Адрес: https://polit.ru/article/2011/07/26/sr/


26 июля 2011, 18:16

Всем выйти из партии!

Желание эсера Бабакова избраться по списку «Единой России» - свидетельство кризиса партии. Партийцы чувствуют ненадежность позиций и начинают искать более надежные варианты. Правда, хоронить эсеров пока рано. Зато впору хоронить партийную систему у России — она не состоялась.

Вице-спикер Госдумы, эсер Александр Бабаков по всей видимости все-таки покинул партию. По крайней мере Александр Михайлович Бабаков обнаружился в воронежском списке кандидатов на праймериз в Общероссийский народный фронт.

Ситуация с Бабаковым находилась в подвисшем состоянии с прошлой недели. Сначала публикуется туманное письмо, в котором от имении Бабакова объявляется о выходе из партии. Затем эсеры начинают сообщение опровергать, но с неопределенностью в интонациях и даже периодически некоторым облегчением «наконец-то избавились». Заявления о выходе из партии все еще не написано. А сам Бабаков все молчит и с однопартийцами общаться не хочет — последняя встреча с одним из лидеров эсеров Николаем Левичем не состоялась. Журналистам Бабаков тоже ничего не комментирует.

 

Однако судя по опубликованному списку кандидатов на праймериз «народного фронта», который не без оснований прямо ассоциируется у системной оппозиции с «Единой Россией», дни Александра Бабакова в партии все-таки сочтены. Правда, глава регионального избирательного штаба Народного фронта Роман Жогов заявил «Интерфаксу», что заявления от Бабакова на участие в предварительных выборах не поступало. В общем, пока еще ситуация продолжает оставаться не до конца проясненной.

Интересен здесь не сам Бабаков, а общая картина которую отразит его вполне вероятный уход из партии. Она заключается в следующем — из «Справедливой России» начался исход уже не только рядовых партийцев, но и руководителей партии. Судьба эсеров осложняется еще и тем, что Бабаков некоторое время назад вливал в партию собственные средства. Теперь этот источник финансирования кампании для эсеров будет недоступен.

Исход политиков из политической структуры — начало ее смерти. Что логично в современных обстоятельствах. Попав в ситуацию конфликта одновременно с Валентиной Матвиенко и Кремлем лидер эсеров Сергей Миронов лишился поста председателя Совета Федерации. Затем на политическом поле возник миллиардер Михаил Прохоров, возглавивший «Правое дело». Поскольку единороссы пока не отказываются от намерения получить даже конституционное большинство в Государственной думе (66 процентов мандатов), получается что места в Думе остается немного.

 

И в такой ситуации партийцы с неизбежностью начинают считать варианты, дабы остаться в Госдуме следующего созыва.

Социологи пока вполне пристойно оценивают шансы эсеров — те, согласно последнему опросу «Левада-центра», чуть-чуть не дотягивают до 7-процентного барьера. Однако накануне выборов все может измениться — конкуренты начнут усиливаться как за счет активизации агитации, так и за счет кадрового состава из тех же бывших эсеров.

Бывший эсер Евгений Ройзман уже достиг договоренностей о включении в список «Правого дела». В некоторых регионах бегство эсеров в ЕР и «Правое дело» приобрело уже характер массового.

С течением времени процесс может усилиться, что не лучшим образом скажется на электоральной динамике справеливороссов.

Иное дело, что ставить на эсерах крест еще рано. «Правое дело» пока обладает рейтингом на уровне 2 процента, что крайне мало для попадания в Думу. По состоянию на сегодня попадание эсеров в Госдуму не лишило бы единороссов простого большинства (по данным «Левада-центра» у них было бы 59 процентов. В случае прохождения одновременно с эсерами еще и «Правого дела» под угрозой оказалось бы уже простое большинство единороссов, на что ни в Кремле, ни в Белом доме пока идти неготовы. Однако Миронов все еще является политиком федерального масштаба, партия еще функционирует.

Впрочем, вопрос о функционировании партии СР или иных квазипартийных структур — дискуссионный. Как показывает пример того же Бабакова, российские партии — персналистские структуры. Начались проблемы у Миронова и сразу партийцы стали сомневаться в перспективах партии и пытаться договориться с более сильными, с их точки зрения, структурами.

Российские партии не «отягощены» внутрипартийной демократией («праймериз» ОНФ, по всей видимости, является фикцией), не имеют четкой идеологии, являются всего лишь ситуативным объединением части элиты вокруг более-менее харизматичного вожака.

В этой схеме Александр Бабаков мог вступить в какую угодно партию или объединение в поисках мандата. Чему свидетельством и долгое его молчание — если «прокатят» одни, можно всегда договориться с другими.