Челябинские чиновники решили улучшить имидж региона путем «очистки» поисковиков от негатива. Экологии не поможет, зато рядовой пользователь не узнает о проблемах. И сделали это через систему госзакупок, призванную покончить с коррупцией. Кажется, бюраппарат абсолютно лишен представлений о морали.
Региональные чиновники любят смелые эксперименты на грани законодательства и здравого смысла. В этот раз отличились челябинцы. Известный блогер Алексей Навальный описал в своем блоге примечательную госзакупку. Заказчиком выступило главное управление материальных ресурсов Челябинской области. Сумма заказа 360 тысяч рублей. Но главное — тема.
Исполнителю предлагается сделать так, чтобы в «Яндексе» и «Гугле» - наиболее популярных интернет-поисковиках — на ряд ключевых слов выдавались первыми ссылками позитивные или хотя бы нейтральные материалы. Ключевые слова - «Карабаш», «Муслюмово», «экология в Челябинске» и так далее. Иными словами: настроить поисковики таким образом, дабы не самый въедливый пользователь интернета не мог узнать неприятных для региональных властей подробностей. Единственное исключение сделано для статей «Викпедии».
Экологическая проблематика действительно важна для Челябинска. Более того: нельзя сказать, что решению экологических проблем не уделялось внимания. На Карабашском комбинате внедрены современные очистные технологии и тамошний завод «Карабашмедь» не «радует» уже местных жителей регулярными и крайне опасными выбросами. Село Муслюмово, пострадавшее от аварии на атомном объекте ПО «Маяк» в середине 50-х, и вовсе целиком пересилили силами местных властей и «Росатома».

Речь о другом: шлейф экологических скандалов, последствия которых до сих пор не устранены окончательно, тянется и сильно тяготит региональные власти,
Фокус, разумеется, не в том, что зачистка информационного поля такими методами — суть манипуляция общественным сознанием и власти так делать нельзя, это очевидно, но живем мы в крайне неидеальном мире. Фокус в том, что власти, да и какому-нибудь частному рейдеру не стоит так откровенно идти на такую манипуляцию, заявляя, что таковая ему желанна. Такое не стоит делать даже ради улучшения инвестиционного климата или получения неких политических преференций в Москве.
Некогда президент Медведев пригрозил разобраться с практикой, когда в заявке на госзакупку латинские буквы меняются на русские и наоборот. Или же буква «о» заменяется цифрой «0». После такой замены найти условия конкурса на сайте госзакупок может только человек и так осведомленный о проведении конкурса. То есть — кто-то свой. Буквально через несколько дней после этого в соседнем с Челябинском Екатеринбурге латинскую букву «М» в слове Mercedes заменили кириллической, что и обнаружили интернет-пользователи. Авто представительского класса покупали самому губернатору. Если бы чиновники следили за федеральной политической повесткой, они бы остереглись. Они, по всей видимости, не следили. После громкого скандала «Мерседес» покупать не стали.
Или же в Ивановской области в центре России происходит ситуация, почти идентичная нынешней челябинской. За интервью с губернатором области Михаилом Менем бюджет готов был расстаться с суммой в 350 тысяч рублей. Причем, был перечислен такой рубрикатор издания, что под место публикации подходила лишь газета «Известия». То есть официально, за счет бюджета планировалось простое «размещалово» материала в СМИ.
Сложно сказать чего здесь больше — наивности региональных чиновников, веры в собственную неуязвимость или представления, что никто не найдет и не осудит. Меж тем гласная система госзакупок позволяет отслеживать хоть какие-то из этих «рациональных» трат (да и прочие, вроде золоченой кровати для МВД). Траты, кстати, рациональны и без кавычек. Есть у Челябинска проблемы — слишком часто его экологические болевые точки склоняют на разные лады. И хочет администрация как-то замолчать эти проблемы. Вполне рационально. Бессовестно, но рационально.
Имморальный характер отношения российского бюраппарата к реальности рождает массу проблем: за дело чиновники переживают куда меньше, чем за собственное кресло, аппарат сплошь превращается во временщиков, отключается представление о пределах допустимого. На выходе то самое, что президент Медведев называет коррупцией и правовым нигилизмом. Путем введения «электронного правительства», продвинутой системы госзакупок или поголовной интернетизации ведомств.
Как то: практика размещалова или «очистка» сети от негатива. Не помогает даже жесткая система контроля и ужесточение наказания за такие деяния. Поскольку контролеры сами часто вступают во внезаконные отношения.
Кажется, здесь необходим как раз гуманитарный, а не технический или формально юридический подход. Чиновники должны из винтиков машины попытаться превратиться в людей, причем с некими моральными принципами. Получатся, конечно, не совсем те безжалостные «эффективные менеджеры», милые сердцу премьера Владимира Путина, но такой проект стоило бы попробовать реализовать. Правда, есть одно но: процесс выведения из «чиновника прямоходящего и бюджеты осваивающего» «чиновника разумного и сердечного» искусственным путем — чистой воды евгеника. Наука не самая славная по причине нацистских восторгов, но, как говорит «Википедия», восстанавливающая свою репутацию. А на репутацию «Википедии» даже суровые челябинские чиновники покушаться не смеют.