышепроцитированный депутат Пашинский - чисто наивный юноша, а БЮТ в упор не поняли своей выгоды от письма Сердюкова. Правда, у Богословской-то было два пункта: невозвращенный долг (подтверждено) и - дело закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам. Вот об этом Сердюков не упомянул, так что, возможно, украинская власть найдет для себя тут какую-нибудь перспективу. Например, недопуска Тимошенко к выборам уже и по российскому делу.