25 октября 2020, воскресенье, 00:16
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 августа 2011, 08:45

Инвалиды речного флота

Пару лет назад ко мне в Казань приехал друг из Москвы. Лето, жара  -  и я на несколько дней увез его на дачу. Дача рядом с Волгой – всего в двух километрах, – и мы все время проводили на ее берегу с удочками. Но мой друг мечтал увидеть великую реку во всей ее красе, прокатиться на кораблике. Я вздохнул и повез его в речной порт. Казань расположена на воде – Волга, Казанка, внутри города огромное озеро Кабан, мелкие речушки, пруды и заводи. Но город стоит ко всей этой благодати как бы спиной – нет ни набережных, ни зон отдыха. И только речной порт остается единственным выходом к воде. Однако на моего приятеля он произвел удручающее впечатление. Какие-то покосившиеся заборы, обшарпанные здания, грязь на тротуарах. И никакой романтики – в порту стояло несколько таких же неприглядных кораблей, которые перевозили людей на другой берег. Двухчасовая прогулка на теплоходе тоже не доставила ожидаемого удовольствия – берега красивые, Волга чудесная, но судно выглядело допотопным и неухоженным, а рев двигателей совершенно не способствовал беседе или мечтательному настроению. Одним словом, мой друг сошел на берег окончательно разочарованным.

Эта поездка на прогулочном теплоходе с моим другом была последней по времени. С тех пор прошло несколько лет, а у меня так и не появилось желания совершить путешествие по воде. А ведь еще два десятка лет назад все обстояло иначе. Водный транспорт был одним из самых доступных, быстрых и дешевых. «Метеоры», «Ракеты» и «Восходы» - эти скоростные суда на подводных крыльях – ходили регулярно, почти как рейсовые автобусы, из Казани в Самару, Тольятти, Ульяновск, Чебоксары, Набережные Челны. Поездка на них была дешевле и приятнее, чем автобусом или поездом. Но главное – быстрее! А потом можно арендовать квартиру в Самаре

Движение по воде было столь интенсивным, что увидеть водного инспектора, как дорожного полицейского на оживленном перекрестке, редкостью совсем не считалось.

Но самое красивое зрелище представлялось вечером, когда от порта отходили многопалубные корабли – огни, музыка, веселый смех отдыхающих. И вся Волга в этих огнях всю ночь. Студентом я и сам любил путешествовать на таких кораблях. Билет в каюту 3-го класса стоил очень дешево, а по комфорту превосходил купе поезда. Да и большую часть времени мы проводили на палубе, любуясь неспешно менявшимся пейзажем.

Не только Казань, но и весь Татарстан богат водой – Волга, Кама, Вятка, Белая. Это всё судоходные реки. Более того, в регионе есть такие селения, куда только по воде и можно добраться. Собственно только туда сейчас и ходят очень старые пассажирские катера типа ОМ и МО, еще 50-х годов постройки. Других нет. С 91-года на реках России не появилось практически ни одного нового судна (частичным исключением стали сибирские реки). Да и те, что есть, в большинстве своем построены до 1967 года. Примерно в те же годы, что и затонувший 10 июля двухпалубный теплоход «Булгария».

Гибель теплохода и такого количество людей, особенно детей, вызвала шок. И это не дежурная фраза, не преувеличение. Казань город большой – более миллиона жителей. Но сами казанцы часто называют его большой деревней – до такой степени здесь люди плотно общаются между собой. Поэтому трагедия с теплоходом «Булгария» задела всех. С кем бы ни приходилось общаться в те дни, обязательно находился кто-то, у кого на «Булгарии» были родственники, друзья, знакомые, знакомые знакомых. Коллега рассказала – пришла домой, а квартира соседей открыта настежь. Погибла вся семья… Поэтому люди несли цветы и игрушки к списку с именами жертв, которую повесили на серой стене речного вокзала. И продолжают нести до сих пор. Это место превратилось в стихийный мемориал, а саму стену уже назвали «Стеной плача».

Причины гибели теплохода называют различные, но, скорее всего, это, как и бывает в случае больших катастроф, совокупность нескольких роковых факторов. Судно никто не ремонтировал, в свой последний рейс оно ушло с сильным креном на один борт, из двух двигателей работал только один. Кроме того, не было кондиционеров и вентиляции, от чего многие держали иллюминаторы открытыми, что также способствовало быстрому затоплению. И износ судна, и отсутствие герметичных перегородок в данном проекте, и перегруз, и элементарная беспечность и безалаберность, как выясняется, не очень подготовленного экипажа. Но, как мне и многим представляется,

главное – развал всей системы речного пароходства страны.

И в этом случае не спасут все 30 надзорных органов, которые следят за порядком на воде. Как не спасли они «Булгарию».

Этот теплоход многие десятилетия ходил под названием «Украина», но когда его перестали принимать в других портах из-за долгов и неудовлетворительного состояния, владельцы судна дали ему другое название. А все разрешительные органы выдали нужные бумажки. А если не выдали, то хозяева обошлись и без них – продолжали плавать и, самое страшное, возить людей. Евгений Менякин некоторое время был капитаном «Булгарии» и ушел с этого судна как раз потому, что устал бороться с его владельцами, которые экономили на всем – ремонте, запасных частях, зарплате экипажу. По словам Менякина, такое положение существует на всем речном флоте: «На этом теплоходе были большие проблемы по двигателям и по энергоустановкам. О чем я не раз докладывал руководству. Но безрезультатно. Это не только эта фирма («Камское речное пароходство» и фирма-арендатор «АргоРечТур»). Я работал заместителем по безопасности и капитаном-наставником и могу сказать, что очень многие фирмы малыми затратами хотят сделать колоссальные прибыли». При этом добавляет, что хозяин теплохода «Булгария» Михаил Антонов, весь флот раздал арендаторам, свои корабли не ремонтирует. Говорит: хотите ремонтировать – пожалуйста, но аренда пойдет с этого времени. То есть теплоход будет стоять, а надо платить за аренду и еще вкладывать в ремонт. Поэтому это невыгодно было. А капитанов заставляют молчать и работать. С Евгением Менякиным солидарен еще один капитан-наставник Адель Заппаров, который на похоронах капитана «Булгарии» обвинил владельцев судов в алчности: «Там ведь как? Не хочешь работать – иди, найдем другого. Безработных много». По словам капитанов, все их попытки настоять на ремонте судна, просьбы выделить деньги даже на необходимые запчасти арендаторами воспринимаются как нежелание приносить прибыль фирме. От таких строптивых капитанов избавляются в первую очередь.

Еще одна причина плачевного состояния российского пассажирского флота – это правила игры, которые задает само государство. Высокие таможенные пошлины на новые корабли лишают владельцев возможности приобретать новую технику. Навигация в суровом климате России длится с конца апреля по октябрь. А круизный сезон ещё короче – всего три летних месяца. В таких условиях новый теплоход, по подсчетам специалистов, начнет приносить прибыль только через 30 лет – как раз, когда и его уже пора будет менять.

Сейчас в поволжских городах много говорят о возрождении туризма. В городах, и в Казани особенно, строят новые гостиницы, создается некая инфраструктура. Путешествие по Волге всегда было привлекательным, и солидные турфирмы заботятся о кораблях. Но стоят подобного рода туры очень дорого, а желающие отдохнуть на воде есть и среди людей небогатых. Вот на них и рассчитывают свою деятельность мелкие фирмочки вроде «АргоРечТур», которые относительно низкими ценами завлекали туристов и при этом не брезговали перегрузкой кораблей. При этом серьезные представители туриндустрии давно уже говорили о необходимости модернизации речного флота страны. Руководитель одной из турфирм Вячеслав Самойлин настаивает: «Надо говорить об улучшении ситуации на Волге. Об обновлении флота, о подготовке кадров, о возобновлении работы материально технической базы – имеются в виду судоремонтные заводы. Тогда не будет таких ситуаций».

Сразу после трагедии с теплоходом «Булгария» начался массовый отказ от водных путешествий. Турфирмы зафиксировали четырехкратное сокращение спроса. Правда уже через две недели страх начал проходить, и продажа путевок пошла заметно активнее. Здесь надо еще понимать, что срок службы речных судов намного выше, чем морских. Менее агрессивная среда пресных вод рек позволяет эксплуатировать корабли десятилетиями без потери качества. Но при условии должного ухода и своевременного ремонта. А именно этого на флоте России сейчас не хватает.

Между тем, пассажирские корабли делают всего в 40 километрах от Казани, в городе Зеленодольске. Суда современные и комфортные, но их закупают в основном страны Юго-Восточной Азии, где наблюдается бурное развитие туризма. И теперь туристы в Таиланде или во Вьетнаме путешествуют на теплоходах, которые сделаны в России. И, похоже, у Зеленодольского завода дела идут достаточно успешно. Во всяком случае, я так и не смог пока встретится с его генеральным директором – он постоянно находился вместе с различными делегациями. Но о своей продукции мне рассказал начальник отдела по работе с общественностью Рафис Фаттыхов: «В наши дни Зеленодольский завод имени А.М.Горького - единственное предприятие в России, где развернуто серийное строительство скоростных пассажирских судов из легких сплавов. В России наши суда ходят на Лене и Енисее. В последние несколько лет пассажирские суда за границу мы не поставляли, но до этого их охотно покупали такие страны как  Польша, Болгария, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Греция, Голландия, Норвегия, Китай, Вьетнам.

Тем временем от причалов Казанского речного порта продолжают отчаливать старенькие пассажирские катера. Бабушки с авоськами и корзинками везут на городской рынок свежие овощи, фрукты и ягоды. Горожане, чьи сады и дачи находятся на другом берегу Волги, тоже вынуждены пользоваться этими судами. Напротив Казани на склонах высокого берега расположено большое село Верхний Услон. Ночью оно красиво светится огнями. По прямой, по воде, до него всего 7 километров или меньше часа на катере. Спрашиваю пожилую женщину с сумкой-тележкой, не страшно ли плавать? Махнула рукой: «Страшно, конечно, но куда деваться, на автобусе я ни за что не поеду! Как плавала, так и буду плавать». Конечно, можно на другой берег добраться и на машине, и на автобусе, проехав по автомобильному мосту, который расположен выше по течению. Но тогда расстояние увеличится примерно до 100 километров. Поэтому как ездили на старых посудинах, так и продолжают на них плавать – так и дешевле, а главное - быстрее. В конце концов, трагедии на Волге случаются не каждый день, рассуждают люди, авось и на этот раз пронесет.  

Обсудите в соцсетях

Главные новости

24.10 17:51 Брюссель ужесточил карантинные меры из-за распространения коронавируса
24.10 17:31 Ученые МГУ утверждают, что обнаружили следы ракетного топлива в пробах воды с Камчатки
24.10 16:52 Роспотребнадзор продлил удаленку для студентов МГТУ им. Баумана, где ранее была выявлена вспышка коронавируса
24.10 16:16 РБК: Навальный — четвертый в списке публичных персон, которым доверяют россияне
24.10 15:24 Москва заняла четвертое место в мире по рейтингу лучших городов для жизни
24.10 14:42 Губернатор Санкт-Петербурга перешел на «удаленку» — возможно, он контактировал с ковидным больным
24.10 14:00 Шварцнеггер перенес операцию на сердце. Это уже седьмая его операция, актеру 73 года
24.10 12:59 В Неаполе сотни человек вышли на акцию протеста против нового карантина, протесты переросли в стычки с полицией
24.10 12:01 Сотрудник ФК «Ахмат» атаковал судью после матча со «Спартаком». ФК принес извинения, но уверяет, что агрессор просто болельщик
24.10 12:00 Новость из прошлого: 24 октября 2000 года — В России начнут бороться с отмыванием денег
24.10 11:34 Оперштаб не будет рекомендовать закрыть границы РФ из-за пандемии
24.10 11:00 Президент Польши заразился коронавирусом
24.10 10:52 Медики выявили 16,5 тыс. новых случаев коронавируса в России за сутки
24.10 10:00 Под Новосибирском иномарка врезалась в рейсовый автобус, среди погибших дети
24.10 09:24 Число зараженных ковидом в мире превысило 42,2 млн человек. Умерли более 1,14 млн
23.10 21:55 Собянин заявил, что Москва подходит к пику заболеваемости COVID-19
23.10 21:25 Расследование Bellingcat и The Insider: Навального могли отравить «Новичком» из «нанокапсулы смерти»
23.10 20:42 Туристический кешбэк не помог Москве и Петербургу, россияне предпочли регионы потеплее
23.10 20:12 Жителя Москвы приговорили к 13 годам за педофилию, хотя обвинявшие его школьницы признались в оговоре
23.10 19:39 В Австрии выпустили «коронавирусную» марку из туалетной бумаги
23.10 18:59 В Антарктиде появились комары и неожиданно стали проблемой для ученых
23.10 18:39 Врио главы Дагестана обязал жителей республики носить маски в транспорте и общественных местах
23.10 18:08 В Москве арестован бывший вице-президент «Евросети» Левин
23.10 17:43 Пригожин подал иск на 5 млн рублей о защите чести и достоинства к оппозиционеру Милову
23.10 17:18 Следователь отказал Ивану Сафронову в разговоре с матерью в день ее рождения. Это могло быть «направлено против безопасности РФ»
23.10 17:15 В Польше полиция разогнала слезоточивым газом противников запрета абортов
23.10 17:00 Толстые лори предпочитают использовать свой яд против сородичей
23.10 16:54 Оперштаб: дети в 1,5 раза чаще заражают домочадцев коронавирусом, чем взрослые
23.10 16:27 Лукашенко отложил митинг в свою поддержку до весны
23.10 15:57 С 1 сентября в Москве оштрафованы 46 тыс. человек за нарушение масочно-перчаточного режима
23.10 15:43 Навальный назвал «ложью» заявления, что Путин участвовал в его отправке за границу
23.10 15:02 Собянин объявил о скидках в московском метро вне часа пик
23.10 14:45 Бизнесмена Быкова вернули под стражу спустя сутки после перевода под домашний арест
23.10 14:31 В Белоруссии нашли автора Telegram-канала с личными данными силовиков. Им оказался 15-летний подросток
23.10 14:00 Роботы помогли в 4 раза ускорить подготовку стволовых клеток, чтобы вырастить сетчатку в пробирке
23.10 13:55 В Москве на блогера Mellstroy завели уголовное дело о побоях девушки во время стрима
23.10 13:49 Центробанк оставил ключевую ставку на уровне 4,25% годовых
23.10 13:34 Глава Минприроды назвал главной причиной экокатастрофы на Камчатке токсичные водоросли
23.10 13:05 Голикова: люди с диабетом заражаются COVID-19 в десять раз чаще других
23.10 12:31 NYT: Папа Римский призывал легализовать однополые союзы еще в 2019 году, но Ватикан вырезал его слова
23.10 12:00 Новость из прошлого: 23 октября 2000 года — Судебную систему России поделят по-новому
23.10 12:00 Создан простой и эффективный метод выявления ядовитого афлатоксина-В1 в продуктах
23.10 11:58 В акватории Находки обнаружили нефтяное пятно площадью 35 тыс. квадратных метров
23.10 11:29 СК назвал приоритетной версию о природной причине загрязнения на Камчатке
23.10 10:52 В России впервые число заразившихся COVID-19 превысило 17 тыс. человек за сутки
23.10 10:37 Замглавы Минцифры Алексей Волин покинул пост. Его место займет Бэлла Черкесова
23.10 10:10 Уникальное строение хитинового панциря позволяет американскому жуку пережить нагрузку в 39 000 раз больше его собственного веса
23.10 09:55 Сибирский СК отказался завести дело из-за отравления Навального
23.10 09:11 В мире коронавирусом заразились около 41,7 млн человек, свыше 1,13 млн умерли
23.10 08:50 Поставки жизненно важных лекарств в Россию приостановили из-за сбоя системы маркировки
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.