29 марта 2024, пятница, 09:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 июля 2011, 09:11

Фотография: между шумом и искусством

В рамках проекта «Вопросы «Полит.ру» мы публикуем ответы на вопросы читателей и сотрудников «Полит.ру» фотографа Александра Сорина.

Считаете ли вы, что люди перестанут распечатывать фотографии, кроме как для выставок?

В прежнем объеме (как было до Интернета, соц. сетей и файлообменников), конечно, не будут. Останется печать для выставок, украшения интерьера и подарков в виде "альбома" - все случаи, когда важна "бумажная материальность". Для хранения архива "материальность" - недостаток.

Ожидаете ли вы радикальных изменений в технологии фотографирования? Как они влияют на фотографию?

Безусловно, технологию ожидают изменения, вплоть до слияния объектива и глаза. На фотографию это повлияет сильно. В качестве примера можно привести влияние "мобилографии" на традиционную фотографию, принципы и критерии ее качества. Фотография - язык, он меняется, в том числе под влиянием технологий.

Какой эффект для фотографии как искусства имеет крайнее приближение возможности фотографировать к обычному человеку? Как вы считаете, можно ли стать великим фотографом, не пройдя никакой школы?

Широкое распространение фотографии - это и плохо, и хорошо. С одной стороны, нас захлестывает волна изобразительного "шума", миллиардов никому не нужных изображений.

Массовая фотография становится средством общения, а не искусством.

С другой стороны, поднимается планка критерия качественной фотографии. Теперь, когда технические навыки перестали быть препятствием для "непосвященных", на первое место в профессиональной среде выходит художественные и документальные достоинства изображения.

"Великим" можно стать самым разным способом, даже не имея никакого представления о фотографии. Сделать удачный или замечательный кадр возможно чисто статистически, закройте глаза и часто нажимайте на кнопку затвора, рано или поздно срастется. Проблема возникнет в выуживании изображения из террабайтов визуального шума.

Школы бывают разные. Иногда самообразование, особенно в век Интернета, вполне эффективный способ. Я – безусловно, за образование, причем, за широкое гуманитарное. Фотография, как и любое искусство, вещь контекстная. Понимание мирового и исторического контекста очень полезно любому автору, чем бы он ни занимался.

Считаете ли вы, что граница между фото и видео постепенно размоется?

Нет. Сила фотографии в "замораживании" мгновенья, документальный фильм всегда останется другим способом выражения.

Специальный вопрос от редакции "Полит.ру": С кем, на ваш взгляд, из отечественных и зарубежных фотографов стоило бы сделать «Вопросы "Полит.ру"»?

Из отечественных: Козырев, Максимишин, Климов, Лапин, Рыбчинский... Из зарубежных - имя им легион.

Есть ли смысл снимать фильмы о фотографах и фотографиях? Может ли зритель фильма, в котором демонстрируются фотографии, считать, что он увидел фотографию?

Есть смысл, я знаю удачные примеры, и сам включен в это процесс. Почему не возникает вопрос, можно ли делать фильмы про художников, картины и галереи? (Почему не возникает? Возникает – просто этот вопрос мы будем адресовать художникам и специалистам по их творчеству– «Полит.ру»)

Повлияет ли, по вашему мнению, на индустрию фотоискусства возможность распознавания образа машиной и организации поиска по образу?

На индустрию или на фотоискусство? На индустрию - вполне вероятно, на фотоискусство - не понимаю, каким образом.

Как вы относитесь к возможностям синтеза искусств, где одной из составляющих является фотография (например, фото и звук, фото и вкус и т.п.)

Хорошо – люблю, плохо - нет. Развитие такого синтеза - уже реальность, удачи в этом жанре – большая редкость, Чаще всего - это конфетная обертка для неподобающего содержимого. 

Кино, во многом, рождалось как оживление фотографий. Нет ли ощущения, что фото - это омертвение видео?

Нет, поскольку движение было в направлении от фотографии к кино, а не наоборот.

Насколько сказывается на формировании фотографических школ фактор естественной освещенности в тех странах, где они развиваются (например, на экваторе или в Приполярье). Каким было бы искусство фотографии, если бы была жизнь на Марсе?

Это интересный вопрос, но в нем не учтены небольшие размеры наше планеты. Школы не существуют в изоляции друг от друга и от мирового мейнстрима, поэтому "широтные" особенности сглаживаются. В изолированных сообществах, вроде СССР, куда большее влияние имеют политические ограничения, чем климатические.

Александр, какими качествами должен обладать и что уметь профессиональный фотожурналист?

Вопрос для курса этак на полгода минимум. Фотожурналист должен быть фотографом и журналистом. Условия удачной работы: я могу, я умею, мне интересно. Соответственно - в двух областях сразу.

Считаете ли вы, что пленка умрет? Если нет, то какая ниша за ней останется?

Пленка не умрет, как и другие аналоговые носители информации. Будет существовать для решения конкретных творческих задач, для фотографии, нацеленной на галерею и музей, ну и, аккуратно выражусь, для самоутверждения.

На главной странице вашего сайта (asorin.ru) расположена всего одна фотография, которая выступает в роли «приглашения». Насколько мне удалось узнать, эта фотография сделана на Чукотке в 2003 году. Почему вы выбрали именно этот кадр для презентации личного сайта?

Коротко: она устраивает меня композиционно и символически. Никакой литературной истории за ней не стоит.

Влияет ли на качество снимков (раскрытие образа, ракурс, вид объекта) уровень образования фотографа (не связанного с фотографией), его начитанность, уровень его общей культуры?

Безусловно, влияет. Только это влияние должно быть понятно не только автору, но и зрителю.

Профессиональные фотографы - это интеллектуалы? Какие они люди?

Фотографов много: существует артфотография, журналистика...

В массе художники и журналисты никогда интеллектуалами не были, они другими органами работают.

При этом, художественная и фотографическая среда порождают "титанов" духа, законодателей мод и языка.

На какую камеру вы снимаете и есть ли в вашем арсенале плёночная камера, какая?

Я снимаю на цифровой Nikon, в дикие места беру с собой пленочный Nikon для подстраховки. Периодически одалживаю у приятеля Лейку М6, потому что дальномерная камера предполагает другой способ и навык съемки.

Хватает ли выдержки и мужества делать фотографии во время стихийных бедствий или кровавой резни? Как вы себя чувствуете при съемке таких событий?

Плохо себя чувствую. Я не отношу себя к "военным фотографам", несмотря на то, что снимал и в Абхазии, и в Чечне, и в Косово. На фоне того, как там работали другие фотографы, мне даже неловко признаваться.

Много ли времени у вас уходит на подготовку к съемкам?

Это очень зависит от съемки и обстоятельств. Предпочитаю готовиться тщательно, особенно в случае командировки, чтобы не тратить время на месте на организацию.

Страшно ли работать в "горячих точках"? Как вы на это решились?

Бывает очень страшно. Решаешься, когда тебе предлагают командировку, а ты профессионал. Потом нарабатываются навыки работы там, и даже становится обидно, когда они не востребованы. Но про "горячие точки" - лучше не ко мне, а к специалисту.

Александр Сорин - фотограф и журналист, занимался в мастерской А. Лапина. С 1993 года работал фоторедактором, а затем фотокорреспондентом в журнале "Новое время".

С 1996 по 2001 - корреспондент журнала "Итоги". Занимался, главным образом, проблемами российской провинции. Объездил страну от Курильских островов до Калининграда. Работал в "горячих точках" - Чечне, Косово. После "Итогов" работал фотокорреспондентом в "Еженедельном журнале". С 2004 года работает над собственными проектами, проводит мастер-классы, читает лекции.

Сотрудничает с журналами National Geographiс, «Вокруг Света», GEO. Познакомиться с его фотографиями можно на сайте http://asorin.ru/.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.