Адрес: https://polit.ru/article/2011/07/15/taksisty/


15 июля 2011, 18:47

«Шашечки» вместо «ехать»

Власти Москвы начали выдавать таксистам разрешения на перевозку. Оно будет бесплатным и бесполезным, поскольку не решает проблемы дороговизны легальных перевозчиков. «Бомбилы» просто не пойдут на легализацию. Пути решения проблемы есть, только власти их не замечают. Поэтому город возят нелегалы.

Власти Москвы с 15 июля начали выдавать разрешения на работу такси в тестовом режиме. Процесс выдачи разрешений будет осуществляться специально созданным для этой цели Управлением по надзору и контролю за деятельностью легальных таксомоторных перевозок Департамента транспорта Москвы. Процесс продлится минимум до 1 сентября — с этого времени все таксисты и таксомоторные компании будут обязаны иметь разрешение на перевозку пассажиров и провоз багажа. Далее его точно продлят для уже работающих в сфере перевозок таксистов и для новичков.

Власти обещают, что проблем у перевозчиков не возникнет. Выдачу разрешений на работу такси в Москве нужно сделать  «максимально необременительной» и бесплатной, заявил в ходе пятничного совещания мэр Москвы Сергей Собянин.

Больших очередей в столичном департаменте по транспорту не ожидают. 14 июля заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Николай Лямов заявил, что столичные власти не ожидают большого числа желающих получить разрешения на работу такси в первые дни выдачи таких разрешений. По его словам, «люди будут присматриваться к тем, кто уже получил разрешения, и к тому, что будет происходить после 1 сентября». Тем более разрешение можно получить чуть ли не через интернет.

 



В Москве еще при Лужкове принимался специальный закон «О такси», но он так и не заработал. Там рисовалось светлое будущее, где все такси будут оборудованы счетчиками, стоять на отдельных красивых стоянках (бесплатных для перевозчиков), а таксисты будут знать, как проехать, и хорошо говорить по-русски. По закону предполагалось наличие реестра такси и запрет на оказание услуг по перевозке всем, в реестр не входящим. Нынешние благие устремления московских властей вполне может постигнуть судьба закона 2008 года.

Основная проблема московского рынка таксомоторных перевозок просто не в том, насколько хорошо работают легальные перевозчики, а в том, насколько дешево работают перевозчики нелегальные. По оценке московских властей, на 10 тысяч легальных машин на сегодня приходится порядка 40 тысяч нелегальных. Скорее всего, эта цифра оценочна: подсчитать число «бомбил» подвозящих за плату горожан после работы измерить сложно. А именно на такие «такси» приходится значительная доля перевозок в городе.

 

Причина проста: частники гораздо доступнее как физически, так и материально.

Разница в цене может составлять до двух раз при поездке на небольшие расстояния, время ожидания легального такси колеблется от получаса до двух и даже более часов. Преимущество официальных такси только в относительной безопасности проезда. Хотя и там таксисты периодически засыпают за рулем, некорректно себя ведут и плохо знают маршрут.

Легальные перевозчики объясняют дороговизну услуг тем, что в отличие от частников-нелегалов они несут значительные издержки по налогам и прочим платежам. Тем же самым обычно объясняется относительная немногочисленность легальных перевозчиков: нелегалы душат легальный бизнес.

Дефицит предложения легальных такси и их дороговизна являются корневой проблемой для решения проблемы нелегальных такси.

Меж тем рецепты решения вполне имеются. Например, в городе Киеве легальный таксист — почти всегда частник, платящий за шашешчку определенный сбор и подключенный к определенной диспетчерской службе, коих в городе множество. Спрос почти удовлетворен: обычно такси подается за 10-20 минут (иногда даже быстрее), если его нет в вашем районе — вам сообщат в кратчайшее время. Стоит удовольствие обычно — менее 200 рублей. Если голосуешь в более-менее оживленном районе шансы поймать такси существенно выше, чем поехать на машине без шашечки.

Весьма вероятно, что путь превращения частников в таксистов по-киевски — далеко не единственный метод решения проблемы. Но разрешение на перевозку, пусть и бесплатное, мало что даст: кто не платит налоги сейчас, не будет платить их и впредь. Ничто в конце концов не мешает сказать, будто ты подвозил друга, если твой пассажир не сотрудник контрольного органа.

 

А создание отдельной службы контроля за соблюдением закона представляется мерой излишне бюрократической, избыточной и даже корупциогенной.

Радикальное снижение и даже отмена налогов на таксомоторные перевозки, дебюрократизация, а также создание инфраструктуры за городской счет (тех самых стоянок такси, например)— иной вариант решения проблемы легализации сектора перевозок. Разумеется, здесь встает проблема качества. Да и город самостоятельно вряд ли захочет отказываться от доходной статьи бюджета. Ведь какой основной грех таксистов-нелегалов с точки зрения городских властей? Тот, что с отрасли с оборотом в 1 миллиард рублей — рынка нелегальных перевозок — город не получает ни копейки налогов. Вот чиновники и выбирают «шашечки». Горожане по преимуществу выбирают «ехать». Вечный выбор между одним и вторым пока остается неразрешимой дилеммой для властей.