24 марта 2019, воскресенье, 19:32
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 августа 2011, 10:28

Коммуникативное образование

Считаю себя человеком двух миров - не один год работаю, преподаю в двух странах - в России и США. Не один год занимаюсь продвижением коммуникативного образования в России.  Не один год меня как специалиста по коммуникации занимает вопрос:  Почему коммуникативное образование (коммуникативная подготовка), общественная значимость и полезность которого, казалось бы, весьма очевидны, не получает должного утверждения и распространения в российских вузах?  И это на фоне того, что в мировой педагогической практике (достаточно познакомиться с материалами Болонского процесса) коммуникативная компетентность - одна из обязательных составляющих в подготовке современного специалиста! Я не ставлю задачу ответить - или попытаться ответить - на поставленный выше вопрос.  В данном случае он выполняет роль риторического - как имплицитное утверждение следующих тезисов:

1.Коммуникативная культура и компетентность - основа современного профессионализма. 

2.Коммуникативные умения, коммуникативная компетентность - необходимый компонент современного общего образования в целом – в том обществе, которое заинтересовано в подготовке своих членов к свободной и успешной жизни.

3.Коммуникативное образование - неотъемлемый компонент подготовки человека-гражданина-специалиста  21-го века.  

Основываясь на своем международном профессиональном опыте, попытаюсь обосновать это. 

В современной западной социально-научной и педагогической литературе можно найти необъятное, или, как говорят сами авторы, “захватывающее дух” количество работ и исследований, посвященных коммуникативной тематике. Исследуется,  какова роль коммуникации и изучения коммуникации в современном мире; почему современному специалисту необходимы коммуникативные умения; в каких именно профессиональных областях коммуникативные умения какого рода должны преобладать; каким должно быть современное общее коммуникативное образование  – чтобы полнее отвечать ”вызовам” 21-го века; как, в связи с этим, лучше строить коммуникативный куррикулум – содержание и структуру учебных программ и курсов по коммуникации; по каким критериям оценивать эффективность этих программ, и т.д.  И этот многосторонний исследовательский интерес  неслучаен.  Еще в 1995г. в одном из докладов Департамента труда США прогнозировалось, что с началом тысячелетия обострится спрос на коммуникативные умения работников во всех видах труда [1].  И действительно, коммуникативные качества специалиста любого профиля оцениваются сегодня на рынке труда как весьма важный ресурс.  Однако дело здесь не только в особенностях современной (сервисной) экономики, определяющей запросы рынка.

В конце 90-х  Национальная коммуникативная ассоциация США, самая крупная профессиональная ассоциация по коммуникации, объединяющая специалистов более чем из 20 стран мира (http://www.natcom.org ), провела целенаправленную работу.  Было отобрано и проаннотировано около 100 источников - научных работ и других публикаций, посвященных вопросу, почему в современном обществе необходимо изучение коммуникации [2].  Методом мета-анализа был выявлен ряд ключевых тем, позволивших прийти к следующему заключению:  изучение коммуникации и коммуникативная подготовка важны в современном обществе, как минимум: 

  • для полноценного развития личности
  • для повышения эффективности образования (включая  организацию и управление образовательным процессом с учетом  его современных форм коллективно-группового сотрудничества)
  • для успешной профессиональной деятельности, карьеры и бизнеса 
  • чтобы стать “ответственным гражданином мира” (responsible citizen of the world), в социальном и культурном плане [2]   

В американских вузах базовые коммуникативные дисциплины входят в состав обязательных общеобразовательных дисциплин: студент,  набирающий кредиты по общеобразовательным дисциплинам, должен обязательно пройти курс либо по основам публичного выступления, либо по межличностной коммуникации. Количество выпускников со  степенью по коммуникации из года в год увеличивается.  В 2000-01 степень бакалавра коммуникации имели более 59 тыс. выпускников, сегодня - свыше 77 тыс.; степень магистра - 5, 6 тыс., сегодня - около 8 тыс. [5]

Профессиональное сообщество коммуникативных исследователей, практиков и управленцев образования активно работает над тем, чтобы и далее расширять и утверждать коммуникативную составляющую в системе общего высшего образования.  Коммуникативное образование нередко так и называют “образованием 21-го века” (см. Коммуникация в куррикулуме общего образования.  Критическая необходимость 21-го века [4] ).  Специалисты убеждают, что коммуникативным дисциплинам должно отводиться в вузах “центральное место” [2, 3].

Подобная постановка вопроса, равно как и обозначенная  выше коммуникативная проблематика, почти отсутствует сегодня в теории и практике российской высшей школы и в отечественной социально-научной литературе.  Позволю себе поэтому более подробно остановиться на обосновании вопроса, почему общее коммуникативное  образование столь необходимо.

 

Коммуникативное образование и политически-гражданская активность человека

Коммуникативные процессы являются  социально-образующими и преобразующими, и в зависимости от того, насколько участники, субъекты этих процессов “коммуникативно оснащены”, зависит эффективность этих процессов.  В социально-политических процессах это проявляется особенно наглядно.  Как известно, в социальных системах недемократических ориентаций практика публичных дебатов и открытых дискуссий настолько ограничена, что сами социальные субъекты, граждане, не имеющие опыта непосредственного участия в демократических преобразованиях, зачастую не осознают преобразующую силу дискурса и мало верят в силу индивидуальных речевых воздействий – заявлений, запросов, выступлений, полемических обсуждений, публичных высказываний. 

Приведу пример из собственной преподавательской практики.  Работая  со студентами из разных стран, я имела не одну возможность наблюдать, как различаются их отношения к коммуникации как «инструменту» социальных воздействий и преобразований.  Если спросить американского студента (что преподаватели обыкновенно и проделывают в американских вузах в начале курса), чего он ожидает от изучения коммуникативного курса, что хочет получить “на выходе”, типичным прозвучит такой ответ:  «Я беру этот курс (например, Основы публичного выступления, Межличностная коммуникация, Организационная коммуникация, Влияние и убеждение, Теория коммуникации), потому что  хочу иметь приличную карьеру и в скором времени хочу стать более квалифицированным менеджером, научиться более умело работать с людьми, эффективно убеждать и принимать решения». То есть, как правило, американские студенты четко понимают и принимают прагматику коммуникативной подготовки и связывают ее либо с задачами своего профессионального роста, либо с потребностями укрепить свои жизненные позиции в целом. 

Совсем иная прагматика, как, впрочем, и подкрепляющая ее жизненная  философия, проявилась у моих сибирских студентов в ходе преподавания им курса Основы человеческой коммуникации. Выяснилось, что у меня и у моих слушателей очень разные, если не сказать противоположные, философско-мировоззренческие взгляды на роль коммуникации в человеческой жизни.  Включая студентов в анализ конкретных жизненных ситуаций, я стремилась сосредоточить их понимание на том, что каждый из участников рассматриваемой ситуации выступает субъектом  коммуникативного процесса и своим выбором  действий неизбежно влияет на исход.  Решая, что сказать и как, т.е. применяя (или не применяя) тот или иной способ действий, каждый из участников “закладывает фундамент” под конечный результат.  В этом смысле каждый участник – хоть и в разной мере – несет ответственность за исход ситуации.  Мои студенты, в ответ, дружно доказывали мне, что это чистейший идеализм, не имеющий ничего общего с их ежедневной реальностью – у них нет свободы выбора. Есть “система”, есть “власть”, против которых все коммуникативные действия и коммуникативные умения бессильны.  А кто и что представляет эту “систему-власть”? -  Все, “кто над нами” - начальники; чиновники-бюрократы всех видов и уровней, которые сидят в тех же ЖЭКах и других конторах, включая администрацию города; и все, до кого простым словом “не достучишься,” “будь ты хоть семи пядей во лбу.” 

Главный аргумент моих сибирских студентов был “Против Системы не пойдешь”. А за ним проступало убеждение, что власть нам представлена как данность, что она материализована в конкретных институтах-структурах и конкретных стоящих “надо мной” людях.  Осознания того, что власть создается и конституируется многими путями, в том числе путем дискурсных (коммуникативных) практик, и что каждый из нас, хоть и в разной мере, способен влиять на эти практики, мои страстные оппоненты в том споре не проявили. 

В условиях сегодняшней социально-политической обстановки в стране понимание власти как социально и дискурсно конструируемой следует признать, на мой взгляд, главнейшей задачей политического и гражданского воспитания; и введение общего коммуникативного образования могло бы быть прямым шагом к решению этой задачи. Коммуникативное образование, как никакое другое, политически действенно: неизбежно ведет к пробуждению гражданской активности и ответственности, помогает осознать значимость своего индивидуального выбора и его последствий в условиях конкретной социальной ситуации.  Коммуникативно грамотный человек обретает уверенность в силу своего влияния на ход общественно-исторических событий - становится политическим субъектом. 

 

Коммуникативное образование - основа современного профессионализма и успешной карьеры

Многочисленные исследования последних десятилетий, проводимые среди выпускников западных университетов и бизнес-школ, руководителей корпораций и менеджеров по работе с персоналом [1,2,3], последовательно подтверждают, что в современном деловом мире специалист, чтобы быть успешным, должен обладать, наряду со специальными профессиональными умениями, еще и общими коммуникативными умениями.  Причем в ряде областей, включая  инженерию, коммуникативные умения (например, составлять сообщение) признаются не менее ценными, чем специально-технические умения [1].  Коммуникативные умения представляются ключевыми на всех этапах карьеры – начиная с подачи заявлений на конкурс и отборочного собеседования при устройстве на работу и кончая всеми последующими этапами профессионально-карьерного роста.  При этом как работодатели, так и исследователи совпадают в оценках того, какие коммуникативные умения считать главными:

  • базовые коммуникативные умения:  ясно говорить и выражать свои мысли, внимательно слушать, составлять документы, задавать и отвечать на вопросы
  • межличностные и межгрупповые умения:  выстраивать конструктивные рабочие отношения, работать в команде, распознавать и уважать “культурное разнообразие и инаковость” (diversity management skills), компетентно вести себя в конфликтной ситуации и управлять конфликтом, вести переговоры

·  аналитико-коммуникативные умения: анализировать, решать проблемы и коммуницировать решения

·  умения адаптироваться к изменениям.

Показательно и то, что подобные требования предъявляются сегодня в деловом профессиональном мире не только к управленцам и специалистам гуманитарных профессий, но и к инженерам, финансистам и бухгалтерам, и особенно представителям медицинских профессий, врачам и медсестрам.

Коммуникативное образование в системе жизнедеятельности личности

По утверждениям исследователей, существует прямая зависимость между уровнем коммуникативных умений личности и качеством ее отношений в жизни.  Дети, выросшие в так называемых семьях, «ориентированных на разговор», более успешно строят свои взаимоотношения и во взрослой жизни - в дружбе и любви (Коеsten, 2004). Супружеские пары, где муж и жена «умеют общаться», более счастливы в своем партнерстве, чем супруги с менее развитыми коммуникативными умениями (Ridley et al., 2001). 

Коммуникативные умения в семейных отношениях особенно актуальны в условиях современной трансформации семьи, когда меняются многие традиционные семейные и гендерные роли и отношения.  Меняются традиционные роли мужа и жены и распределение ролей между работающими и неработающими мужчиной и женщиной.  Изменяются, становясь более открытыми, но вместе с тем нередко и более сложными, отношения между приемными детьми и их приемными и биологическими родителями.

Все более настойчиво в современном западном обществе ставятся вопросы о новых формах семейных отношений в связи с нетрадиционной сексуальной самоидентификацией личности.  Так, к острым социально-политическим вопросам, вызывающим столкновения и дебаты среди представителей различных социальных групп в США, относится  проблема gay/ lesbian marriage - права людей нетрадиционных сексуальных ориентаций на официальное закрепление своего партнерства, а также права такой пары взять на воспитание ребенка.  Не менее остро вопринимается в современном западном мире и проблема смены  человеком своего физиологического пола и связанные с этим сложнейшие процессы социальной адаптации, через которые, как правило, проходит не только он сам (или она), но и вся семья.  Во всех этих, как и других, «нестандартных» жизненных ситуациях умение современной личности делать выбор и коммуницировать этот выбор в сложной динамике нетрадиционных отношений, умение, несмотря ни на что, продуктивно строить свою жизнь и отношения с окружающими можно квалифицировать как “умение выживать”.  В подобных случаях – и это еще более очевидно, чем в традиционных жизненных сценариях -- коммуникативное образование и коммуникативная компетентность становятся мощным дополнительным жизненным ресурсом личности. 

Обширные исследования показывают, что коммуникативные умения влияют практически на все стороны жизнедеятельности человека и что коммуникативное образование – важный фактор общего развития личности.  Выявлено, что коммуникативное образование положительно влияет на развитие критического мышления и на критическое восприятие медиа информации; на формирование качеств лидера и позитивной самооценки и уверенности в себе; на физическое и психическое здоровье, и т.д. [3, 1]

Коммуникативное образование в контексте глобализации

Коммуникативная компетентность - необходимый атрибут и межкультурного, поликультурного, межнационального и международного общения и понимания. Если некоторое время назад  межкультурная коммуникация ассоциировалась преимущественно с работой международных  и политических деятелей, то сегодня связь с другими культурами становится частью жизни каждого из нас.  Все  типичные  'межкультурные ситуации’, где мы “обречены” на встречи с представителями других культур cегодня трудно уже перечислить,. Это и ставший особо популярным за последнее время  зарубежный туризм (путешествия, к которым мы далеко не всегда оказываемся психологически и культурно подготовленными); это и происходящие в наших регионах миграционные процессы, а наряду с ними, национальные и религиозные столкновения и конфликты;  это и новые образовательные практики типа дистанционного обучения, позволяющие посредством новых информационных технологий объединить студентов не только из разных регионов страны, но и из разных стран и даже континентов; это и расширяющиеся профессиональные  контакты с коллегами из других стран... Сегодня нам всем становится очевидным, что в условиях неизбежных процессов глобализации резко возрастают взаимовлияние и взаимопроникновение, а как следствие – и взаимоответственность культур.  Становится очевидным, что хотение и умение понимать другой образ жизни, уважать отличие “ их“ от “нас,” минимизировать собственную этноцентричность и строить диалог с “чужим-другим” не просто желательны, но необходимы.  И не только для плодотворного сотрудничества.  В ситуациях межнациональных, международных и межкультурных конфликтов, включая религиозные, кросс-культурная  грамотность и компетентность выступает гарантом общечеловеческого самосохранения и безопасности. 

Кроме того, отношения с другими культурами, когда они выстраиваются в рамках коммуникативной компетентности, помогают нам лучше понять и самих себя.  “Инсайтовыми” становятся для человека, обладающего коммуникативной культурой и коммуникативным мышлением, многие международные события.  И естественными становятся размышления, например, над такими вопросами:  Что высветили и чему научили нас трагические события последнего  десятилетия в Чечне или совсем недавние - в Южной Осетии и Грузии – если рассматривать их не в плоскости международных или национальных интересов, а в отношении нас самих, живущих в России?  Что мы узнали и поняли о самих себе как гражданах и как обществе за это время?  Для  человека коммуникативно-грамотного,  коммуникативно-ориентированного и коммуникативно-мыслящего естественно воспринимать эти события и связанные с ними проблемы не только социально-критически, но и в плане саморефлексии.  Любая встреча с 

д р у г и м  есть естественный повод осмыслить не только этого другого (или другое), но и себя и меру своей ответственности в отношении к этому другому.  Коммуникативное образование формирует в человеке способность быть активным субъектом в системе всех его жизненных отношений.

Перспективы коммуникативного образования в  России

Обратимся вновь к “национальному вопросу”:  каковы перспективы коммуникативного образования в сегодняшней России?  Возвращаясь к тому, с чего начиналась эта статья, еще раз подчеркну, что коммуникативное образование, широко признаваемое как важный  компонент общего и профессионального образования в западных образовательных системах, пока не стало предметом официальной образовательной политики российских вузов – на данный момент в них отсутствует такое направление подготовки, как коммуникация.  Можно возразить - вот уже ряд лет, как введены и успешно осваиваются специальности по межкультурной коммуникации и по связям с общественностью; ширится набор коммуникативных  курсов и программ  на отдельных факультетах в ряде государственных и негосударственных вузов.  И все-таки, это лишь  “первые ласточки”.  Системное обоснование коммуникативной подготовки современного специалиста остается по-прежнему на периферии научно-теоретической, социально-философской и педагогической мысли.  Прагматическая целесообразность коммуникативной подготовки, ее насущность для представителей многих, особенно гуманитарных, профессий остается в образовательной политике мало признанной и как госзаказ  практически не заявлена.

Между тем, сама логика социально-экономического развития с неизбежностью ставит на повестку дня этот вопрос. Для того, чтобы соответствовать международному уровню профессионализма, современный специалист обязан быть коммуникативно компетентным: в ситуации профессионального взаимодействия уметь оценивать и выбирать оптимальные способы действий, иначе говоря, уметь управлять ситуацией. (В этом смысле можно говорить о слиянии профессиональной этики и коммуникативной этики, что для современного профессионала нередко одно и то же.)    

Спрос на такого коммуникативно-грамотного и коммуникативно-действенного профессионала растет.  Не случайно, не в структуре университетского образования, а на рынке образовательных услуг эта ниша уже не один год активно заполняется:  потребителю предлагается, в том числе по Интернету, огромное количество тренингов и краткосрочных обучающих программ по коммуникативно-управленческой тематике с выходом на конкретные управленческие технологии. 

Неуклонно меняется и наше общественное сознание.  На собственной ежедневной практике (нередко весьма фрустрационной) мы как граждане учимся понимать, насколько важен профессионализм во всех видах и на всех уровнях общественных отношений. Все больше осознаем, что именно коммуникативные умения/ коммуникативная компетентность/ коммуникативная культура являются “визитной карточкой” профессионализма. 

Напомню, в самых общих чертах, виды социальных отношений, качество которых напрямую зависит от коммуникативной культуры каждого из нас:

  • организационная коммуникация и деловая (бизнес) коммуникация: внутренние взаимодействия в организации (включая руководителей и подчиненных), внешние отношения и связи организации (PR), отношения между работниками и работодателями
  • межличностная коммуникация в различных сферах: отношения в семье, в профессиональной среде “на рабочем месте”, c друзьями, с соседями
  • коммуникация в сфере обслуживания:  отношения между клиентом и поставщиком услуг (следует упомянуть, что в мировой практике эта сфера бизнес-отношений традиционно выделяется как особая - customer service - “обслуживание клиентов/заказчиков/покупателей”.  Поскольку в нашей государственной  практике обслуживания клиентский подход долгое время, по понятным причинам, отсутствовал, его деловой язык и кодекс отношений, можно сказать, еще только оформляются)
  • педагогическая коммуникация и коммуникация в учебном процессе, что включает управление разнообразными отношениями в учебном процессе – между преподавателем и учащимися, между самими учащимися, между отдельными учащимися и группой; здесь же педагогические отношения между родителями и детьми  
  • политическая коммуникация: отношения “гражданин - власть-государство”, готовность групп и индивидов выражать и отстаивать свои социальные интересы
  • коммуникация между различными культурами и субкультурами  - опять же, не только национально-этническими, проживающими в разных регионах, но и гендерными, религиозными, представляющими разные сексуальные ориентации, профессиональными, возрастными
  • экологическая коммуникация: отношения между индивидуальными субъектами и организациями в решении проблем охраны, очищения, облагораживания - эстетизации окружающей среды
  • коммуникация здоровья и здравоохранения: отношения не только между пациентом и врачом /медперсоналом, но и между населением и институтами здравоохрания;  здесь же социальная политика по охране здоровья населения, просвещение и пропаганда здоровья и здорового образа жизни.   

Подведу итоги:  коммуникативная подготовка современного специалиста - гражданина - человека должна быть сегодня обязательным компонентом общего образования,  как признано в мировой практике. Коммуникативная подготовка включает два аспекта: философско-этически-мировоззренческий и прикладной, социально-практический.  Мировоззренческий аспект предполагает понимание, что язык как система символов и коммуникация как процесс использования этих символов есть не только способ выражения и передачи мыслей и чувств, но главное, есть способ совместного конструирования социальных реальностей, бесконечных по разнообразию жизненных миров-отношений. Мировоззренческий аспект также вмещает в себя  ответственность человека за свой выбор действий.

Социально-практический аспект предполагает, что человек готов создавать эти социальные миры-отношения - владеет набором коммуникативных (вербальных и невербальных) действий, позволяющих ему достичь результатов в конкретной социальной ситуации. 

Реализация задач коммуникативного образования требует, без сомнения, большой и длительной коллективной работы - не только содержательной и методической разработки коммуникативных учебных программ, но и подготовки профессиональных кадров, специалистов по коммуникации, умеющих реализовывать эти программы (что является отдельной проблемой в практике сегодняшней высшей школы и темой отдельного разговора).  Тем не менее, я рассматриваю эти задачи как “вызов современности” и с профессиональных позиций не вижу более достойной альтернативы, как принять этот вызов к действию.

Литература

1.Emanuel, R. (2005). The Case for Fundamentals of Oral Communication, Community College Journal of Research and Practice, 29. http://www.natcom.org/index.asp?bid=11001

2.Morreale, S., Osborn, M., & Pearson, J. (2000). Why Communication is Important: A Rationale for the Centrality of the Study of Communication. Journal of the Association for Communication Administration, 29, 1-25.     http://www.natcom.org/NCA/files/ccLibraryFiles/

3.National Communication Association. (2004). Communication Programs in Higher Education.  Washington, D.C.: National Communication Association

4.National Communication Association. (2004). Communication in the General Education Curriculum: A Critical Necessity for the 21st Century. Washington, D.C.: National Communication Association

5.U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics, Higher Education General Information Survey http://nces.ed.gov/programs/digest/d07/tables/dt07_291.asp

Автор - Ph.D., к.п.н., M.S., основатель и первый президент Российской коммуникативной ассоциации, Россия-США 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

19:31 Сборная РФ по футболу крупно обыграла Казахстан на отборе к Евро-2020
19:17 Лидер Демократической партии Таиланда ушел в отставку
18:52 Полиция Дагестана завела дело в связи с массовым заболеваем людей
18:36 СМИ узнали о срочном закрытом совещании у Терезы Мэй
18:20 Самолет-разведчик США пролетел у границы России
17:55 Снегопады в Москве закончатся вместе с мартом
17:14 Число больных с кишечной инфекцией в Дагестане выросло до 104 человек
16:43 НАТО настояло на необходимости бомбардировок Югославии
15:56 Кремль отказался менять позицию по Голанским высотам
15:21 Сборная России показала лучший результат на Всемирных летних играх
15:04 Захарова заявила о сокрытии западом информации о Крыме
14:35 Дрейфовавший у Норвегии лайнер отбуксируют к берегу
14:20 Все железнодорожные пролеты Крымского моста собраны
13:56 В Индонезии появилась первая ветка метро
13:32 Россия заявила о неусвоенном уроке от трагедии в Югославии для стран НАТО
12:59 Прокуратура потребовала выделить жилье бездомному сироте с видеоблогом
12:34 Нетаньяху отправился благодарить Трампа за Голанские высоты
12:10 ФСИН предложила подключить в СИЗО кабельное ТВ
11:43 Экипаж Viking Sky запустил три двигателя из четырех
11:19 Более 30 млрд долларов похищены со счетов Венесуэлы с января
11:07 Пострадавшие от нападения мечети в Новой Зеландии вновь открылись
10:47 Число жертв циклона в Африке превысило 700 человек
10:24 The Prodigy пригласили фанатов на похороны Кита Флинта
10:11 Кандидат в президенты Украины рассказал о поездке в Москву
09:45 Восемь тонн рыбных отходов вывалились у здания Камчатского правительства
09:23 Семья из четырех человек погибла в пожаре в Омске
09:13 В Таиланде стартовали первые выборы после переворота
09:05 Спасатели эвакуировали более 300 человек с лайнера у берегов Норвегии
23.03 18:56 В Шерегеше люди застряли на канатной дороге на несколько часов
23.03 18:43 В Лондоне на марш по поводу Brexit вышли сотни тысяч человек
23.03 18:15 У берегов Норвегии начал тонуть круизный лайнер
23.03 17:50 Помпео отказался считать слова Трампа о Голанах политикой двойных стандартов
23.03 17:07 Матвиенко допустила изменение Конституции
23.03 16:44 В Старом Осколе вор погиб при нападении на полицейского
23.03 16:17 Порошенко раскритиковал Бойко и Медведчука за поездку в Россию
23.03 15:58 В Дагестане почти 90 человек попали в больницы с кишечной инфекцией
23.03 15:33 Приморский суд арестовал двух последователей «Свидетелей Иеговы»
23.03 15:07 НАТО построит в Польше склад для военной техники США
23.03 14:45 Полиция изъяла документы в ряде министерств Ингушетии
23.03 14:26 Российские Су-27 дважды провожали бомбардировщики США над Балтийским морем
23.03 14:05 Несколько десятков «желтых жилетов» собрались в Ницце и Париже
23.03 13:42 Макрон призвал ЕС противостоять США и Китаю
23.03 13:14 Умерла советская певица Валентина Дворянинова
23.03 13:03 Общественная палата Крыма ответила на приглашение на выборы в Украину
23.03 12:37 Шипулин объявил об участии в праймериз «Единой России»
23.03 12:23 Эрдоган посетит Россию 8 апреля
23.03 12:07 Следователи завели дело на экс-главу ГИБДД по Новосибирской области
23.03 11:51 Петицию с требованием отменить Brexit подписали почти 4 млн человек
23.03 11:30 Росстат подсчитал количество заядлых курильщиков в стране
23.03 11:07 Российские парусники отправятся в экспедицию к Антарктиде
«ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ритейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Южная Корея Юлия Тимошенко авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции русские националисты сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.