В 2011 году для спутникового мониторинга лесонарушений в России планируется использовать космические снимки, признанные Рослесхозом носителями «государственной тайны». По мнению экспертов, это приведет не только к практическому прекращению работы системы дистанционного мониторинга лесонарушений в России, но и существенно ограничит доступ к спутниковой съемке лесов работникам отрасли, в том числе - тем, кто непосредственно отвечает за охрану лесов от незаконных рубок.
В конце июня ФГУП «Рослесинфорг» объявил результаты тендера по поставке цифровой информации космической съемки на площади 221,1 млн га через веб-портал. Общественный резонанс вызвали как сроки его проведения, так и — в первую очередь — необходимость для исполнителя обладать тремя действующими лицензиями (на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (1); на осуществление космической деятельности (2); на осуществление картографической деятельности (3)).
Абстрагируясь от требований лицензий на осуществление космической и картографической деятельности, требование лицензии «на гостайну» является в корне неоправданным. Для мониторинга лесонарушений в России используются спутниковые снимки, получаемые с зарубежных космических аппаратов. «Таким образом, если они и содержат сведения, составляющие государственную тайну, то первичными обладателями этой тайны являются зарубежные государства и коммерческие компании», — поясняет Wood.ru.
«Требование единовременно трех лицензий для проведения спутникового мониторинга лесов в этом году появилось впервые за последние пять-шесть лет. Меня это настораживает не столько как руководителя компании, которая с 2005 года создала и ввела в эксплуатацию систему космического мониторинга лесов России, сколько как человека, воочию знакомого с использованием материалов, причисленных к носителям «гостайны». Одно дело, когда в чьих-то интересах потеснить ту или иную компанию и совсем другое — когда данные мониторинга лесонарушений по сути необоснованно секретятся как от простых граждан России, так и от самих работников леса на местах», — говорит вице-президент ИТЦ «СКАНЭКС» Ольга Гершензон.
Спутниковый мониторинг лесов России в 2011 г.: не благодаря, а вопреки?
Согласно техническим требованиям, выставленным ФГУП «Рослесинфорг», для осуществления космической съемки лесов в 2011 г. необходимо:
1. обеспечить полное покрытие территорий лесничеств общей площадью 120,0 млн га материалами космической съемки текущего года. При этом требуемое пространственное разрешение — 2 м (или лучше) на 30% территории, 2,5 м (или лучше) — на 50% территории, 5 м (или лучше) — на 20% территории;
2. обеспечить полное покрытие территорий лесничеств общей площадью 43,2 млн га материалами космической съемки 2010 года (архивной) с пространственным разрешением 5 м (или лучше).
Период съемки, согласно техтребованиям ФГУП «Рослесинфорг», коррелирует с наиболее активным съемочным сезоном: с 1 мая по 15 октября. Однако датой начала приема предложений от потенциальных исполнителей проекта по спутниковому мониторингу лесов России ФГУП «Рослесинфорг» объявил 14 июня. Дата окончания приема предложений была назначена на 23 июня. Заявки на участие в тендере подали три российские организации: инженерно-технологический центр «СКАНЭКС», компания «Совзонд» и Северный (Арктический) Федеральный университет, где в конце 2010 года открыт Центр космического мониторинга.
Из всех участников тендера лицензией на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обладала только компания «Совзонд». Отсутствие такой лицензии у центра «СКАНЭКС», однако, не мешало ранее Рослесхозу использовать ресурсы Центра для создания и ввода в эксплуатацию космических технологий для наблюдения за лесным фондом. ИТЦ «СКАНЭКС» с 2005 года выполнял работы по спутниковому мониторингу лесов в интересах Рослесхоза.
«Бумажные» баталии, или Круг замкнулся
Результаты тендера были объявлены на сайте Рослесинфорга 28 июня. Участники экспертного Лесного форума Гринпис России поделились своим видением происходящего:
Doctor, 28 июня: «Отныне поставлять съемку лесоустроителям будет компания “Совзонд”, которая, по непроверенным данным, вышла на конкурс с максимальной ценой; минимальные цены из трех участников конкурса предложила компания «СКАНЭКС». С начала 2011 г. Рослесхоз (в лице Рослесинфорга) подтверждал намерение продолжить сотрудничество с ИТЦ “СКАНЭКС” и предоставил техническое задание на 2011 год, в связи с чем “СКАНЭКС” (на свой страх и риск) без заключения контракта начал осуществлять съемку лесных территорий и с 1 мая по 20 июня уже отснял 35% планового задания на 2011 год с разрешением 2.5 м. Однако в начале июня Рослесхоз принимает решение о смене поставщика космической информации в пользу компании “Совзонд” с одновременным переходом на закупку за рубежом космических снимков в виде готовой продукции (без прямого приема) и двукратным снижением качества (разрешения) поставляемой информации (с 2.5 до 6 метров). Космические снимки с разрешением 5(6) м компания “Совзонд” намерена закупать у немецкой компании “RapidEye”, которая 1 июня 2011 г. объявила себя банкротом. […] Филиалы Рослесинфорга, полевые отряды до сих пор не обеспечены съемкой на лесничества интенсивного лесопользования и районы закладки пробных площадей. Всё это связано с неожиданной передачей съемки от “СКАНЭКС”, успешно осуществлявшего программу в течение 6 лет, компании “Совзонд”, не обладающей должным потенциалом и технологиями».
Сотрудник Гринпис России, 28 июня: «Первопричиной всех перечисленных Вами бед является коррупция. Коррупция, как правило, тесно связана с секретностью: самый простой способ скрыть масштабы коррупции в каком-либо важном государственном деле - объявить это дело секретным, связанным с государственной тайной (хотя ни снимки, ни получаемая на их основе информация о лесах и лесопользовании не имеют никакого отношения к гостайне). […] А могло бы получиться по-другому, если бы Рослесхоз был нацелен на достижение практических результатов, а не просто на списание денег. Аэрокосмический мониторинг, при правильной его организации (если бы сразу вся информация доходила до людей, непосредственно работающих с лесом), мог бы быть огромным подспорьем в охране лесов и в организации правильного лесопользования».
Doctor, 28 июня: «Кроме [необходимости спутниковой съемки с разрешением] 5 метров (RapidEye) там еще огромная площадь с разрешением 2.5 м и лучше. В связи с выходом из строя весной 2011 г. японского спутника ALOS и эксклюзивными правами на поставку съемки SPOT 5 у ИТЦ “СКАНЭКС”, компания “Совзонд” не имеет возможности закупить и поставить необходимые 96 млн. га съемки с разрешением 2.5 м и лучше. Единственная возможность – закупка снимков у “СКАНЭКС”».
Что дальше?
«Лесоустроительные организации много лет использовали данные дистанционного зондирования, в основном - аэросъемку, для решения своих функциональных задач. Мы работали много лет, чтобы космическая съемка перестала восприниматься как дорогая экзотическая игрушка, — рассказывает вице-президент ИТЦ «СКАНЭКС» Ольга Гершензон. — Неправительственные экологические организации сумели добиться моратория на вывоз из России черной древесины».
Все это привело к тому, что в 2005 году начался проект мониторинга правил лесопользования, в основу которого были положены актуальные космические снимки. Аналогов этому проекту в мире пока нет.
Будет ли в 2011 году проведен качественный спутниковый мониторинг лесонарушений в России, а главное — смогут ли воспользоваться космическими данными, закупленными за бюджетные средства, работники лесной отрасли на местах, — покажет время.
Компания «Совзонд» — исполнитель проекта по поставке космосъемки через веб-портал в интересах Рослесинфорга — приступает к выполнению взятых на себя обязательств.
В свою очередь ИТЦ «СКАНЭКС» намерен в ближайшее время подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу.
«Обычно мы бываем полезны там, где денег мало, а действия лиц, принимающих решение о необходимости реализации проекта, нацелены на результат, — продолжает Ольга Гершензон. — Мы подали документы на конкурс Рослесинфорга с ценой, позволяющей сэкономить 37 млн бюджетных денег, и проиграли. Это при том, что простое сравнение рыночных цен на данные с разрешением 6.5 м и 2.5 метра дает экономию в четверть суммы контракта. Был бы понятен переход к менее детальным данным и к соответствующему ухудшению качества работ, если бы это объяснялось сокращением финансирования этой части работ. Денег выделено больше, а качество поставляемой информации не улучшилось».
Какими аргументами или соображениями можно руководствоваться, принимая решение об исполнителе осуществления спутникового мониторинга лесов?
«Я приношу свои извинения всем тем людям, для которых такое развитие событий чревато усложнением условий выполнения их производственных задач, всем тем, с кем мы работали шесть лет, создавая единую технологическую цепочку и приближаясь к идеалу. Мой оптимизм и уверенность в том, что хорошее не может быть цинично отвергнуто, не позволили мне вовремя оценить степень опасности такого развития событий. Я приношу извинения и всем сотрудниками нашей компании, так как знаю, что они делали все от них зависящее, чтобы этот проект выполнялся, и очень гордились тем, что вместе мы делали невозможное возможным», — резюмирует Ольга Гершензон.
История мониторинга
Система космического мониторинга лесов России в интересах Федерального агентства лесного хозяйства создана и введена в эксплуатацию в 2005-2008 гг. Космическая система практически заменила существовавшую ранее систему аэрофотосъемки, обеспечив региональные центры (лесоустроительные предприятия) панхроматическими и мультизональными («цветными») снимками разного разрешения для мониторинга порядка лесопользования и государственной инвентаризации лесов.
С 2005 года специалисты инженерно-технологического центра «СКАНЭКС» совместно с партнерами разрабатывали концепцию и программу работ, решали технические и организационные проблемы, возникавшие при «стыковке» космического сегмента с различными ГИС-технологиями региональных центров мониторинга. Еще к 2008 году была окончательно создана технологическая цепочка потока данных «от спутника до дешифровщика», охватывающая спутники, наземные станции, центр управления приемом данных, программно-аппаратные комплексы по их первичной обработке, специализированные программные пакеты по каталогизации и поэтапной обработке снимков. Во всех филиалах Рослесинфорга был подготовлен штат сотрудников, перешедших в своей работе на новую технологию [2].
С 2008 года руководством Рослесинфорга перед системой дистанционного мониторинга поставлена новая цель: обеспечить практически непрерывную поставку снимков региональным центрам мониторинга для постоянного выявления изменений в лесах. Чтобы ускорить процесс обработки и передачи данных на дешифрирование, с 2008 года Рослесинфорг и ИТЦ «СКАНЭКС» перешли к частично децентрализованной схеме. Из московского офиса Центра «СКАНЭКС» данные низкого уровня обработки отправлялись в локальные центры мониторинга в соответствии с зоной ответственности. Централизованно проводился учет отснятой территории, распаковка сцен и отбраковка явно облачных снимков. Все дальнейшие операции (географическая привязка, перевод в GeoTIF или локальные ГИС-форматы, ортокоррекция, дешифрирование) осуществлялись в филиалах Рослесинфорга. Переход к частично децентрализованной схеме позволил почти в два раза сократить время прохождения данных «от спутника до дешифровщика».
Результатом съемочного сезона 2008 года стало резкое увеличение объемов поставки снимков филиалам Рослесинфорга. Это связано с расширением зоны мониторинга лесов, увеличением числа спутников, большей частотой съемки, а также с тем, что предприятия получали не только безоблачные сцены, но и снимки, частично покрытые облаками. Общее число поставленных снимков (со всех космических аппаратов) составило 23,4 тысячи.
Уже в 2010 году дистанционная съемка лесов из космоса помогала филиалам Рослесинфорга решать задачи: а) по выявлению негативных процессов в лесах; б) по оценке эффективности проводимых в лесах мероприятий и в) по определению количественных и качественных характеристик лесов на уровне субъектов РФ [1].
Плановое задание по космосъемке лесных территорий составляло в 2010 г. 127.1 млн. га лесного фонда. Примерно 85% указанной площади было отснято в очень сжатые сроки с июля по сентябрь 2010 г. единственным французским спутником SPOT 5 (разрешение 2.5 м). Не отснятые аппаратом SPOT 5 территории закрывались съемкой сверхвысокого разрешения со спутников Formosat 2 и ALOS [3].
Для передачи информации региональным подразделениям Рослесинфорга был разработан специализированный веб-геосервис «Государственная инвентаризация лесов 2010». Возможности геосервиса позволяли специалистам Рослесинфорга на местах самостоятельно отбирать и заказывать необходимую съемку с одновременным просмотром карты местности, границ территории мониторинга и положения кадров на местности.
Еще одним достижением 2010 года стала ускоренная доставка снимков в филиалы Рослесинфорга. Впервые за шесть лет работы проекта по государственной инвентаризации лесов и мониторингу нелегальных рубок специалисты региональных подразделений получали съемку на свой компьютер всего за 48 часов. Подобного ускорения специалистам ИТЦ «СКАНЭКС» удалось добиться за счет прямого приема спутниковых данных на станции «УниСкан», передачи информации по электронным каналам связи и автоматизации процессов заказа и обработки данных.
Литература
1. Архипов В.И. Государственная инвентаризация лесов: контроль из космоса // Промышленник России. 2010. № 10 (121). С. 66–69.
2. Маслов А.А. Дистанционный мониторинг лесов России: Концепция и практическая организация // Земля из космоса – наиболее эффективные решения. 2009. № 1. C. 5–9.
3. Маслов А.А. Оперативный сервис государственной инвентаризации лесов: от спутника до дешифровщика за 48 часов // Земля из космоса – наиболее эффективные решения. 2010. №7. С. 54-55.